Меню

Владимир СПИВАКОВ: «НЕ ЛЮБЛЮ ПРЕЗИДИУМОВ»

21.06.2006 00:00 111 (10499)


Сегодня в Челябинске завершается фестиваль «Владимир Спиваков представляет…» Наша филармония пригласила маэстро нарушить границы Москвы, где этот фестиваль проходил нынче в четвертый раз, и попросила привезти его частицу на Южный Урал. Долго уговаривать маэстро не пришлось.

Он любит гастролировать по городам России. 1 июня на сцене зала имени Прокофьева играли стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. 9 июня в Челябинске выступали «Виртуозы Москвы». Сегодня вечером на сцене театра оперы и балета играет Национальный филармонический оркестр России под управлением маэстро. Мы говорили с Владимиром Теодоровичем накануне концерта.

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»

Владимир СПИВАКОВ. Скрипач и дирижер. Народный артист СССР.


В Московской консерватории учился у знаменитых Юрия Янкелевича и Давида Ойстраха.
После триумфальных сольных выступлений в США в 1975 году началась его блестящая международная карьера.

Владимира Спивакова приглашают лучшие оркестры и дирижеры мира.
В 1979 году он создает камерный оркестр «Виртуозы Москвы», становится его художественным руководителем, солистом и дирижером.

Дирижерскому искусству учится у Израиля Гусмана. Сам Леонард Бернстайн дарит ему дирижерскую палочку в знак симпатии и веры в будущее Спивакова-дирижера.

В 2003 году Владимир Теодорович создал и возглавил Национальный филармонический оркестр России.
Много лет занимается благотворительной деятельностью.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД

— Вы — один из немногих известных музыкантов, которые стремятся больше играть в России. Это можно назвать патриотизмом?

— У каждого своя мотивация. Когда я создавал Национальный филармонический оркестр, то хотел, чтобы он стал действительно национальным достоянием. Это особенно важно теперь. Шоу-бизнес заполонил сегодня все, а человек значительно шире, чем телевизионный экран. Его потребности, возможности, мысли значительно глубже. По детям своим знаю.

Поэтому, мне кажется, такие концерты и фестивали нужны. Классическая музыка — как Пушкин, составляющая духовного наследия России. Я глубоко убежден, что не только генетический код переходит из поколения в поколение, но и духовное наследие.

Благодаря этому сохраняется сила духа людей. Даже Сталин при всех его мрачных сторонах хотел показать, что не сломлен дух русского народа. Вы помните, в блокадном Ленинграде оркестр играл «Седьмую симфонию» Шостаковича? Это транслировалось на весь мир. И тогда все поняли, что наших людей победить нельзя. Это очень важно.

— Есть на планете, которую вы, как космонавт, облетели уже несколько раз, особо любимый вами город?

— Город детства — Ленинград.

— Как-то вы сказали, что русская культура переживает сейчас глубочайший кризис.

— Не говорил я такого. Говоришь одно, потом видишь в прессе другое. Я не помню такого. Пока в России есть нормальные люди, которые любят свою страну, свой народ и хотят что-то сделать, думают о детях, с уважением относятся к тому, что было, — о критическом состоянии культуры говорить нельзя. Конечно, государство мало помогает. Но помогают друзья.

— Известно, что вы не употребляете спиртных напитков, тем не менее одним из спонсоров Национального филармонического оркестра была компания «Балтика». Как вы к этому относились?

— Пиво я пью иногда. Я люблю пиво. Кстати, оно после концертов неплохо утоляет жажду.

— А какое предпочитаете?

— «Балтику» как раз. Просто там оказался человек, который любит музыку. Он дал деньги на приобретение инструментов для оркестра. Дело в том, что в российских оркестрах ужасные инструменты.

Иногда вы слышите ошибки во время концертов, но происходит это не потому, что музыкант не умеет играть, а потому, что у него плохой инструмент — старый. Хотелось подтянуть оркестр до хорошего уровня. И вот нам дали такую возможность.

— Спонсоры, думаю, с вами охотно работают?

— Вам так кажется. Чтобы были спонсоры, нужен закон, которого в стране нет. Я давно об этом говорю: чтобы спонсоры, дающие нам деньги, освобождались от налогов. Как во всех цивилизованных странах. Тогда легче будет. А сейчас это часто срывается. Все не так у нас как надо.

ОДИН ПРОТИВ ВСЕХ

— Недавно вас пригласили в президиум «Букера». Вы согласились, потому что любите литературу? Или просто не умеете отказывать?

— Не смог отказаться, потому что действительно люблю литературу. Пришлось прочесть много книг. Очень много, не помню даже сколько. Половина из них вылетела из головы, как только вошла в нее. Но не мог не читать все, чему надо было дать оценку. Коли согласился, надо ответственно отнестись к делу.

Ведь даешь свое имя — значит должен отвечать. Непросто там все было. Меня ругали… за непредвзятость. Не принял корпоративных условностей. Не могу я говорить: «Нравится» — только потому, что так решило большинство. Так часто бывает, что на первом этапе отсеяли автора, который мне показался самым достойным.

— «Венерин волос»?

— Да, роман Шишкина. Мое мнение не сошлось с другими. Кстати, потом я играл концерт в Швейцарии, мне девушка принесла книгу Шишкина с его автографом. Оказывается, в знак благодарности за поддержку.

— Не пойдете больше в президиум «Букера», если позовут?

— Не пойду. Я вообще не люблю президиумов.

— От чего, кроме музыки и литературы, еще испытываете огромное удовольствие?

— От театра. Люблю ходить в Ленком к Захарову. Раньше дружил с Георгием Товстоноговым, любил этот театр, поддерживал. Даже создал фонд помощи старым актерам.

«МЕЛОЧИ ЖИЗНИ»

— Владимир Спиваков известен еще и своей благотворительностью. Себя при этом не обижаете? Как относитесь к роскоши вообще? Что значит в вашей жизни комфорт?

— Вот у меня есть часы, купленные много лет назад за 100 франков. Я как-то летел в Швейцарию и обратил внимание на человека, который по всем признакам очень хотел со мной поговорить. Я ждал.

В конце концов он ко мне обратился, сказал дежурные фразы. А потом спросил: «Могу я узнать, что у вас за часы? Что за ужас! Как вы можете носить такие часы?! Я представитель фирмы «Франк Мюллер», мы вам можем сделать скидку в 70 процентов на часы…» С каким-то там особым стеклом.

Я говорю: «Зачем? И эти прекрасно ходят!» Как представил, скольких детей можно спасти за эту сумму, что на эти деньги можно купить инструмент… Да не надо мне таких дорогих часов! В этом смысле роскошь мне отвратительна. А комфорт в смысле отдыха я ценю.

— Вы сейчас играете на «Страдивари». Где хранится ваша прежняя скрипка, подарок вашего учителя Юрия Янкелевича?

— Дома. Я ее берегу.

— Считаете своим талисманом?

— Я как-то не думаю о талисманах. Особых талисманов у меня, пожалуй, нет. Вот разве дирижерская палочка Бернстайна — мой талисман.

— Но артисты часто бывают суеверны. Есть у вас какой-то специальный ритуал перед концертом, который вас успокаивает?

— Ха-ха! Самый лучший — хорошо позаниматься перед концертом и желательно поспать немного.

— А после концерта как расслабляетесь?

— После концерта я прекрасно себя чувствую. Есть усталость, конечно, физическая. Но психологически испытываю подъем. Его дает публика. Вчера в Уфе пришли после концерта за кулисы люди, сказали, что на концерт они шли в депрессивном состоянии.

Но послушали нас — и депрессии как не бывало. Значит, моя миссия выполнена. А отдыха как такового в простом человеческом понимании у меня нет. Нет концертов — продолжаю заниматься, работаю с партитурой, инструментом.

МЕМУАРОВ НЕ БУДЕТ

— В таком случае голова музыканта наверняка не бытом занята. Как организуете свое пространство, чтобы ничего не забыть…

— Забываю. То телефон, то часы. Но они ко мне всегда возвращаются. Жена тоже говорит: «Когда уже эти часы исчезнут?» Они никого не устраивают. Только я ими вполне доволен.

— У вас есть незыблемые семейные традиции?

— В августе я иду в отпуск. И этот месяц принадлежит только моей семье. Потому что мы редко видимся, я постоянно в разъездах. Жена Сати, правда, часто ездит со мной на гастроли. Только однажды моя дочь приехала ко мне на концерт в Амстердам.

Сати тогда была больна и не смогла поехать со мной. Я выступал в огромном зале. Там подиум был очень высокий. Когда закончился концерт, мне нужно было спуститься по лестнице, довольно крутой, к зрительному залу.

Я осторожно со скрипкой в руках спускался по ступеням, а зал встал и аплодировал мне. Дочь была тронута до слез. Потом сказала, что не представляла, как меня любит публика. «Ведь они же тебя совсем не знают, — говорила она. — И так любят».

— От такой любви у многих артистов начинает кружиться голова. А у вас как будто бы есть рецепт лечения звездной болезни.

— Лично мне она просто не знакома. Я только удивляюсь подчас, когда слышу, что приезжают артисты и выставляют свои требования: номер не такой, вид из окна плохой, подушки, лимузины… Это мне все странно.

— Каким вы были в детстве? Послушным? Или иногда вам надоедали занятия музыкой и хотелось побездельничать?

— Всякое бывало. И бездельничал, и непослушным был.

— Ваша жена написала чудесную книгу в стиле мемуаров. А у вас нет желания когда-нибудь сесть за «мемуары виртуоза»?

— Я уже много лет на виду, публичный человек. Обо мне все знают все. А писать о каких-то мелочах не стоит. Нет, писать мемуары не собираюсь.

Светлана СИМАКОВА.
Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА.