Меню

ПРОФЕССОР С ДУШОЙ ПОЭТА

31.05.2006 00:00 97 (10485)


Его первые лекции часто сопровождаются овациями. А на экзаменах студенты порой вместо сухих цитат из учебников выдают его стихи. Только не подумайте, что герой «Мужского клуба» — учитель литературы или словесности.

Профессор Владимир ГУРЛЕВ — чистой воды технарь и преподает в ЮУрГУ точные дисциплины («Концепцию современного естествознания» и «Экологию»). Его стихотворные рассказы о строении атома и открытии Периодической системы ребята запоминают лучше, чем выдержки из научной литературы.

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»

Владимир Геннадьевич ГУРЛЕВ
Родился в Красноярске
Закончил инженерно-строительный факультет ЧПИ
После окончания работал в тресте «Уралгазстрой»
Преподаватель ЮУрГУ, доктор технических наук, профессор
Женат, воспитывает дочку.

  СОЧИНЯТЬ НАЧАЛ В ШКОЛЕ

Как Владимир Геннадьевич начал писать стихи, он и сам не помнит. Как не помнит уже и первую свою стихотворную лекцию. Где-то что-то прочитал, с кем-то поговорил, кто-то натолкнул на мысль.

— Ничто в этом мире не возникает само по себе. Человечество опирается на то, что уже где-то и когда-то видело, — рассказывает наш собеседник. — Сначала перевоплощал написанные кем-то выражения, преобразуя их в свою ситуацию. Первую стихотворную частушку сочинил в школе. А применительно к учебной работе начал писать, когда прочитал лекции Фигуровского в МГУ — там были краткие выдержки.

Я понял, если буду излагать студентам нудную последовательность событий, им станет скучно, хотя, конечно, совсем обойтись без этого не получится. Нужно их заинтересовать. Поэтому теперь каждый раз на вводной лекции я читаю стихи.
После этого, естественно, следуют громкие аплодисменты.

Студенты рассказывают о своем преподавателе младшим курсам, и те с нетерпением ждут первой лекции. По завершении курса — снова стихи.
— Когда, к примеру, прочитаю курс «Строение материи», делаю выводы:

Заслуга де Бройля,
считаю я, в том,
Что он, только он
смог понять электрон:
«Коль двойственность
все же присуща фотону,
Так, может, припишем ее электрону!»

— Ребята цитируют вас на экзаменах? — поинтересовались мы.
— Конечно. Студенты зачастую народ пассивный, им лишь бы зачет получить любым способом. Недавно ко мне девочка пришла — материал знает плохо, ответить на вопросы не может. В конце нашего общения спрашивает: «А можно я ваши стихи почитаю?»
Говорю: ну почитай, раз выучила. Вот как тут не поставить зачет?

ВЫМЫСЕЛ ПРИСУТСТВУЕТ

— Характерная черта любого литературного произведения — некая доля вымысла. Ваши стихи построены на теории. В них присутствует авторская фантазия?

— Иногда приходится фантазировать. Никто же не знает, кому Менделеев рассказывал свой сон. Кто-нибудь видел Ньютона под деревом, когда на него яблоки сыпались? Это все условно. Я описал открытие Менделеевым Периодической системы так:

«…Сказал он и заснул
прям за своим столом.
И снится сон ему —
он в городе большом.
И нет людей там,
зданий, монументов.
А только толпы бродят элементов.
И все идут куда-то
группами иль порознь.
Пошел и он тогда
за ними вслед.
И вот глядит:
весы стоят большие.
Над ними же висит его портрет.
Все элементы проверяют вес:
кто похудел,
а кто в костюм не влез.
А после друг за дружкой строятся по массе.
Как школьники по росту
На линейке в первом классе».

ДОЧКА РАСТЕТ «НА СТИХАХ»

Естественно, помимо обучающих стихов, у Владимира Геннадьевича есть личностные творения. Однако об этой области своего творчества он рассказывает неохотно — слишком сокровенное. Не любит выступать на шумных торжествах, поздравления сочиняет только близким и дорогим людям. Как правило, это экспромты.

— Когда все говорят одно и то же, становится неинтересно, натянуто. Надо вносить что-то свое, живое. Недавно поздравлял коллегу:

«От себя хочу добавить,
хоть немножко и стесняюсь.
Чтоб на жизненной дороге
враз исчезли все тревоги.
Чтоб жена была нестрогой…»

Середину не помню, а закончилось все строками: «…и еще любили бабы».
Конечно же, таким поздравлением можно расположить человека к себе. А еще можно воспитывать дочку. На каждый случай у папы готов стишок: не хочет есть кашу, капризничает и так далее. Пока этот способ действует безотказно.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — ЖЕНА

А вот удивлять таким образом жену получается не всегда. Она у Владимира Геннадьевича сама пишет стихи и выступает самым строгим судьей.

— Она меня правит! — признался профессор. — В кратком конспекте «История развития естествознания» было исправлено все — не по содержанию, а с точки зрения хронологии. Вот что у нас получилось:

«Еще до римского пожара
Мы у Лукреция и Кара
читаем: жил-был Демокрит,
Был образован, знаменит,
Умней он был профессоров
И современных докторов.
И вслед философу Евклиду
Случилось как-то Демокриту
Об атомах затеять спор…»

Жена замечает: «Как же так? У тебя Евклид стоит впереди Демокрита». Пришлось переставлять Демокрита в начало, чтобы не нарушать последовательность событий.

ПУШКИН БЫ РАСКРИТИКОВАЛ…

Несмотря на то что стихи Владимира Гурлева были опубликованы, есть в учебных пособиях и популярны у студентов, автор скромничает, именуя их стихотворными зарисовками.

— Я не считаю, что пишу стихи. Это стихотворная форма чего-то. Помните, как у Пушкина: «Не мог он ямба от хорея, как ни пытался, отличить!» Тут ни о каких ямбах и хореях речь не идет — получилось что-то складное, и хорошо. Любой профессионал раскритикует запросто и структуру, и строение. Посудите сами, разве можно говорить о строении такого рода высказывания:

«Выходит тогда
Шредингер на арену,
Свое уравненье выводит
на сцену,
Стоячие волны он там приручал,
Энергию атома так получал.
Но то уравнение очень длинно
И здесь быть
не может приведено.
Важно знать вам лишь,
что его решенье
Содержит числа —
всем на удивленье.
Значенья целые
лишь могут принимать
И все должны друг другу
быть под стать.
Там быть не может произвольного значения.
Есть очень строгие
меж них соотношения.
Зовутся квантовыми числа эти.
Для атома важнее
чисел нет на свете».

НЕСЕРЬЕЗНЫЕ ХОББИ

Помимо основного, у Владимира Геннадьевича есть несколько хобби, которые он называет озорством. Любит профессор, к примеру, играть в футбол. Это увлечение еще с юности, когда он, служа в армии, выступал за один из футбольных клубов страны. Об этом времени наш собеседник вспоминает с улыбкой:

— Тогда спорт был любительским. Даже люди, которые ездили на Олимпийские игры, должны были напротив своей фамилии указывать профессию.

Сейчас Владимир Геннадьевич постоянно участвует в матчах — играет как с преподавателями, так и со студентами. Говорит, в ЮУрГУ много бывших заядлых футболистов. Во время спортивных состязаний выступает за свой факультет во всех видах спорта: бегает, прыгает, плавает.

Кроме того, в свободное время ездит на охоту, рыбалку, а в Крещение уже лет десять регулярно купается в проруби. Но моржом себя не считает, поскольку моржи ходят в клуб, совершают ритуальные действия. Для профессора Гурлева это развлечение.

Светлана ГРИГОРЬЕВА.