Меню

Юлия СМИРНОВА: «РОССИИ НУЖНЫ СВЕТЛЫЕ ГОЛОВЫ»

02.06.2006 00:00 99 (10487)


В первом классе почти все девочки хотят быть похожими на любимую учительницу. Но когда взрослеют, обычно забывают о детской мечте. Даже студентки педагогических вузов подыскивают себе местечко поспокойнее. А молодой директор гимназии № 10 Юлия Смирнова, напротив, всегда видела себя только в школе. Хотя у нее был выбор.

 Она с отличием окончила музыкальную школу. Педагоги настойчиво советовали способной пианистке продолжить образование в училище. Но девушка выбрала математический факультет Челябинского государственного университета. Его выпускники без труда устраивались в вычислительные центры и на другие предприятия города, занимались программированием. Юлия пошла в школу.

— Мой выбор предопределила мама. Она учительница русского языка и литературы. К нам домой часто приходили ее выпускники разных лет, это было очень приятно. И я всегда мечтала работать в школе. Поэтому после защиты диплома, не раздумывая, вернулась в родную школу № 5.

— Иногда молодые специалисты, столкнувшись с непредвиденными проблемами, бросают свой класс в середине года и уходят из школы. У вас разочарования не было?

— Нет. Школа мне нравилась всегда. У меня был прекрасный класс с углубленным преподаванием математики и информатики. Я участвовала в конкурсах молодых учителей. А в 1995 году меня пригласили в гимназию № 10 на должность заместителя директора по научно-методической работе.

Я сразу почувствовала разницу между обычной школой и школой искусств. Здесь царила особая, творческая атмосфера. Новая работа буквально захватила меня. Однако это не мешало параллельно заниматься наукой, проводить исследования. Совместно с кафедрой биологии Челябинского педагогического университета мы провели мониторинг физического развития и состояния здоровья учеников начальных классов.

Результаты эксперимента оказались весьма любопытными. Выяснилось, что повышенные нагрузки (а наши дети не только осваивают общеобразовательные предметы, но и занимаются музыкой, хореографией) не влияют на здоровье школьников. Если родители четко контролируют выполнение режима дня, следят за развитием ребенка, проблем со здоровьем не возникает. На эту тему я подготовила диссертацию.

ВАРИАНТ ДЛЯ ДАРОВАНИЙ

Через несколько лет судьба приготовила очередной сюрприз для Юлии Викторовны. На перспективного педагога обратили внимание в городском управлении образования. Появился шанс занять удобное чиновничье кресло. Дважды она пыталась вписаться в административную работу.

Занималась вопросами аттестации школы в городском управлении образования, позднее возглавила отдел в управлении образования Центрального района. Все складывалось удачно. Юлии Викторовне объясняли, что она переросла школу, пришло время для управления. Но она тосковала по живой, практической работе. Мечтала вернуться к детям. Любовь к школе, видимо, заложенная на генетическом уровне, победила.

— Для себя окончательно поняла: я не чиновник, мне нужна школа. И в третий раз пришла в свою гимназию. В феврале этого года нашего директора пригласили в Челябинский колледж культуры, и вопрос с новым руководителем гимназии был решен.

— Сейчас вам приходится руководить, пожалуй, самым необычным учебным заведением в городе. Ведь по сути ваша гимназия объединяет сразу три школы: общеобразовательную, музыкальную, хореографическую. Как вам удается «примирить» педагогов творческих дисциплин и учителей-предметников?

— Найти общий язык удается, наверное, потому, что я пришла сюда завучем по научно-методической работе. Пришлось искать индивидуальный подход к каждому преподавателю. Люди искусства — особые люди. Очень честолюбивые, легкоранимые. Если бы мы не установили с ними контакт, то никогда бы не создали модель гимназии, объединяющей науки и искусства. Но на сегодняшний день, я считаю, у нас единый коллектив, который решает общие задачи. Так что конфликт физиков и лириков в нашей гимназии решен.

— Сейчас много говорят о новом национальном проекте «Образование». Вы работаете в этом направлении?

— Так получилось, что мы резко ворвались в этот проект. Нашу гимназию как школу, внедряющую инновационные программы, сразу выдвинули на соискание президентского гранта в один миллион рублей. С нетерпением ждем результатов, они будут известны 15 июня. К слову, мы единственная школа Центрального района, которая принимает участие в этом конкурсе.

— Юлия Викторовна, в последние годы произошло резкое разделение учебных заведений на престижные гимназии-лицеи и рядовые школы для всех. Как вы считаете, насколько это оправданно?

— Я считаю, что лицеи и гимназии имеют право на существование. В таких школах концентрируются одаренные дети, которые легко осваивают учебные программы более высокого уровня. Здесь ребенок получает гармоничное развитие, больше возможностей раскрыть способности. Учитель, как правило, ориентируется на сильных учеников, выбирает наиболее сложные программы, учит детей самостоятельно мыслить. Поэтому я убеждена: гимназии и лицеи — лучший вариант для талантливых ребят. Ведь России нужны не только рабочие руки, но и светлые головы.

БИБЛИОТЕКА — В НАСЛЕДСТВО

— Чем занимаетесь в свободное от школы время?

— К сожалению, свободного времени слишком мало. Если удается на минуту отвлечься, с удовольствием сажусь за фортепиано. Музыка помогает расслабиться, отдохнуть. Нравится ходить в театры. Люблю оперетту, балет. Хожу в драматический и Камерный театры.

Но, конечно, самое главное увлечение — это семья, на которую остается очень мало времени. У меня двое детей. Младший сын учится в восьмом классе, занимается музыкой, играет в оркестре, участвует во всех конкурсах. Ну и, как все мальчики, ленив до невозможности.

Дочь в прошлом году окончила нашу гимназию. Сейчас студентка первого курса Челябинского госуниверситета, учится на филологическом факультете, специальность — зарубежная филология. Ей нравятся иностранные языки и литература.

— При выборе вуза дочь советовалась с вами?

— Да, мы вместе выбирали, куда пойти учиться. Ей легко давались и точные, и гуманитарные науки. Но по личному опыту знаю: на математическом факультете учиться очень сложно. Поэтому остановились на зарубежной литературе и иностранных языках. А бабушке будет кому передать свою чудесную библиотеку. В ней собрана не только художественная литература, но и различные словари, немало литературоведческих книг. Дочь уже сейчас часами сидит в бабушкиной библиотеке, готовится к семинарам, экзаменам. В публичку ходит редко — почти все необходимые книги находит дома.

— Я обратила внимание, что в вестибюле вашей гимназии разложены свежие номера «Вечернего Челябинска». Родители читают газету, пока ждут своих детей. А вы просматриваете «Вечерку»?

— Разумеется. Сейчас многие издания занимаются исключительно рекламой, информации там никакой нет. Некоторые в прошлом уважаемые газеты опустились до уровня «желтой», бульварной прессы. «Вечерка» себе пока такого не позволяет. Это радует.

Думаю, мы и в дальнейшем будем ее выписывать. Тем более что нам предложили поучаствовать в вечеркинской рубрике «Знаменитый выпускник». Сейчас готовим материалы. Ведь в будущем году наша гимназия, одна из старейших школ Челябинска, отметит свое семидесятилетие.

Наталья ФИРСАНОВА.
Фото Сергея АРСЕНЬЕВА.