Меню

40 ЛЕТ С МИКРОФОНОМ

02.06.2006 00:00 99 (10487)


Если бы челябинцам предложили поучаствовать в игре «Сто к одному», то на просьбу назвать самый известный голос Южного Урала большинство ответило бы одинаково. Причем вспомнили бы не оперного певца, а диктора и комментатора спортивных праздников и соревнований Валерия АПУХТИНА.

Героем сегодняшней рубрики «Знаменитый выпускник» могут гордиться многие городские школы. Дело в том, что мой собеседник до своего совершеннолетия сменил аж пять учебных заведений! И на это были причины…

Рубрику ведет Светлана ШЛЫКОВА
Тел. 263-06-67. E-mail:
svetlana@vecherka.uu.ru 

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»

Валерий Иванович АПУХТИН родился 18 сентября 1942 года в Челябинске.
Учился в сельской школе Октябрьского района, в челябинских школах № 2, 30 и 10.
В 1968 году закончил факультет физвоспитания Челябинского государственного педагогического института. Имеет журналистский диплом института марксизма-ленинизма.

Немного поработал учителем в общеобразовательных школах, после чего был приглашен на должность тренера по лыжным гонкам в областной совет «Динамо». С 1979 по 2004 год работал завучем СДЮСШОР № 5, сейчас — методист в этой же школе.

Отличник народного просвещения РСФСР, отличник физической культуры и спорта России, заслуженный работник физической культуры РФ, судья республиканской категории по лыжам.
Комментирует спортивные соревнования с июня 1966 года. Диктором и судьей-информатором работает на общественных началах.

Жена, Татьяна Владимировна, заведующая канцелярией УралГУФК. Дочь Вера учится в аспирантуре.

  Голос Валерия Апухтина знают тысячи людей. Приятный, эмоциональный, он окрыляет, программирует на хорошее настроение. Не раз «нашего Левитана» приглашали работать в Москву, но челябинец был непреклонен. Хочу, говорит, жить и трудиться в родном городе. И вот уже сорок лет — знаменательная дата выпадает на июнь этого года — Валерий Иванович не выпускает из рук микрофон.

Все хоккейные и футбольные матчи, легкоатлетические эстафеты, лыжные гонки, праздники комментирует именно он. Экспресс-интервью, которые Апухтин берет у собеседников, неповторимы. Еще бы, ведь он так мастерски может разговорить любого, а вопросы задает самые неожиданные, оттого и интересные! Хотя работа диктором — хобби, общественная нагрузка, а совсем не основная его деятельность…

ПОТЕРЯ ДЛЯ «АНШЛАГА»

— Валерий Иванович, почему в детстве вы сменили несколько школ?

— Родился я на ЧТЗ, в районе знаменитого «седьмого участка», рядом с катком. Жил в одном доме со своим ровесником Геннадием Цыгуровым. И кто знает, в какую школу бы пошел и чем это дело закончилось, если б не переезд. Отца, партийного работника, направили в село Лысково Октябрьского района. Там я и пошел в первый класс. А после четвертого родители взбунтовались. Дело в том, что я не один ребенок в семье, а учеба в деревне оставляла желать лучшего. Несколько лет мы, дети, за партами сидели, а ни читать, ни писать толком не умели.

Вот отец пришел в обком партии и говорит: «Или билет берите мой партийный, или меня переводите в город». Перевели — сначала начальником цеха на ЧТЗ, потом директором дома отдыха «Шершни». Там, в лесопарковой зоне, и стали жить всей семьей. Учиться я пошел в семилетнюю школу № 2, что на мельзаводе. Когда ее закончил, перевелся в восьмой класс 30-й школы.

Правда, пробыл там только один год, а в девятый класс пошел уже в школу № 10. И все потому, что это учебное заведение было базовым для пединститута, а за данный вуз я уже выступал на лыжных соревнованиях. Спортсменом ведь был. Правда, аттестат о среднем образовании получал уже в вечерней школе на улице Володарского. Пошел туда, потому что не хотел терять год, когда ввели одиннадцатилетнее образование.

— Какое из всех перечисленных учебных заведений вспоминаете больше?

— Школу № 2. В ней произошло становление меня как спортсмена. Учителем физкультуры — по совместительству — работал у нас директор СДЮСШОР № 5 по лыжным гонкам Василий Алексеевич Паньжин. Он и увлек меня этим видом.

— То есть школьные годы ассоциируются со спортом? А как дела с учебой обстояли?

— Честно скажу: четверок у меня было больше, чем троек. Тяги к математике, физике, химии никогда не имелось. А вот литературу и русский язык любил так же, как и физкультуру.

— Выбор факультета физической культуры и спорта института, получается, не случаен…

— Да что вы, у меня и в мыслях не было спортивную профессию выбирать! Просто, учась в старших классах, тренировался у Александра Полозкова, мужа Лидии Скобликовой. По его совету и поступил в пединститут из базовой школы. А мог бы по стопам старшего брата пойти — он народный артист. У нас в семье все увлекались художественной самодеятельностью, от мамы унаследовали хороший голос. Младший брат — бард. Вот только я пою исключительно в узком кругу. Зато с удовольствием как конферансье шучу в широком.

— Не жалеете, что артистической карьере сказали «нет»? Сейчас в «Аншлаге» или «Кривом зеркале» светились бы...

— Нисколько не жалею! У меня и так в жизни все сложилось неплохо. Сорок лет с микрофоном вот не расстаюсь — любой артист может позавидовать.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СКРОМНОСТИ

— И когда вы в себе артистические способности обнаружили?

— Еще в школе. Вернее, я их пробудил, потому что решил избавиться от скромности. Был очень тихим мальчиком, всегда краснел по поводу и без. Лет в пятнадцать меня это стало тяготить. Решил воспитывать в себе смелость. Выучил шутки конферансье. Они постоянно вели в доме отдыха, где мы жили, концерты артистов из филармоний всего Советского Союза. И сам провел небольшой концерт. Потом еще один и еще… Так и избавился от стеснения.

— С этого и началась ваша жизнь тет-а-тет с микрофоном?

— Тогда я работал еще без микрофона. Но он меня интересовал всегда — смотрел на него как на что-то божественное. Всегда хотелось что-нибудь в него крикнуть. Однажды удалось. Как-то директор стадиона «Центральный» Павел Васильевич Дудушкин разрешил мне объявить составы футбольных команд. Был счастлив!

— Однако не этот комментарий стал для вас отчетной точкой дикторской деятельности.

— Не этот. А тот, когда комментировал футбольный поединок с участием преподавателей пединститута, в котором учился. Случилось это уже после возвращения из армии — забрали-то меня служить со второго курса института…

АРМИЯ С СЕКРЕТОМ

— Валерий Иванович, знаю, служили вы в погранвойсках…

— Стал отличником-пограничником, в секрет ходил. Это наряд так называется, когда приходится замаскироваться и с собакой ждать нарушителя.

— Скажите, почему все влюбляются в границу, побывав там?

— Застава — одна семья без признаков дедовщины. Поэтому-то пограничники самые дружные и ежегодно шумно отмечают свой праздник. Мы раньше тоже всегда собирались с друзьями на площади Революции. Сейчас этого не делаю, но на работе полдня обязательно сижу в зеленой фуражке. Правда, не в той, что из армии привез, ее младший брат Володя, закончивший театральный институт, для спектакля в эсэсовскую переделал…

— После армии приоритеты в вашей жизни поменялись?

— Стал здорово учиться, заработал повышенную стипендию. И в соревнованиях реже участвовал — в армии получил серьезную травму коленного сустава…

— Тем не менее со спортом остались дружны. Долгое время работали тренером по лыжным гонкам, потом замдиректора СДЮСШОР № 5.

— Я и сейчас в этой школе тружусь и со спортом дружу. Зимой катаюсь на лыжах, летом ежедневно до работы и обратно, до дома, бегаю через лес. Если нет настроения совершать пробежку, то просто иду и природой любуюсь. Вот сегодня подснежник увидел. Вчера — как сова охотилась за зайцем. В лесу очень интересно!

ГОЛОС КАК У ЛЕВИТАНА

— Ваша работа всю жизнь связана со спортом, а дикторство в таком случае чем является?

— Хобби. Если на одну чашу весов положить его, а на другую лыжные гонки, даже и не знаю, что перевесит. И то и другое нравится.

— Когда обнаружили, что у вас «волшебный голос Джельсомино»?

— На «металл» в моем голосе обратил внимание коллега, учитель физкультуры школы № 1, где я некоторое время работал после института. Решил проверить свои способности. Все в том же доме отдыха по радио сделал объявление, подражая Левитану: «Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза.

Передаем сообщение ТАСС. Сегодня космический корабль, пилотируемый нашими космонавтами, отправился на Луну…» Отдыхающие все поверили, обрадовались, кричали ура. Потом, конечно, выяснили, что это была моя шутка.

— У вас действительно хорошо поставленный, звонкий, приятный голос. Специальные упражнения, чтобы развить его, делаете? Допустим, сырые яйца пьете?

— Когда веду программу или комментирую матч, прошу, чтобы рядом со мной всегда стоял теплый чай. Напитки пью только без газа. Иногда прислушиваюсь к рекомендациям принять перед выступлением граммов пятьдесят коньяка.

— Вам важно, что комментировать или объявлять?

— Нет. Мне важно, кто и как это делает. Не люблю непрофессионализм. Переживаю, что не вижу себе замены…

— Назовите качества, которыми, по-вашему, должен обладать хороший диктор.

— Во-первых, у него должен быть приятный, нераздражающий голос. Во-вторых, человек обязан разбираться в теме, в данном случае — в спорте. В-третьих, не лишне уметь работать экспромтом.

МАСТЕР ЭКСПРОМТА

— Всегда поражаюсь, каким мастером экспромта являетесь вы! Причем ваши вопросы всегда интересны и необычны. Не поделитесь, как у вас получается так работать?

— Если взял в руки микрофон, то чувствую себя как рыба в воде. Особенно люблю экспресс-интервью делать. Подхожу к человеку и пытаюсь, расположив собеседника к себе, задать ему неожиданный вопрос. Для этого внимательно слушаю, о чем он говорит. Самую интересную мысль и развиваю дальше. Бывает, что провоцирую собеседника на ожидаемый ответ. У меня хорошая память, никакие мелочи не забываю и этим пользуюсь.

Например, в разговоре с четырехкратным олимпийским чемпионом Александром Тихоновым, к слову интеллигентом с большой буквы, не мог удержаться, чтобы не спросить, откуда у него помимо спортивных наград орден Красной Звезды. Я-то знал, что получен он за то, что Тихонов обезвредил преступника в поезде, а зрителям-то это тоже интересно услышать.

Или другой пример. На Кубке России по каратэ спросил президента этого вида спорта: «Вот вы говорите, что каратэ бесконтактное, а почему в зале столько медиков в белых халатах?» После ответа: «Если бы это был контактный вид спорта, то тогда машины «скорой помощи» постоянно увозили бы спортсменов» — болельщики, естественно, засмеялись и долго аплодировали.

— Комментируя соревнования, вы часто шутите…

— У меня есть специальная книжка, в которую записываю умные мысли. Потом их использую. Допустим, во время недавнего боксерского поединка рассказал анекдот: «Тренер поучает своего ученика: бокс — это не шахматы, тут думать надо». Реакция слушателей сами понимаете какая была.

Однако экспромт экспромтом, а готовлюсь к выступлению всегда. На одной из весенних легкоатлетических эстафет попросил нашего губернатора Петра Сумина вспомнить, как он бегал когда-то за ЧПИ. Он даже сам удивился, откуда я узнал об этом факте его биографии.

— Вот и «Вечерка» случайно узнала о знаменательном факте из вашей биографии. Поздравляем с тем, что сорок лет дружите с микрофоном, и желаем беречь свое достояние — голос, чувство юмора и профессионализм!

ФОТО ОЛЕГА КАРГАПОЛОВА.