Меню

Профессия — театральный волшебник

30.11.1999 11:52 94 (11705)


Платье для Золушки и царской невесты от Риммы Кирилловой.

Театральное закулисье — это настоящее Лукоморье с неведомыми дорожками и своими театральными чудесами и добрыми волшебниками. Правда, все эти чародеи очень успешно под обычных людей маскируются, отмахиваются и отнекиваются, но, стоит только взглянуть на творенья рук их, сразу понимаешь: батюшки, а руки-то золотые!

В театр без паспорта

По производственным помещениям оперного театра идешь, как в катакомбах: главное — не пропустить нужный поворот. Ага, вот и заветная дверка с табличкой «Цех по росписи тканей», вот уж не знала, что и такой, оказывается, существует. Хозяйка, Римма Кириллова, к встрече гостей готова: на манекенах с десяток вельможных костюмов, сверкающих пайетками, бисером и стразами, среди них даже царское облачение имеется, сплошь расшитое да разукрашенное ее собственными ручками.

— И сколько же времени потребовалось на такую работу? — тихонько ахаю, разглядывая узоры.

— Мы делали три костюма с напарницей, так почти два месяца ушло, — качает головой Римма Николаевна.

Это самый крупный последний заказ — для оперы «Жизнь за царя».

— В постановке занято почти 100 человек, а у хористов еще и не по одному костюму, — объясняет начальница цеха. — А нас всего-то двое, но ничего, справились. Нам не привыкать: раньше-то по девять спектаклей в сезон оформляли, сейчас по два, три — как не сделать?

Римма Николаевна в театре долгожитель. Работает практически с самого начала, вот уже 58 лет. Театр для нее — дом родной. Здесь она и свой 75-летний юбилей справила вчера.

— Я со школы знала, что буду работать только в театре.

— Многие девчонки мечтают об артистической карьере...

— Боже упаси, — машет рукой юбилярша. — Нет, артисткой я быть не хотела. Пришла на работу устраиваться, как только в театр начали сотрудников набирать. Прихожу — у меня паспорт требуют, а паспорта-то у меня еще и не было. «Вот получишь, тогда приходи», — говорит директор. Я ему: «Ага, я-то получу, а вы к тому времени других наберете…» — «Не наберу». Слово сдержал.

Из гардероба — в натурщицы Авакяна

Свою театральную карьеру Римма Николаевна начинала в гардеробе, до того ей хотелось попасть в театр. Потом ее повысили до курьера.

— Сам директор так решил. «Там сквозняки», — сказал и взял к себе. Такой замечательный человек был, Всеволод Петрович Артемьев, нас, молодых, всему он научил: и во вторую обувь переобуваться, и ближе пятого ряда не садиться. Звали меня в хористки, но мне интереснее было у бутафоров, я часто в бутафорский цех забегала, когда еще курьером была, вот где было интересно! Я решила: хочу здесь работать!

И все у нее опять получилось в лучшем виде — до начальника бутафоров дослужилась. Параллельно с театром в студии изобразительного искусства занималась, училась рисовать, а потом решила в институт поступить, образование наконец получить. И поехала в Одессу.

— Приехала, поступила на бутафора, а мне там и говорят: «Будете глину месить». Я подумала: «Да зачем мне это? У меня такая работа интересная» — и в театр вернулась.

Впрочем, никогда не жалела об этом, да и не прогадала, своим учителем считает Вардкеса Авакяна, оказывается, он тоже свою творческую карьеру в этом же театре начинал.

— Когда он что-то для театра делал, я ему всегда помогала лепить, так и научилась, — вспоминает собеседница. — Он очень много работал, я ему даже позировала, и скульптуру на выставку послали. Я его потом просила: «Подари». Он говорит: «Зачем? Спрячешь — никто не увидит. Пусть народ смотрит» — и не отдал.

Воплотить фантазию в… костюм

В советское время действовал замечательный принцип — «от каждого — по способностям, каждому — по труду». Главная, пожалуй, способность нашей героини — с лету учиться всему новому не прошла незамеченной ни для коллег, ни для руководства. И вот она уже начальник над бутафорами, а тут другой цех, по росписи тканей, внезапно осиротел: начальница уехала в другой город. Принять работу предложили Римме Кирилловой.

— Спросить некого, пришлось литературу покупать, читала много, в командировки творческие ездила в Москву, Ленинград. Коллеги сомневались: «Да кто тебя в Кировский (Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова, ныне Мариинский театр. — Авт.) пустит?» Прихожу к администратору: «У вас сегодня вечером «Пиковая дама» идет, а в нашем, челябинском театре эта опера готовится к постановке, мне надо обязательно посмотреть» — и мне выписывают контрамарку.

До всего ей приходилось доходить самой, путем проб, экспериментов, зато иногда такие чудеса случались — профессионалы диву давались.

— Художник приносит эскиз — красиво! А спросишь его, как это сделать, он и не знает. В лучшем случае ткань подберет да цветовую гамму распишет — и все. Начинаешь сама изобретать. Для одного спектакля нужно было сделать платья в виде цветка лотоса, а я и в жизни-то этих цветов не видела. Подумала — придумала, ткань крахмалила и над лампочкой держала, чтобы форму лепесткам придать. Художник увидел — сам ахнул.

Чего только ей не пришлось делать, новые техники осваивала.

— Приехал Чемодуров (Евгений Чемодуров, в 1956 — 1959 годах — главный художник Челябинского театра оперы и балета. — Авт.) из-за границы, спрашивает: «Батик делать умеешь?» У нас об этом еще не слыхали. «Нет», — говорю. «А ты попробуй». Попробовала, сделала. «Ну вот, — смеется он. — А говорила, что не умеешь».

Самая преданная поклонница

На один год Римма Николаевна изменила родному театру: из-за развода с мужем уволилась, пошла работать на обувную фабрику. Так она и там новое умение приобрела и мастером стала.

— Я чувствовала, что это ненадолго, сразу их предупредила: «Не держите, все равно уйду». Так и получилось, — вздыхает героиня.

Любовь к театру пересилила.

— На спектакли-то ходите? Наверняка весь репертуар уже наизусть знаете?

— Почти, — улыбается Кириллова. — В юности ни одного спектакля не пропускала. Папа возмущался: «Возьми раскладушку и спи в своем театре. Ты ведь уже слушала эту оперу!» А я ему: «Папа, ты не понимаешь, сегодня другой певец ее исполняет». Как-то к нам приехал солист из театра Станиславского, пел «Тоску», просил, чтобы его арию записали. А все же заняты. Отправили ко мне. Вот и сидели мы вдвоем с бывшим министром культуры Владимиром Макаровым, я говорила, когда кнопочку нажимать. Записали.

— Любимые спектакли есть?

— «Аида», «Кармен», «Тоска», «Жизнь за царя» из последних. Такой у нас бас замечательный — чудо! Я все его спектакли слушаю, последний раз аж до слез. Честно вам скажу: не люблю я эти современные интерпретации — это ужасно. Но я думаю, что все это временно, все пройдет и вернется на свои места.

— Римма Николаевна, а частные заказы принимаете? Наверняка есть заказы на свадебные платья?

— Приходилось и свадебные оформлять, и бальные. Так получилось, что у приятельницы сын занимался бальными танцами, так я его партнершу одевала.

Юбилейная выставка

В честь юбилея Кирилловой в театре организовали выставку костюмов. Это далеко не первая выставка мастера: ее работы демонстрировались и в выставочном зале Союза художников, и в родном театре. Юбилейная экспозиция получилась небольшая: чуть менее десятка костюмов — из опер «Жизнь за царя» и прежнего «Сусанина», из «Пиковой дамы», «Князя Игоря», «Риголетто».

— Недавно мы много костюмов передали в краеведческий музей, — поясняет Римма Николаевна.

— Не жаль?

— Да ну что вы, пусть люди смотрят. А нам работать нужно. У нас впереди «Русалочка» и «Лебединое озеро».



 
Римма Кириллова, заслуженный работник культуры, начальник цеха росписи тканей Челябинского театра оперы и балета. Работает в театре с самого начала, вот уже 58 лет.



В честь юбилея Кирилловой в театре организовали выставку костюмов. Это далеко не первая выставка мастера: ее работы демонстрировались и в выставочном зале Союза художников, и в родном театре. Юбилейная экспозиция получилась небольшая: чуть менее десятка костюмов — из опер «Жизнь за царя» и прежнего «Сусанина», из «Пиковой дамы», «Князя Игоря», «Риголетто».