Меню

Николай АРЖАНОВ: «ХОЧУ УПРАВЛЯТЬ САМОЛЕТОМ»

01.06.2006 00:00 98 (10486)


Его победа на выборах в Законодательное собрание стала одной из главных сенсаций прошедшего года. В считанные дни этот молодой, энергичный и уверенный в себе бизнесмен смог завоевать доверие избирателей, опередив опытных и известных политиков, среди которых даже бывший мэр Челябинска Вячеслав Тарасов. В гостях у «ВЧ» генеральный директор ООО «ЧелябСГ-транс», депутат ЗСО Николай Аржанов.

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»

Николай Владиславович АРЖАНОВ
Родился 22 января 1971 года.
В 1993 году окончил Челябинское высшее военное автомобильное училище, офицер запаса. С 1996 года работает в газовой отрасли. Организовал предприятие «ЧелябСГ-транс».
В декабре 2005-го избран депутатом ЗСО по Железнодорожному округу. Работает в комитете по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному хозяйству.
Кредо: жить по совести, быть верным перед собой.
Женат, воспитывает сына 14 лет.
Увлечения — активные виды спорта, игра на гитаре.

В ДЕПУТАТЫ, КАК В КОМСОМОЛ

— Николай Владиславович, эти выборы были первыми в вашей жизни. Не боялись проиграть?

— Нет. Я первым в своем округе написал заявление и стал кандидатом в депутаты. Тогда я не знал, кто еще пойдет по Железнодорожному округу. Ходили слухи, что это будет Вячеслав Тарасов, говорили, что пойдут непростые политики. Но меня это не пугало. Почему-то я с самого начала был уверен в своей победе.

— Откуда такая уверенность?

— А без этого не стоит никогда и ничего начинать.

— Вы были знакомы с кем-нибудь из своих соперников лично?

— Нет, я с Вячеславом Михайловичем один раз в жизни встречался. Мы прошли мимо друг друга — вот и все. Знал его только по телевизору и документам, которые через меня проходили.

— Как думаете, что помогло вам победить?

— Общий настрой города. Победил не я, победило население. Оно выразило нежелание возвращаться к прошлому, которое навязывалось прежним руководством.

— В Железнодорожном округе шла самая ожесточенная борьба. Почему «Единая Россия» вас не поддержала?

— Я не воспринимаю этот шаг как недоверие со стороны партии. Каждый человек должен сначала доказать, что он чего-то стоит. Только тогда его принимают. Многие политики бегают из одной партии в другую, чтобы зацепиться за какой-то политический ресурс.

Я отношусь к таким людям резко отрицательно. Если ты входишь в ряды партии, должен от начала до конца чувствовать ответственность. У нас же некоторые политики привыкли ощущать исключительно пользу для себя, любимого, от присутствия в той или иной политической тусовке.

— Помните, с какими чувствами шли на свое первое заседание ЗСО?

— Конечно! В школе я был секретарем комсомольской организации. Когда меня принимали в комсомол, я не спал всю ночь. Нечто подобное было и в этот раз. Победу на выборах я перенес спокойно. А вот на первом заседании, когда увидел присутствующих, у меня появилось чувство гордости за наш регион.

Это действительно лучшие люди Челябинской области. Я не говорю о себе. В ЗСО случайных людей быть не должно. Там много депутатов из «старой гвардии», на которых равняются молодые политики, поскольку те на каждом заседании доказывают, что служат народу.

«РИСК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОПРАВДАН»

— Чем вы гордитесь?

— Горжусь тем, что с нуля организовал предприятие «ЧелябСГ-транс», тем, что удалось собрать коллектив, который работает не из-под палки. Каждый день смотрю, как люди с удовольствием приходят на работу. В непростые 90-е годы, когда все кругом разваливалось, для нас главной задачей было удержать специалистов. Газовая отрасль сопряжена с опасными производственными объектами, нельзя допустить, чтобы она была в руках дилетантов. Мы с нуля организовали сеть автогазозаправочных станций.

В нашей области этот рынок был построен в кратчайшие сроки. Сейчас к нам за советом приезжают специалисты из других городов: Кургана, Перми, Оренбурга, Омска. Мы опережаем Екатеринбург. Успешно работает и второе направление деятельности предприятия — газификация. Каждый год сдаем десятки километров газопровода. В этом году по просьбе избирателей взяли на себя дополнительные обязательства газифицировать населенные пункты на территории Железнодорожного округа.

— Как начиналась история крупнейшего на Южном Урале предприятия газовой отрасли?

— Начинали с того, что взяли несколько машин в аренду и обеспечивали население области сжиженным углеводородным газом в 50-литровых баллонах. Для негазифицированных населенных пунктов это настоящее спасение. Начинали с одной машины, потом их стало более 20. Охватили более ста колхозов и совхозов Челябинской области. С 1999 года предприятие «ЧелябСГ-транс» приступило к выполнению программы по строительству автогазозаправочных станций. Мы были первыми в этой отрасли.

В то время на рынке Челябинска доля автотранспорта, который передвигался на газу (пропан-бутан), составляла меньше процента. Меня спрашивали, зачем строить газовые заправки, когда так мало транспорта, работающего на подобном топливе. А я видел динамику перехода с бензина на сжиженный газ в других регионах, поэтому чувствовал, что скоро у нас будет востребован этот вид топлива. Так и получилось.

— Создается впечатление, что вы всегда все знаете наперед…

— Нет. И от этого как раз появляется чувство интереса к жизни.

— А рисковать любите?

— Да, но любой риск должен быть оправдан и затрагивать только меня. Рисковать можно только в том случае, если это безопасно для окружающих. Тогда для риска были основания. В 90-е бурно развивалось мелкое и среднее предпринимательство, начали появляться мелкие магазинчики, транспортные компании по перевозу людей. Чтобы жить, процветать и конкурировать, им нужно было дешевое топливо.

Экономически сложилось так, что на этом рынке мы были необходимы. Достаточно посчитать стоимость проезда в маршрутных такси, если бы они работали на бензине. Цена на газ сегодня составляет семь рублей за литр, бензин — 15 рублей. Получается, что население также платит меньше за булку хлеба, которая доехала до магазина на дешевом топливе…

ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ — ЖКХ

— Ощущало ли молодое предприятие «ЧелябСГ-транс» давление или власти помогали?

— Мы сумели доказать мэру, что наше предприятие приносит Челябинску позитивные моменты. У нас не было отношений неделового характера с властями, поэтому на сегодняшний день мы ни от кого не зависим. Новые власти Челябинска также оценили роль, которую играет «ЧелябСГ-транс».

— Что заставило вас пойти во власть?

— Чем дольше человек занимается в сфере бизнеса, тем больше он понимает, что многое в отдельно взятом регионе зависит от политической воли. Можно привести массу примеров, когда благодаря какому-то закону улучшилось экономическое состояние целого региона.

В жизни каждого предприятия много моментов, которые руководители ощущают на себе. Если эти вопросы не решаются, появляется желание идти туда, где их можно решить. И я в данном случае говорю не о себе, поскольку ответственность депутата гораздо шире, чем любовь к своему предприятию.

— Какие направления будете развивать в ЗСО?

— Самое интересное направление — ЖКХ. Только что вступил в силу новый Жилищный кодекс, мы видим переходный процесс от старой системы, когда государство делало вид, что оказывало услуги, к новой, когда частные управляющие компании должны не делать вид, а оказывать качественные услуги населению.

Я выступил инициатором разработки проекта областного закона, который будет касаться дополнительных мер социальной поддержки. Последняя касается детей-сирот, которых забирали в детские дома, оставляя за ними квартиры.

Когда ребенок, достигнув совершеннолетия, получает право полноценно жить в своей квартире, у него счета по 80 — 100 тысяч за коммунальные услуги. Получается, что он изначально должен. В этом случае государству следует взять на себя оплату коммунальных услуг. Много вопросов касается управляющих компаний. Роль государства — законодательно обеспечить безопасность населения, которое эти компании обслуживают.

Много вопросов возникает относительно проживания в общежитиях: непонятные тарифы, которые зачастую в несколько раз превышают утвержденные на территории Челябинска... Там проживают самые незащищенные категории граждан. Не случайно мы не слышим о проблемах в коттеджных поселках. Я веду прием населения в своем округе, и пять из 10 человек идут из общежитий. Некоторые вопросы ЖКХ вышли за рамки нового кодекса.

Например, распространенная ситуация: частная управляющая компания взяла на обслуживание жилой фонд. Два-три многоэтажных дома организовали ТСЖ, зарегистрировались. А управляющая компания отказывается передавать необходимую техническую документацию на дома и личные дела жильцов. У меня очень много заявлений от инициаторов создания ТСЖ.

ВЕРЮ В ЛЮДЕЙ ДО ПОСЛЕДНЕГО

— Наверное, трудно по времени совмещать работу в ЗСО и на предприятии?

— Не трудно, потому что у меня хорошие помощники.

— Как вы подбираете себе команду?

— Исключительно по принципу профессионализма — ни друзей, ни знакомых не должно быть. Многие просят взять сына, брата, свата, еще кого-то. Я никогда не возьму непрофессионала, даже если он родственник известного человека.

— Сколько времени вам нужно, чтобы определить, подходит сотрудник или нет?

— К сожалению, я часто наступаю на одни и те же грабли: слишком верю людям. Но уж если поверил, то верю до последнего. У меня очень хорошие родители, которые научили доверять людям.

— Кем они хотели вас видеть?

— Мама с папой хотели видеть меня счастливым человеком, не задаваясь идеей, чтобы я стал композитором, космонавтом или еще кем-то.

— Вы так же воспитываете сына?

— Мой сын — довольно самостоятельный человек, скорее мой друг, с которым я могу поговорить на многие темы, как ни с кем другим.

— Как вы проводите свободное время?

— Ездим с сыном на рыбалку. Два раза в неделю играем в футбол, у нас команда. С друзьями, когда собираемся, играем на гитаре, поем песни.

— Хобби есть?

— Очень хочу научиться летать на самолете. Правда, я уже летал, но тогда был вторым пилотом. Пока времени не хватает, но думаю, что сумею выкроить. Есть желание прыгнуть с парашютом. Вообще, моим хобби можно считать все, что связано с активным отдыхом. Сейчас планируем с сотрудниками подняться на Таганай. Всем коллективом поедем туда на три дня. Я уже изучил необходимые брошюры.

ВПЕРЕД, ТОЛЬКО ВПЕРЕД…

— Поделитесь личным рецептом успеха.

— Быть в гармонии с собой. Если ты чувствуешь в себе силы, нужно идти вперед. Потому что, если ты можешь, но не идешь, у тебя больше не будет возможности это повторить. Ты попросту упустишь шанс. Я считаю это трусостью, предательством по отношению к самому себе. Мне жаль таких людей.

— Что вам придает силы?

— Помогает то, что рядом люди, которые в меня верят. Силы придает уверенность в завтрашнем дне. А она формируется через успехи вчерашних дней и приобретенный опыт. Это как ступеньки: преодолевая одну, ты знаешь, что следующая будет еще круче, но останавливаться нельзя.

— На вашем горизонте уже виднеется следующая ступенька?

— Мне бы не хотелось создавать вокруг себя разговоры, тени. Поэтому отвечу так: если я буду чувствовать в себе силы идти дальше, обязательно пойду.

Светлана ГРИГОРЬЕВА.