Меню

Александр КОЛОДКИН: «Охота всегда удачна»

08.05.2007 00:00 82 (10717)


У сегодняшнего героя рубрики «Мужской клуб» вполне традиционные для представителя сильного пола хобби — охота и рыбалка. Интересно другое: на эти увлечения он готов тратить уйму сил, времени и денег, хотя Александра Колодкина ни в коем случае нельзя назвать кровожадным человеком.

Поступая согласно законам природы, он никогда не застрелит на охоте больше дичи, чем может съесть, а лишнюю рыбу выпустит обратно в водоем. Сегодня он рассказывает читателями «ВЧ», в чем отличие между охотником и браконьером, где можно узнать все о повадках животных, а также какие приметы и традиции существуют в среде ловцов дичи.

Рубрику ведет
Cветлана ГРИГОРЬЕВА

Из досье «ВЧ»

Александр Владимирович КОЛОДКИН
• Родился 21 октября 1975 года.
• Окончил автотракторный факультет ЮУрГУ по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов».
• С 1998 по 2006 год занимался диагностикой в центре «Челябинск-Лада».
• До недавнего времени работал техническим директором центра автомобильных технологий ЮУрГУ. Сейчас сервисный инженер компании «Техносервис».

В поисках впечатлений

Увлечение охотой Александр перенял от отца. В детстве Саша много времени проводил в деревне вместе с папой. В первый раз оказался на охоте в 12 лет. Участвовали много родственников, которые подумали: почему бы не взять с собой любознательного Сашу?

— В этот день я встретился с очень интересным человеком, который заразил своей увлеченностью — охотой, — вспоминает Александр. — Ситуация парадоксальная: сам он не охотник, но без охоты жить не может. Ружье в руки не берет по идейным соображениям, но очень сильно переживает за каждый выстрел и варит прекрасную шурпу (любимое кушанье охотников из свежей дичи. — Авт.).

Для него важно побыть на природе, получить впечатления, почувствовать запах болота. Оказалось, это и правда очень сильно влечет: напряжение, первые выстрелы, которые раздаются еще в темноте…
Так Александр приобщился к охоте, а когда повзрослел, не пропускал практически ни одного сезона. Правда, собственное оружие приобрел недавно.

Раньше стрелял из чужого — по правилам охоты это разрешается, если рядом владелец. Обладание собственным оружием, по словам Александра, воспитывает — появляется ответственность.

 — Ружье у меня хоть и простое, но самое надежное, — гордо улыбается. — Я долго выбирал его и остановился на отечественном ТОЗ-34. У меня телосложение не очень крупное, поэтому позволить себе тяжелое оружие не могу. К тому же я люблю утиную охоту, а там стрелять нужно из лодки, постоянно меняя положение тела. Ружье должно быть легким, быстро разворачиваться.

Отдых от общения

Об охоте Александр может рассуждать долго и красиво:
— История человечества удивительна, она всегда сопровождалась охотой. В мужчине это заложено на генном уровне: он должен приносить домой добычу. Если он не охотится, восполняет пробел чем-то другим. Я не хочу тратить свое время на бесполезные вещи.

Охота позволяет воспитывать в себе множество качеств: выносливость, терпеливость, изобретательность. Невозможно на охоте добиться успеха, если не придумаешь тактику, не проявишь ловкости и сообразительности. Невозможно поймать зайца, не пробежав за ним несколько десятков километров.

Нужно понимать, как он бежит, чего хочет добиться петляя. Появляется азарт. Из пяти-шести зайчиков, которых ты преследуешь во время охоты, поймать удается одного.

Зайцы и лисы, по мнению Александра, — самые хитрые звери из тех, что водятся в лесах Южного Урала. Наблюдение за ними доставляет большое удовольствие, даже если в результате так и не удается никого взять. Ведь главное для охотника Колодкина не трофеи и количество убитых зверей, а эмоции. Поэтому он не понимает добытчиков, которые после безрезультатного брожения по лесам досадуют, что зря потратили время.

— Я работаю на диагностике автомобилей восемь лет, — говорит он. — Специфика такова, что приходится постоянно общаться с людьми. За год попросту устаешь от этого общения. Хочется отдохнуть, поехать на природу. И тут надо понять: мы стреляем по уткам не потому, что ненавидим их. Любое увлечение имеет положительные и отрицательные стороны. Убийство, безусловно, отрицательный момент.

<<  Главное — хорошо замаскироваться.

Поэтому каждый охотник должен поддерживать популяцию. Я этим занимаюсь: езжу в охотничьи хозяйства, заполняю кормушки животных и птиц, раскидываю соль. На это уходят два-три дня, но для природы это очень важно. Весной кормовая база очень слабая. Пережить это время большинство животных без помощи людей просто не могут.

А значит, охотиться осенью будет не на кого. При таком положении вещей, мне кажется, лицензии на охоту выдавать нельзя. Поэтому лучше пару выходных потратить, чтобы осенью нормально пострелять.

Раньше Александр охотился несколько раз в сезон, выезжая на два-три дня. В основном его «жертвами» становились утки. Говорит, на копытных тоже ездил, но их отстреливать жалко — слишком красивые и большие.
— Я не понимаю людей, которые сейчас охотятся на копытных, особенно на самок. Они истощены, в этом году снег был глубоким, достать из-под него пищу сложно.

Любой уважающий себя охотник не будет стрелять в косулю, если она с потомством. Малыша подстрелить легко. В этом нет повода для гордости. А вот добыть рогача, который и сдачи может дать, — это почетно. Тут нужно и ловкость, и силу проявить.

В доме Колодкиных лежат рожки косули. Больше никаких трофеев нет. Все, что Александру удается поймать за сезон, тут же съедается. Причем хозяин сам любит готовить и знает множество интересных рецептов. Часть добычи готовят прямо на месте, остальное мясо разделывается на базе и доставляется домой.

— Мой основной принцип — никогда не убивать больше, чем я могу съесть, — уверяет герой. — Одна-две уточки в самый раз. Исключения редки — только когда очень удачная охота.

Дать  зверю шанс

Доводилось Колодкину встречаться и с браконьерами. Мало того, собеседник признался, что раньше и сам грешил этим делом, да только быстро разочаровался.

— Любой охотник, — уверен он, — проходит такую стадию. Но в определенный момент, если человек порядочный, ему попросту становится неинтересно. Я участвовал в охоте, где пользовались нарезным оружием (хотя сам из него не стрелял). Внешне это оружие напоминает автомат Калашникова, обладает оптикой и стреляет одиночными патронами, чтобы с расстояния в 150 метров нанести точный выстрел.

Фактически это убийство, потому что ночью испуганные животные не могут убежать от света фар. Стреляя из нарезного ствола, человек практически всегда точно попадает в цель. Для сравнения скажу: чтобы попасть в движущуюся мишень из дробового ружья, надо почти вплотную подойти к зверю и мгновенно выстрелить.

С расстояния более 30 — 40 метров попасть невозможно. Обычный охотник отличается от браконьера тем, что он честно охотится, оставляя животному шанс спастись. Важен момент, когда ты один на один со зверем и он имеет возможность тебя обхитрить.

Опытные ловцы дичи тесно сотрудничают с природоохранными ведомствами, которые помогают охотиться. И, кстати, большинство браконьеров, которых доводилось встречать Александру, были бывшими сотрудниками этих служб. Ведь кому, как не им, знать места и повадки животных. В 90-е дичь истребляли повально.

— Я наблюдал такие картины: приезжает на мелководье катер и начинает гоняться за маленькими утками, в основном за лысухами, в диком азарте пьяные люди настреливают за раз по 50 — 70 особей практически в упор. Лысуха летает медленно, а катер ездит с большой скоростью. Или пять-шесть человек берут грузовик, едут ночью в пригород и расстреливают по 15 — 17 косуль. Это не охота, а убийство.

Радует только, что сейчас, по наблюдению охотника, браконьеров стало значительно меньше. Недешевое это нынче удовольствие: подорожали патроны, оружие и прочее. Сейчас на один сезон у Александра уходит около 30 тысяч рублей.

Львиная часть тратится на амуницию и лицензию. А когда с финансами сложно, есть эконом-вариант — купить лицензию на одну зорьку. Стоит всего 50 рублей — разрешается подстрелить двух уточек. В принципе этого достаточно, чтобы получить эмоции и приобщиться к природе.

Обычай «выпить на крови»

Как у любого охотника, у Александра есть приметы. Как любой охотник, он не стал о них рассказывать. Зато раскрыл секрет своего знакомого, который попросту не пойдет на охоту, если ему вдогонку пожелают ни пуха, ни пера. Услышав эти слова, мужчина моментально разворачивается.

Имеются у ловцов и определенные ритуалы. Например, во время охоты на копытных есть обычай «выпить на крови» первого добытого животного. Все собираются возле зверя и просят у него прощения за то, что лишили его жизни, объясняя, что это не со зла, а потому что кушать хочется.

Затем выпивают по стопке водки, которую еще называют «востроглаз» — средство, чтобы реакция была более адекватной. Известно, что любое волнение водка или коньяк снимают очень хорошо: перестают дрожать руки.

Всем, кто собирается заняться охотой, наш герой рекомендует почитать трактат графа Собаниева «Охота и рыбалка на Руси». Это двухтомник, в котором автор дал самое полное описание жизни и повадок животных и рыб, обитающих на территории страны.

Написаны книги еще в царской России, за что Собаниеву присвоили звание академика РАН. Труд описывает не только рыб и животных, но и способы их добычи, организации охоты, правила техники безопасности. Например, как расставить номера на охоте, чтобы стрелки друг в друга не попали. Сейчас охотникам приходится прибегать в этом вопросе к помощи егерей.

— Меня очень сильно удручает положение областного общества охотников и рыболовов, — поделился Александр Колодкин. — Оно практически развалилось, в результате «охоту-минимум» не принимают, вопросов серьезных не задают. Я помню времена, когда опытные охотники учили молодежь. Чтобы получить охотничий билет (документ, который дает право покупать лицензии на охоту и держать в руках оружие. — Авт.), надо было знать все.
 
Рыбалка ради кадра

Практически все увлеченные охотники еще и рыбаки — эта истина, неоднократно подтвержденная жизнью. Александр Колодкин не исключение. Последний раз он рыбачил этой зимой на Увильдах. Причем сезон запомнился особенно, поскольку удалось освоить новый способ ловли рыбы — на жерлице. Результат оправдал самые оптимистичные ожидания — удалось поймать несколько килограммовых щук.

— Я раньше думал, что зимняя рыбалка — полная ерунда: сидишь на одном месте, ждешь чего-то, — признался герой. — На самом деле это смотря что ловить. К примеру, если вы решили поймать глубоководную рыбу, приходится сидеть на одном месте. Но рыба семейства сиговых просто так не ловится — нужно ее прикормить, спустить лампочку, чтобы приманить, и только потом выловить.

Причем хорошие рыболовные снасти по цене не уступают охотничьим. Я, например, недавно купил за 500 рублей десять метров лески. Последнее достижение японских инженеров — очень прочная леска, которую в воде не видно. Каждый крючок приходится выбирать, поскольку они определенным образом загнуты.

Кстати, американские натуралисты в одном из последних исследований утверждают, что рыба не чувствует боли. У нее настолько мало нервных окончаний, что когда она попадает на крючок, не ощущает его во рту. А значит, рыбалка на крючок — наиболее гуманный способ.

На Западе вообще распространена практика отпускать рыбу после того, как ловец с ней сфотографируется. В Челябинской области тоже есть озера, где приходится так рыбачить, поскольку килограмм пойманной рыбы обходится рыбаку в 400 рублей. К примеру, возле Новоандреевки есть маленькое озерцо, куда запустили форель.

Каждая особь весит не меньше кило. Клюет мгновенно, причем на любую насадку. При мне рыбак на спор насаживал кусок колбасы. Так рыба аж высовывалась из воды, глотала крючок. Он вытаскивал, но, поскольку она очень дорогая, а деньги не бесконечные, отпускал обратно. Такая рыбалка напоминает ловлю в аквариуме — не нужно прикладывать никаких усилий.