Меню

Жизнь в трущобах городских

23.05.2007 00:00 92 (10727)


Он говорит, что его зовут Игорь. Иногда этот тринадцатилетний мальчик появляется рядом с нашим подъездом и провожает завистливым взглядом малышей, идущих за руку с мамой и папой.

Люди, живущие бок о бок со мной, реагируют на пацаненка по-разному: кто-то гонит его в шею, подозревая во всех грехах, а кто-то подкармливает и одевает. Игорь ничего не просит и скупо благодарит дающих. Только вот в его глазах всегда боль…

Сироты поневоле

Совсем юный Игорь уже успел узнать изнанку жизни, а вот детскую радость — нет. Он говорит, что мама у него есть, папа тоже, но сидит в тюрьме. Почему мальчик побирается, почему он стал токсикоманом, почему вместо родного дома выбрал улицу?

На все эти вопросы, наверное, есть ответы, но ни один из них не будет оправданием детской безнадзорности. У Игоря есть мама, которая, по его словам, чаще видит бутылку, чем собственного ребенка. Он бродит по улицам, ночует в подъездах, если успевает проскочить в них через железные двери. Он ворует, потому что хочет есть и уже не может без кайфа.

Ему тринадцать, но выглядит лет на девять… Образ жизни отбросил его далеко от более благополучных сверстников.
Заметно, что попрошайничать ему стыдно. Игорь и ко мне-то подошел, потому что увидел, как я кормлю забежавшую в подъезд собаку.

«Тетенька, а мне что-нибудь дайте», — робко попросил он, зайдя со спины и напугав до смерти и меня, и пса. Мальчишку, конечно, покормила, принарядила, но растерялась, потому что больше ничем помочь ему не могу. Более того, Игорь ни от кого помощи не ждет, она ему не нужна.

Он привык к улице, знает ее законы, ему нужны деньги на наркотики, а не одноразовая помощь доброхотов. К сожалению, таких мальчишек и девчонок, неприкаянных и злых, не становится меньше. У каждого из них свой путь на улицу.

Как дети превращаются в сирот поневоле, я спросила начальника отдела по делам несовершеннолетних УВД по Курчатовскому району Ларису Шахматову. Увы, именно в этом районе детская преступность выше, чем в других уголках Челябинска.

Доказать вину

Инспектора по делам несовершеннолетних, как это ни парадоксально, ближе всех к детям, оказавшимся ненужными собственным родителям. Лариса Юрьевна и ее коллеги могут рассказать огромное количество историй о судьбах тех, чьи папа и мама не исполняют свои обязанности перед детьми.

Каждая из них будет по-своему страшна, потому что главными героями в них будут дети, маленькие и уже подростки. Но от реальности не убежишь, поэтому люди в милицейской форме изо дня в день выходят на улицу, совершают обход квартир и лезут в подвалы, где могут прятаться сбежавшие от родительской «любви» дети.

Лариса Шахматова говорит, что наше законодательство иной раз чересчур лояльно к тем, кто игнорирует свои обязанности перед детьми:

— Есть в нашем Уголовном кодексе 151-я статья, которая предусматривает ответственность за такие антиобщественные действия, как вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством, попрошайничеством.

Статья есть, но вот «способы вовлечения и одурманивания» должны быть доказаны милиционерами. Для этого суду нужно предоставить медицинское заключение и показания свидетелей. Доказанной должна быть также и систематичность дурного влияния взрослых на детей.

Вот именно эта процедура и является самой сложной, потому что бродяжку нужно разыскать, а потом убедить людей, ставших свидетелями безобразного отношения к ребенку, прийти в суд и дать показания. Однако бывает и так, что не отец с матерью становятся виновниками того, что чадо пошло по кривой дорожке.

В нашей практике был такой случай, когда школьниц нежного возраста вовлекли в употребление психотропных средств совершеннолетние девушки, вполне отдающие отчет в своих действиях. Правда, снять ответственность с родителей в этой ситуации тоже нельзя. Именно при их попустительстве подобное стало возможным.

В последнее время появилась еще более страшная тенденция. Асоциальный образ жизни выбирают не только дети из неблагополучных семей, но и те, чьи близкие являются вполне приличными членами нашего общества. Реалии сегодняшнего дня таковы, что папы и мамы пытаются заработать, чтобы стать полноправными членами общества потребления жизненных благ.

Вам знакома ситуация, когда взрослые люди крутятся как белка в колесе, пропадая на работе? Между тем ребенок целыми днями предоставлен сам себе. Мама заработала на то, чтобы сын или дочка ходили в приличную школу, были одеты не хуже сверстников, накормлены, но из семейного бюджета нужно еще выделить средства на коммунальные услуги, проезд, выплаты по кредитам...

У многих просто не хватает денег, чтобы отдать ребенка в какой-то клуб по интересам. Сегодня это удовольствие тоже не из дешевых, а бесплатных центров дополнительного образования в нашем районе практически не осталось. Вот ребенок и идет на улицу, где соблазнов с каждым днем становится все больше и больше.

Призраки мнимой роскоши

Оказывается, большой бедой является не только нищета, но и улучшение благосостояния. Дети не понимают того, откуда берутся деньги и как тяжело их зарабатывать. Шестилетний малыш, которого мама забирает из детского сада, убежден в том, что хрустящие купюры на велосипед и шоколад появляются из банкомата сами собой.

Маме нужно только правильно набрать цифры и вовремя выхватить деньги. Он еще мал, и ему так трудно объяснить, что, для того чтобы банкомат выдал вожделенные тысячи, их нужно сначала заработать.

Он не понимает и того, почему родители отказывают ему в покупке сотового телефона и компьютера, если они уже есть у половины детсадовской группы. Он не понимает, почему Маша и Петя каждое лето отдыхают на побережьях морей и океанов, а он — в бабушкином саду с удобствами на улице и комарами. Ему так хочется того, что есть у других.

Для какого-то малыша найдется у мамы время и силы объяснить несообразности сегодняшней жизни, а кто-то сочтет достаточным накормить сына вечером и включить ему телевизор, который также расскажет сказку о красивой жизни или научит быстрым способам обогащения.

Лариса Шахматова привела красноречивый пример на эту тему. У разведенных родителей была своя жизнь, в которой места ребенку не нашлось. Его проживание с мамой в любой момент могло закончиться плачевно. Но папа, узнав об условиях, в которых живет его единственный сын, сделал все, чтобы парень жил с ним. Однако мальчишка уже успел почувствовать вкус свободы и безнаказанности.

В свои десять он точно знал, что все в этом мире покупается за деньги: и вкусности, и друзья. А состоятельный папа и мачеха не могли отказать ребенку, хлебнувшему горя, ни в чем. У него и так было все только самое лучшее, но ему было мало этого. Ванечке не нужна была родительская опека, ему хотелось сутками просиживать в компьютерных клубах, смотреть кино и ночевать в подвалах.

Его не терзали угрызения совести, когда он брал из папиного кармана то 20, то 50 тысяч рублей. Более того, он ухитрялся проматывать эти деньги в два-три дня. Между тем милиция и отец искали бродяжку по всем злачным местам города. Привозили домой грязного и завшивленного, а через некоторое время все начиналось сначала.

Методы папиного воспитания сводились к увещеванию. Он даже купил для любимого отрока легковую машину как потенциальный приз за учебу и хорошее поведение, но увы. Парню исполнилось 14 лет, и он оказался на скамье подсудимых в наручниках. Папа горько плакал, но что-либо менять уже поздно — мальчишка переступил черту, которая отделяет баловство от преступления.

Взрослая жестокость

По словам инспекторов, работающих с несовершеннолетними, самым трудным является профилактика правонарушений среди подростков. Убедить мальчишку или девчонку в том, что они не правы, беря чужой телефон, очень трудно.

Подросток не чувствует границы между своим и чужим, он не видит криминала в том, что попросил у младшего школьника телефон поиграть, да так и не вернул. Им очень сложно понять, почему у товарища по парте есть все, а у него нет даже маленькой толики тех же благ…

Более того, на преступную стезю становятся девчонки. Их жестокость по отношению друг к другу безгранична. Лариса Юрьевна отмечает, что нередки такие случаи, когда хрупкие девочки бьют друг друга не на жизнь, а на смерть. Поводом для драки может стать и косой взгляд, и модная вещица, и разногласия из-за парня.

Но это только часть работы тех, кто отвечает за неблагополучных под-ростков. Другая сторона неблагополучия еще страшнее, потому что осознать расслоение общества не могут взрослые и свое зло вымещают на детях.

По пять уголовных дел заводят инспектора в Курчатовском районе Челябинска на тех родителей, которые проявляют жестокость в отношении своих сыновей и дочерей. Причем, отмечает Лариса Шахматова, речь идет о тех делах, у которых есть судебная перспектива. Это значит, что необходимая доказательная база собрана, что ребенка нужно срочно забирать у родителей, которые о нем не заботятся.

Лариса Юрьевна знает об этих искореженных детских судьбах и говорить об этом без слез ей трудно. Перед глазами инспекторов слишком часто проходят жуткие картинки побоев, детского пьянства и наркомании. Виновны в этом те, кто дал детям жизнь.

— Иной раз чувствуешь свою полную беспомощность, — отмечает Лариса Шахматова, — когда ты и твои коллеги с огромным трудом в суде доказывают, что родители — это угроза для жизни ребенка, а потом натыкаешься на гуманность нашего законодательства…

Дело в том, что в 2004 году в федеральный закон были внесены изменения, и теперь статья 156 УК РФ уголовного наказания в виде лишения свободы за жестокое обращение с детьми вообще не предусматривает (!).

Значит, изуверам, измывающимся над ребенком, абсолютно ничего не угрожает. А ведь как бы хорошо подростку ни было в приюте, он все равно хочет иметь семью. Пусть даже ради этой семьи ему придется терпеть побои и ходить попрошайничать.


Их нравы

В Израиле попрошаек кормят фруктами

В Израиле трудно не только умереть с голоду, но даже долго оставаться голодным. На рынке, под прилавком со стороны покупателя, всегда лежат овощи и фрукты, которые хотя и чуть подпорчены, но вполне съедобны. Любой может наклониться и взять этот товар совершенно бесплатно.

В пятницу вечером рыночные торговцы остатки нераспроданного товара (даже если он отменного качества) бесплатно раздают всем желающим. Бережливые израильтяне никогда не выбрасывают добротные, но со временем оказавшиеся ненужными вещи.

Обычно они выстирываются, гладятся, складываются в аккуратные кульки и выставляются на улицу. Между тем большинство израильских бездомных предпочитает брать деньгами, то есть попрошайничать. Благо это законом не запрещено.

Более того, нищие активно взаимодействуют с полицией. На днях попрошайки Иерусалима, Тель-Авива и Беэр-Шевы написали коллективное письмо в дорожный отдел израильской полиции с просьбой подольше держать машины на светофорах.

По их мнению, зеленый загорается слишком быстро, поэтому водители не успевают подать милостыню. А раскошелиться израильтяне готовы всегда. Согласно Торе, Библии и Корану человек обязан помогать своему ближнему. В Израиле считается, что пожертвования подчеркивают доброту дающего.

Марина КУДРЯШОВА.
Коллаж Людмилы МАНУРИНОЙ.