Меню

В ПОИСКАХ РУССКОЙ МЕЧТЫ

02.06.2006 00:00 99 (10487)


Я ЖИВУ ОДНИМ ДНЕМ

В детстве я любила мечтать, а теперь живу одним днем. Это правильнее и проще. Ведь раньше учителя нам с первого класса рассказывали, что впереди нас ждет светлое будущее, рисовали яркие картинки безоблачного завтра с бесплатной колбасой и конфетами на прилавках. Бери столько, сколько хочешь.

Обидно, что нас не научили главному — рассчитывать только на себя, а не на заботу «родной коммунистической партии». К счастью, сказки про коммунизм, которыми нас, как манной кашей, кормили в школе, остались где-то в прошлом веке, в далеких 80-х. Когда к власти пришел Михаил Горбачев, мы еще на что-то надеялись.

Помню, нашу свадьбу играли в двухкомнатной «хрущевке» моих родителей и наивно верили в очередной лозунг: «Каждой семье квартиру к 2000 году». А потом еще долго снимали угол в частном доме на окраине города, мыкались в общежитии, стояли в мифической очереди на квартиру и наконец вернулись в родительский дом.

Вспоминаются ваучеры, с которыми мы носились, чтобы правильнее вложить. Нам тогда опять обещали — мол, будете хозяевами предприятия. Поверили и отнесли с мужем ваучеры на наш завод, получили акции. Лучше бы мы тогда продали эти бумажки, а на реальные деньги купили новые сапоги. Так сделали мои умные подруги.

Зато мы с мужем до сих пор акционеры. Дивиденды, наверное, будем ждать до пенсии. Завод наш еще пыхтит, и на собрания акционеров каждый год приглашают. Вместо денег присылают целую кучу бумаг, предлагают заполнить какие-то графы. Мы, горе-собственники, находим им применение только в одном месте. И на том спасибо, хоть на туалетной бумаге сэкономим. Вот так и разбились все наши иллюзии.

А теперь появились новые лозунги. Родишь второго ребенка — получишь 250 рублей. К счастью, нам с мужем уже поздно о втором ребенке думать. Нам бы одного на ноги поставить. Но теперь мы больше никому не верим, рассчитываем только на свои сбережения, опять живя в страхе. Через год сын заканчивает школу. Для того чтобы он попал в университет, платить придется в любом случае.

С багажом его бесплатной школы прорваться на бюджет бесполезно. Учителя прямо заявляют — мол, бесплатное образование у нас закончилось. Значит, надо искать репетитора. А мы в панике: в какой валюте хранить накопления? То стращают, что доллар падает, то, по слухам, еще один дефолт грядет. Если он в вуз не попадет, ему армия светит. Придется искать хорошего человека, который поможет сына от армии отмазать — не за «спасибо», естественно.

Зарплаты у нас с мужем вроде бы прибавляются, но все дорожает. А как объяснить родителям-пенсионерам, почему выросли цены на лекарства? Чем утешить свекровь, которая каждый месяц хватается за сердце, получая квитанции по квартплате? Реформой ЖКХ? А какие сюрпризы реформаторов ожидают нас впереди? Жутко заглядывать в будущее. Когда же мы наконец сможем вздохнуть с облегчением и сказать: «Я верю в завтрашний день»?!

Марина Сергеевна БАРАНОВА.


ГЛАВНОЕ — СОХРАНИТЬ РОССИЮ

Всякий народ имеет право мечтать — это говорит о его здоровье. Я ничего не имею против классической американской мечты — начать с посудомойщика и стать миллионером. Но я никогда не завидовал жителям заокеанского континента. Да, я люблю американскую литературу. Мальчишкой открыл для себя Джека Лондона. Я уже не говорю о Марке Твене, Хемингуэе, Джойсе.
Но даже в самые тяжелые годы у меня не возникало желания поменять Россию на Соединенные Штаты или Израиль.

Я люблю путешествовать и с удовольствием проведу недельку в Италии или во Франции. Но люблю я Россию. Много лет занимаюсь изучением русской истории, литературы. И у меня даже нет мысли, чтобы покинуть родину Пушкина, Толстого, Бунина. Я горжусь, что великие личности, которых знает весь мир, которых с восторгом читают в той же Америке, завидуя, что эти писатели родились не в Штатах, родились на нашей земле, в России.

Беда в том, что мы слишком долго и много мечтали. Вспомните хотя бы благодушного гоголевского Манилова. А каков итог? Мы чуть не профукали Россию. Надо было больше проявлять трезвости, ведь человек — делатель жизни. А у нас вся жизнь прошла в мечтах.

Многому меня научил переломный 1991 год. Тогда я понял: надо проявлять волю, любить и ценить жизнь. Конечно, у меня как у историка есть мечта — сохранить Россию, русского человека. Беспокоит демографическая ситуация. И дело тут не только в пресловутом квартирном вопросе. Мы что-то утратили, потеряли в нашей жизни. Впереди у нас жесткая перспектива — превратиться в малочисленный 40-миллионный народ.

Под вопросом существование целой нации. Меня страшит, что мы можем разделить судьбу этрусков, а русскому языку грозит участь латинского, арамейского и других «мертвых» языков.
И все-таки я смотрю в будущее с оптимизмом. У Родины Пушкина не может быть плохой судьбы. Но прежде нам самим надо поверить в возможность собственного счастья.

Анатолий Андреевич БУХАРИН.


ОТ РЕДАКЦИИ

В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?

Уверены, что подавляющее большинство из нас хочет жить в сильной и великой стране. Вопрос в том, что понимать под ее величием. Желание в один прекрасный день оказаться в супердержаве, которую бы боялись во всем мире (а значит, и уважали) и чьи солдаты смогли бы помыть ноги в Индийском океане? Или, несмотря ни на что, быть настоящими патриотами своего Отечества? Величие страны можно поискать в четко выстроенной вертикали власти, силе государственного аппарата…

Но будет ли это по большому счету русской мечтой, которая, на наш взгляд, мало чем отличается от американской? Пожалуй, она заслуживает корректировки с поправкой на наш менталитет, которому никогда не были свойственны идолопоклонничество перед «презренным металлом» и фанатичная нацеленность на личную успешность.

Такие качества, как душевность и духовность, щедрость и гостеприимство, также всегда составляли нравственную основу русского народа. (Хочется надеяться, что они никуда не исчезли в вихре всевозможных реформ.)

А в остальном… Желание ездить на хороших машинах по хорошим дорогам — чем не русская мечта? Как, впрочем, и иметь возможность купить загородный дом, полноценно отдыхать с семьей хотя бы раз в году на лучших наших и заграничных курортах. Разумеется, получать за свой труд достойную зарплату.

Естественно, не ходить вечерами по родному городу в страхе, что тебя ограбят или убьют, а быть спокойным за себя и детей, играющих во дворе. Жить в свободном и процветающем государстве, которое способно эффективно защищать интересы и права рядового гражданина. Скажете: «Фантастика!» А мы скажем, что это и есть самая настоящая русская мечта. Которая, кстати, абсолютно не противоречит патриотизму и идее сильного государства.


ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Что оставим в наследство детям

Я живу недалеко от городского бора, часто гуляю в его окрестностях. Зимой, наверное, самое популярное место — «монахи», отличное место для начинающих горнолыжников. С вершины этой небольшой горы открывается красивый вид на долину реки Миасс. Летом излюбленные места для отдыхающих — карьеры, бывшие каменоломни. Здесь хорошо загорать и купаться. Но очень огорчает потребительское отношение людей к природе.

Машины утрамбовывают колесами почву, губят траву и кустарники. Люди оставляют после отдыха безобразные свалки. Пластиковые пакеты, бутылки, одноразовую посуду никто не увозит с собой, все остается в лесу. На поверхности воды плавают «соски» из-под пива и прочие «прелести» культурного отдыха. А потом мы вновь расстилаем подстилки и блаженствуем среди этого мусора. Нам не противно — мы так привыкли.

Так от кого же защищать городской бор? Городские власти тут ни при чем. Против кого мы выстраиваем пикеты? Против самих себя. Мы не умеем ценить то, что подарила нам природа. Мы не думаем, какое наследство оставим своим детям и внукам.
Лес болен, но прежде, чем его лечить, надо подумать, каким он будет.

Английским парком с редкими деревцами и просторными лужайками, ухоженным бором с буйной растительностью или большой поляной с плиточными тротуарами, кафешками и пивнушками на каждом шагу... Этот вопрос надо решать всем миром, а потом вкладывать деньги в реконструкцию.

В.М. РОМАНОВ.

Лицеисты-помощники

Выражаем огромную благодарность всем, кто помог в реализации социально важных проектов для улучшения жизни детей нашего города и области. Благодарим учеников, педагогов и директора лицея № 31 Александра Евгеньевича Попова за постоянно оказываемую помощь беспризорным детям и детям из малообеспеченных семей.

РБФ «Теплый дом».

Зона забвения

Я пенсионерка, садовод, поэтому летом постоянно курсирую по маршруту горбольница — АМЗ. До моего садового участка удобно добираться, а из окна автобуса я с удовольствием любуюсь ухоженными улицами и скверами. Однако в районе Мебельного поселка каждый раз невольно содрогаюсь от зрелища жуткого соснового бора возле дороги. Вот уже десять лет этот участок леса погибает.

Хотелось бы знать, кто занимается его благоустройством, кто отвечает за санитарное состояние .
Этот бор, так называемые «легкие города», превратился в зону забвения. А ведь здесь постоянно бывают люди. Компании молодежи идут на карьеры купаться, посетители проходят в больничный городок. Но в таком запущенном лесу гулять просто опасно. Свалка, гниющая падаль — рассадник всяческой заразы.

Если городские власти не в силах поддерживать чистоту в бору, может быть, есть смысл передать его в руки частных предпринимателей. Но спасать лес просто необходимо!

Г.В. ЯКОВЛЕВА.

Спасите островок нашей юности!

Мои родители приехали с Алтая в Челябинск на строительство электрометаллургического комбината. Я родилась уже в этом городе, на улице Сталина прошло мое детство. Рядом с нашим домом, около реки Миасс, находился известный сад Челюскинцев — единственное живописное место в районе. Здесь мы купались на речке, загорали, катались на лодках.

К сожалению, сегодня наш сад исчез, как Атлантида в океане. Уничтожено все. В реке уже никто не ловит рыбу, не купается, не загорает. Река засыпана мусором. Здесь даже птицы не поют. А может быть, эту красоту еще можно реконструировать? Ведь сохранился у берегов реки лесной массив. Что мешает его облагородить? Может быть, еще не поздно возродить Миасс, речку нашего детства?

Л.А. КАПНЕС.

Поддержите дарования

Учащиеся фольклорного отделения детской школы искусств № 2 Челябинска получили приглашение на международный фестиваль фольклорного искусства, который будет проходить в болгарском городе Добрич с 3 по 17 июля 2006 года. Уровень подготовки наших детей позволяет достойно представлять русское национальное искусство на этом престижном фестивале.

Участие в нем даст возможность детям повысить свой профессионализм, принять участие в мастер-классах.
Но для того, чтобы поездка состоялась, на каждого участника коллектива требуется по 630 евро. В группе десять человек. Родители не в состоянии оплатить всю сумму, так как большинство из них работает в бюджетной сфере. Администрация и преподаватели детской школы искусств надеются на поддержку и понимание челябинцев. Будем благодарны любой сумме, которую вы сможете перечислить на наш счет.

МУДОД «ДШИ № 2»
ИНН/КПП 7447032171/744701001
Р/С № 40703810914402000031
В ОАО «Челябинвестбанк»
БИК 047501779
К/С № 30101810400000000779

С уважением директор МУДОД «ДШИ № 2»
заслуженный работник культуры РФ В.М. ГУРСКИЙ.


СПРОСИТЕ «ВЧ»

НА ПРИЛАВКАХ — ПРАВИЛЬНАЯ РЫБА

«Сейчас на время нереста запрещен отлов промысловой рыбы. И тем не менее на городских рынках полно свежей речной рыбы — от чебака и окуня до карпа, рипуса, сига. Откуда она поступает на продажу? Получается, что коммерсантам закон не писан, а рыбакам-любителям грозит наказание за несколько выловленных рыбешек». (Борис Евгеньевич)

Чтобы разобраться в этом вопросе, «Вечерка» обратилась к начальнику отдела рыбнадзора по Челябинской области управления Россельхознадзора Борису НОСИКОВСКОМУ.

— В период нереста (в этом сезоне он продлится до 20 июня) отлов рыбы действительно запрещен. Однако пользователи водоемов затрачивают немалые средства на зарыбление — миллион личинок сегодня стоит порядка 120 — 150 тысяч рублей. Скажем, в Аргазинское водохранилище в этом году запустили личинки ценных сиговых пород (пелядь, сига, рипус) более чем на 20 миллионов рублей.

Но там, где обитает мелкий частик (чебак и окунь), зарыбление малоэффективно: мелкая рыбешка поедает личинки. Поэтому по инициативе правительства Челябинской области, научно-промыслового совета при Камуралрыбводе некоторым хозяйствам разрешили отлавливать чебаков и окуней.

Что касается других видов рыб, например карпа, щуки, рипуса, то при отлове мелкого частика допускается 5-процентный прилов ценных промысловых пород. Скажем, если пользователь поймал тонну чебака и окуня, разрешается отлов 50 килограммов ценной рыбы.

Есть и еще один путь попадания свежей рыбы на прилавки. Согласно статье 40 «О животном мире» предприниматели, которые зарыбили водоемы за свои деньги и на сегодня имеют солидное промысловое стадо, вправе отлавливать рыбу и во время нереста. Для этого им не требуется даже специального разрешения.

Любителям в нерестовый период разрешается ловить рыбу с берега одной удочкой, на один крючок. В этом году им запрещено рыбачить с лодки. Это сделано, чтобы отличить правильного рыбака от браконьера. Таким образом Рыбнадзору проще навести порядок на водоеме.


РЕЗОНАНС

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ...

В рубрике «Люди говорят» от 19 мая прочитала публикации под общим заголовком «В ожидании бэби-бума». Наконец-то наши чиновники поняли: пора как-то повышать рождаемость. А то вымрет народ. Кто тогда будет мотать армейские портянки или спускаться в шахты?

Вот и придумали такой ход: давать каждой семье, заимевшей второго ребенка, 250 тысяч рублей. Только неизвестно, как эти деньги получить. Люди, конечно, хотят наличные: родился малыш — государство финансирует покупку коляски, кроватки и прочего детского приданого. Но вариант с «живыми» деньгами, видно, не прошел.

А то начнут зарабатывать на детях всякие тунеядцы-алкоголики, а для их малышей придется новые детские дома строить. Появился другой вариант: деньги в руки не давать, а перечислять их на покупку квартиры, образование или в счет будущей пенсии. И при этом не сегодня, а через несколько лет. А пока пусть народ рожает. Только вот молодой мамочке сразу придется покупать ребенку памперсы и смеси, ползунки и распашонки.

Для этого нужны реальные рубли, а не мифические капиталы.
Так, может быть, молодым семьям лучше платить достойное пособие — как минимум полторы тысячи в месяц. Не исключено, что конкретная помощь прибавит энтузиазма будущим родителям. Ведь нынешнее детское пособие — 80 (!) рублей на ребенка — это же просто слезы. Разве на них можно накормить, одеть и отвести малыша в садик?

Люся САНЕЧКИНА.


ОТЛИЧНИКИ-ТО ЛИПОВЫЕ!

Уважаемая редакция! Мы постоянные читатели вашей газеты. С интересом следим за городскими новостями, особенно за работой комиссии по благоустройству Челябинска. В рубрике «Итоги» от 27 апреля мы прочитали, что работу предприятия «Жилкомсервис» оценили на пятерку. Получается, Тракторозаводский район — один из самых чистых в городе. Но, видимо, комиссии по благоустройству показали только самые ухоженные дворы на улицах Бажова и 3-й Арзамасской.

А мы приглашаем членов комиссии в наш двор на улице Правдухина, № 20 и 22. Здесь нет детской площадки, скамеек, дворник появляется один раз в месяц, а бордюры заросли грязью. Возле дома № 20 тротуар и газоны, пострадавшие от коммунальных раскопок, до сих пор не восстановлены.

Нашим домам 60 лет. За это время никто не занимался их благоустройством. Для того чтобы нам наконец привезли свежий песок в старую песочницу, пришлось не один год ходить по инстанциям. Зато двор «украшают» четыре мусорных бака, куда приносят мусор жители всех окрестных домов, а рядом с ними постоянно навалены кучи досок и прочего хлама.

А вот вам и еще один пример потрясающей пассивности нашего «отличника» — ОАО «Жилкомсервис». С 23 по 26 апреля из водовода за нашим домом бил настоящий фонтан. Несколько дней вода заливала тротуар и подвал дома № 20. Сколько нервов пришлось потратить жильцам, чтобы добиться прибытия службы по устранению аварии!

Г.П. МЕРЕНКОВА, Т.Ф. МАКАРЕНКО,
Л.П. ВОЛОДИНА, С.А. БРИЖАХА и другие.

Подготовили Александр СКРИПОВ и Наталья ФИРСАНОВА.