Меню

Марки мешают выпить

06.07.2006 00:00 122 (10510)


Оборот импортного и отечественного алкоголя со старыми марками на территории России с 1 июля запрещен.

Изложим все по порядку. В июле 2005 года закон о госрегулировании производства и оборота спирта и спиртосодержащей алкогольной продукции претерпел некоторые изменения, в результате которых появились новые правила маркировки и единая государственная информационная автоматизированная система, короче — ЕГАИС.

Приняли правила — можно бы расслабиться и работать дальше. Так и вышло. Когда подоспел срок утверж-дать образцы марок, подписывать официальные документы и шлепать печати, выяснилось, что еще ничего не готово, и поэтому запуск проекта пришлось отложить до зимы.

В феврале выпустили наконец новые акцизы федерального образца для отечественных напитков, а к марту добрались до импортного вина. Производители кинулись менять марки на своей продукции, однако уложиться до 30 июня, когда по закону вся немаркированная продукция превращалась в нелегальщину, для многих оказалось просто невозможно.

Настал день X, и магазинные полки, раньше такие обильные, превратились в пустыню. Новыми акцизами обзавелись только пять процентов импортеров, остальным же выделено время на перемаркировку до 29 декабря. Следует отметить, что процесс этот, несмотря на кажущуюся простоту (переклеил заново), весьма трудоемкий и требует массы времени. Поэтому по прогнозам экспертов былое изобилие вернется к осени.

Что такое ЕГАИС? Эта система представляет собой базу данных, в которую поступает информация о каждой конкретной бутылке — сколько градусов, когда и кем изготовлена продукция и так далее. Таким образом ЕГАИС дает шанс государству проследить «за каждой каплей спирта» на федеральном уровне.

Ведь региональных акцизных марок теперь попросту нет. Новые марки наносят только производители: импортеры спиртного получают марки на таможне, а затем отправляют их зарубежным производителям, отечественные же производители алкогольной продукции получают марки в Федеральной налоговой службе.

ГРАНЕНАЯ ЗАСУХА

Пустота магазинных прилавков навевает самые горькие воспоминания о талонной системе, самогонных аппаратах и торговле из-за угла. И не то чтобы пьянству бой, и не то чтобы стыдно, а просто так уж вышло, что вся алкогольная продукция вдруг оказалась просроченной. Не то чтобы испортилась… Русский человек всегда надеется на авось, поэтому многие производители и оптовики просто не вписались в предоставленные правительством сроки.

Многих горожан не смутили начавшиеся в конце июня распродажи алкогольной продукции. Когда предлагают вино за 30 рублей, а коньяк за 100, наши люди не думают о качестве купленных напитков. Их просто смели с прилавков. Так что в наших магазинах сейчас даже из-под полы заветную бутылочку «Хеннесси» не купить.

Предполагается, что импортеры должны успеть до 29 декабря нанести на такое спиртное новые марки и со спокойной совестью продать.

В том же случае, если кто-то этого сделать не успеет, при проверке контролирующими органами можно ждать мер административного реагирования со стороны контролирующих органов. Так, сразу после 1 июля комиссия нагрянула в челябинский магазин «Галерея «Континент», результатом стали изъятие 500 бутылок спиртного без федеральных акцизных марок, штраф и шанс остаться без лицензии на торговлю.

КТО ВИНОВАТ

Правительство, которому, судя по всему, меньше всего хотелось повторения винно-водочного ажиотажа конца 80-х — начала 90-х годов (впрочем, в полной мере избежать его не удалось), дало задний ход, отложив второй этап ЕГАИС на февраль. Одновременно, если внимательно прочитать постановление Кабинета министров, можно получить и ответ на любимый российский вопрос, кто виноват.

Итак, документ утверждает «требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции». Иными словами, приборы нужно было уже давно купить, но какие, непонятно.

Минфину по согласованию с Минсельхозом поручено в месячный срок «утвердить порядок оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции». Это означает, что если даже законопослушный производитель или импортер обзавелся-таки к 1 июля некой техникой, то ему еще никто и не думал разъяснять, как и куда ее ставить.

Минфину в месячный срок предписано «утвердить перечень информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета в технические средства фиксации». В переводе на русский это значит, что те, кто приборы купил и на свой страх и риск отладил и установил, до сих пор просто не могли знать, какую информацию с их помощью передавать налоговикам.

Наконец Федеральной налоговой службе в двухмесячный срок поручено «утвердить формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета в технические средства фиксации».

За этим важным поручением ясно видится такая ситуация: все, кому следует, электронику купили, сами разобрались, что и как с ней делать, дошли своим умом до того, что они должны передавать в ФНС, и гонят через глобальную сеть требуемые законом сведения, но могут ли их прочесть «на другом конце» — загадка.

До февраля времени вроде бы немало. Но если проблема будет решаться теми же темпами, что сейчас, отпраздновав Новый год и положенные к нему длинные каникулы, россияне начнут готовиться к новому винно-водочному дефициту.

РЕСТОРАНЫ БУДУТ УБЫТОЧНЫМИ?

Рестораны после 1 июля также остались без элитной алкогольной продукции. Особенно если они выполнили предписания закона и отправили весь импортный алкоголь со старыми марками на склады импортеров. В особенно сложном положении оказались те заведения, в ассортименте которых большую долю занимал элитный алкоголь. Винные коллекции многих ресторанов являются их визитной карточкой.

Например, столичные да и некоторые челябинские рестораны формировали погреба с алкогольной продукцией не один год. Следствие нововведений — снижение посещаемости ресторанов, сокращение выручки, затраты, связанные с возвратом бутылок с марками старого образца на склад.

Отметим, что предприятия общественного питания в соответствии с лицензией реализуют алкоголь на месте, в розлив, поэтому серьезной проблемой остаются открытые бутылки с дорогостоящей продукцией. Их перемаркировка — абсурд.

МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ ПРОБЛЕМЫ

Реализаторы алкогольной продукции штурмуют министерство сельского хозяйства Челябинской области. Вчера министр сельского хозяйства Иван ФЕКЛИН сообщил:

— На сегодняшний день лишь 30 процентов предпринимателей переоформили свои ИП и ЧП в ОАО и приобрели лицензии на торговлю алкоголем. Остальные 70 процентов ждут своей очереди и в срочном порядке переоформляют документы. В полугодовой срок мало кто уложился.

Между тем стоимость лицензии для розничных реализаторов составляет 20 тысяч рублей. При этом уставный капитал для компаний, находящихся в разных территориальных образованиях, различен. Так, для Челябинска и Магнитогорска уставный капитал предприятия должен составлять 200 тысяч рублей, для городов до 500 тысяч населения — 100 тысяч рублей, а для поселков — 30 тысяч рублей.

Для таких промышленных гигантов, как, например, «Ариант», — 3 миллиона рублей и соответственно 50 миллионов уставного капитала. Иван Феклин убежден в том, что принимаемые правительством меры абсолютно правильные, поскольку направлены на защиту потребителей, а также на сокращение числа отравлений некачественным и суррогатным алкоголем.

Только в 2005 году в Челябинской области по этой причине умерли 1535 человек, а в целом по России более 43 тысяч таких смертей. Кстати, свою статистику подобных смертей ведут самые разные службы: от пожарных до спасателей. Наши чиновники ожидают также положительных сдвигов в этом вопросе после проведения разного рода проверок законности торговли спиртным. После 3 июля начался их новый виток.

Подготовила Марина КУДРЯШОВА.
Фото Сергея АРСЕНЬЕВА.