Меню

План Путина для России

26.11.2007 00:00 222 (10857)


Продолжение. Начало в номере
за 23.11.2007 г.

В экономической сфере к числу значимых задач, которые удалось решить Путину в 2000 — 2007 годах, можно отнести введение стабильной налоговой системы, создание госкорпораций, обеспечивших присутствие государства в стратегических отраслях экономики, установление контроля государства за добычей и реализацией природных ресурсов.

Это позволило прекратить расхищение недр, расплатиться с основными внешними долгами и создать «подушку безопасности» для экономики (термин Путина) в виде стабилизационного фонда правительства в размере 3,5 триллиона рублей и золотовалютных резервов — 424 миллиарда долларов США (по данным на октябрь 2007 года).

Последние восемь лет в России происходит стабильный рост экономики. И несмотря на то что амбициозная задача президента удвоить ВВП к 2010 году, скорее всего, в полном объёме не будет выполнена, положительная экономическая динамика очевидна.

Путину удалось решить и главную проблему ельцинского периода — отлучить олигархов от власти. Государство стало отстаивать национальные интересы, а не обслуживать отдельные финансово-промышленные группы. Такой шаг вызвал широкую поддержку у большинства рядовых россиян и укрепил авторитет власти.

Задачи третьего этапа
 
В целом за два срока президентского правления Путин смог реанимировать государство и вывести экономику из кризиса. Сегодня он имеет политические инструменты и экономические ресурсы для глубоких преобразований в России.

Страна получила шанс сделать качественный рывок в своём развитии и войти в число процветающих государств мира. Как реформатор Путин стремится реализовать такую возможность и непосредственно участвовать в этом процессе, чтобы увидеть конечные плоды своего труда.

С таким прицелом в последнем Послании Федеральному собранию России президент предложил власти и обществу задачи нового, третьего, этапа реформ: «Это формирование дееспособного гражданского общества, это строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей, это становление свободного и социально ответственного предпринимательства, это борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооружённых сил и правоохранительных органов, это, наконец, значимое укрепление роли России в международных делах».

Этот план действий в более усечённом виде и с незначительной разницей в формулировках в мае 2007 года и взяла на вооружение «Единая Россия», назвав его «планом В.В. Путина».

В интерпретации «Единой России» он включает пять пунктов:

1. Защита и сохранение для будущих поколений общего культурного пространства, богатства русского языка, традиций толерантности и духовности. Обеспечение развития образования и культуры.
2. Построение конкурентоспособной экономики.
3. Новое качество жизни граждан страны.
4. Становление институтов гражданского общества.
5. Дальнейшее развитие России как суверенного государства, укрепление государственности.

По своей сути «план Путина», принятый «Единой Россией», представляет базовую часть названного выше стратегического плана действующего президента России.

Особенность этого документа в том, что его предлагается реализовать уже после ухода Путина с поста главы государства в 2008 году. Кроме того, это уже не антикризисный план, как предыдущие, а план развития.

В чём суть тех задач, на решении которых Путин предлагает сосредоточить усилия всех политических институтов и общества после выборов 2007/08 года? Как их можно оценить с позиции рядового российского гражданина?

Качество жизни

Принципиально важно, что в перечень первоочередных задач включено формирование гражданского общества. Без этого становление демократии в стране невозможно.

Чрезмерное усиление государства без развития институтов гражданского общества чревато бюрократизацией власти и созданием почвы для возврата к авторитаризму.

Акцент на развитие всех форм самоорганизации граждан и местного самоуправления позволит обеспечить необратимость процесса демократического развития России.

За последние годы удалось переломить негативные тенденции в социальной сфере, но не изменить ситуацию кардинально. В результате «шоковой терапии» и  ваучерной приватизации 90-х произошли массовое обнищание населения, его глубокая социальная дифференциация.

Возник огромный разрыв в доходах между богатыми и бедными, который и сегодня велик. Разница в доходах между 10 процентами самых бедных и 10 процентами самых богатых слоёв населения составляет более 15 раз.

И это в стране с богатейшими природными ресурсами! Поэтому задачу добиться нового качества жизни населения, которая ставится Путиным, нельзя решить без победы над бедностью.

Требуют решения и другие безотлагательные социальные проблемы. Например, практически провальным оказался переход к накопительной пенсионной системе. В начальной стадии находится реформа ЖКХ.

Острой остаётся и демографическая ситуация в стране. В экономике, несмотря на устойчивый её рост, не решены главные проблемы: доминирование сырьевого сектора, низкая конкурентоспособность промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках, обусловленная недостаточной технологической вооружённостью и высокой энергоёмкостью производства, а также низкой производительностью труда.

Не набрали нужной мощности банковская и страховая системы. Сегодня всем очевидно, что без построения конкурентоспособной экономики России не удастся войти в число высокоразвитых стран.

Для решения этих задач в стране создана основательная база. Накапливаются финансовые ресурсы, реализуются инвестиционные проекты.

Россия с 2007 года перешла к перспективному трёхлетнему бюджетному планированию, а в феврале 2008-го по указанию президента правительство России должно принять «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года».

В ней планируется не только заявить о приоритетах в построении инновационной экономики, но и определить методы и способы её реализации.

До 2020 года концепция должна стать руководством к действию и для исполнительной, и для законодательной власти. В вопросах укрепления государственности Путин предлагает дополнить традиционные задачи повышения общей эффективности управления и борьбы с коррупцией задачей реформы военных институтов.

 Речь идёт о модернизации армии, оснащении её самыми современными видами вооружения и техники.

Окончание в следующем номере.

Виталий ИВАНОВ, доктор политических наук