Газ придет не по трубам
Наш город был выбран местом проведения этого форума не случайно: уже в нынешнем году в Челябинской области начнется реализация масштабного проекта альтернативной газификации.
Сжать, чтобы доставить
Территория нашего региона пронизана многочисленными газопроводами — голубое топливо дошло практически до каждого уголка, куда тянуть трубу было экономически выгодно. Но как быть жителям тех 900 с лишним населенных пунктов, куда трубопровод никак не проложить?
Для решения этой проблемы была разработана программа, которую совместными усилиями будут реализовывать правительство области, ОАО «НОВАТЭК-Челябинск» и компания «Энерготехгрупп». Подписано соответствующее трехстороннее соглашение, определены сроки. В качестве ведущей технологии выбрано сжатие (компримирование) природного газа.
— Именно эта технология позволяет обеспечить наибольшую мобильность, — рассказал представитель компании «Энерготехгрупп» Сергей Чистяков. — Для того чтобы производить компримирование природного газа, необходимо достаточно компактное оборудование. Газ (а если быть более точным, метан) сжимается под давлением 200 — 250 бар и транспортируется специальными автотрейлерами. Особо хочу обратить внимание, что метан не токсичен, в случае аварийного разлива быстро испаряется. Это экологически чистое топливо с минимальным парниковым эффектом. В качестве поставщика газа будет выступать «НОВАТЭК». Правительство области в рамках действующего законодательства уже выделило нам земельные участки для строительства 25 газонаполнительных компрессорных станций. Мы отвечаем за привлечение инвестиций и техническую составляющую проекта. Предположительно за два года мы планируем освоить около 1,2 миллиона рублей и в дальнейшем инвестировать в развитие по 100 миллионов рублей в год. Срок окупаемости программы — около семи лет.
Область ждет
В том, что новый вид топлива будет востребован, ни у кого сомнений нет.
— Челябинская область испытывает потребность в дополнительных объемах газа не менее 4 миллиардов кубометров, — сказал генеральный директор ООО «НОВАТЭК-Челябинск» Павел Котов. — Их отсутствие пока тормозит развитие региона. По нашим оценкам, объем потребления газа при альтернативной доставке в ближайшие годы достигнет 100 миллионов кубометров и будет расти дальше.
— Кроме того, любой предприниматель может включиться в этот проект, — отметил первый заместитель председателя правления ОАО «НОВАТЭК» Михаил Попов. — Необходимо только заключить с нами договор на поставку газа, приобрести специальное оборудование для компримирования — и можно, соблюдая требования технологии, выступать в качестве еще одного поставщика. Хотел бы отметить, что для жителей отдаленных районов Челябинской области переход на новое топливо не будет означать повышение цен, скажем, на тепло — за счет повышения эффективности. Особо хочу поблагодарить правительство Челябинской области, которое оказывает всяческую поддержку этой программе, понимая, что развитие межтопливной конкуренции способно повысить качество жизни в регионе.
Польша, Бразилия, а теперь и Челябинск
На конференции выступали иностранные гости, доклады которых позволили увидеть, что технология компримирования природного газа уже давно развивается и в Европе, и в Америке. Например, представитель бразильской компании «НЕОгаз» господин Лайче рассказал о том, что эта фирма контролирует все этапы технологической цепочки — от добычи газа до его доставки потребителям. При этом ключевым фактором успеха в бизнесе он назвал собственные разработки технологического оборудования — компрессорных станций, баллонов для транспортировки. Благодаря этой технике «НЕОгаз» решил проблему поставки газа даже в районы, расположенные на высоте 700 метров.
В Польше на новое топливо переведено большинство автобусов, курсирующих по Кракову — одному из крупнейших городов страны. Вообще по всей Европе технология КПГ пользуется поддержкой, несмотря на то что здесь работает и весьма разветвленная трубопроводная сеть.
А что же у нас? Перед зданием отеля «Видгоф», где проходила конференция, была выставлена техника, работающая на газомоторном топливе. Судя по экспозиции, отечественные производители грузовиков, автобусов и микроавтобусов уже отреагировали на запросы рынка. А вот оборудования для доставки газа пока производится мало.
— Надеемся, что отечественные производители, увидев перспективы развития альтернативной газификации, придут на этот рынок, — заявил Михаил Попов. — Пока мы рассматриваем предложения зарубежных производителей оборудования.
Перспектива
Фото автора.