Меню

Вторая жизнь столетней ГЭС

30.11.1999 08:18 93 (11704)
Коллектив ремонтно-механического предприятия в Сатке выполнил необычный и ответственный заказ — изготовил новое рабочее колесо и отреставрировал вал гидравлической турбины для старейшей из ныне действующих в России гидроэлектростанции «Пороги».

На станции установлены три гидрогенератора, два из них — производства немецкой компании «Бриглеб, Хансен и Ко», а также одна двухроторная турбина, произведенная в России по австрийской технологии. Ремонту подлежал один из роторов российско-австрийской турбины.

Когда ротор вынули из трубы, стало очевидно, что речь пойдет не о ремонте, а именно об изготовлении нового агрегата: изъеденные коррозией лопасти, посредством которых энергия воды заставляет крутиться колесо и вырабатывать электрический ток, просто рассыпались в прах. Сквозь ржавчину на рабочем колесе проявилось клеймо с датой и наименованием завода-изготовителя: 1931 год, Усть-Катавский вагоностроительный завод. Генератор электрической энергии прослужил ни много ни мало 82 года.
 

Восемь лет назад коллектив ремонтно-механического цеха выполнял ремонт этого ротора: подваривались лопасти. На этот раз конструкторам и рабочим из РМП пришлось решать более серьезную задачу — изготовить агрегат заново. На ремонт турбины ГЭС «Пороги» из бюджета Саткинского района было выделено 166 тысяч рублей.

— Задача осложнялась тем, что не было никакой технической документации, — рассказал инженер-конструктор РМП Шамиль Магомедов. — Нам пришлось воссоздавать проект рабочего колеса турбины по образу и подобию второго, работающего ротора. Группа конструкторов РМП специально выезжала на «Пороги», мы сделали фотографии и сняли замеры с исправного колеса турбины, затем методом 3D-моделирования был выполнен проект.

Далее проект был передан в работу коллективу механического участка № 2.На минувшей неделе бригада рабочих, обслуживающих оборудование машинного зала ГЭС — ЗАО «Пороги» — водрузила стальную деталь весом 364 килограмма, диаметром 875 миллиметров на место, внутрь кожуха турбины. После запуска агрегат вновь начал вырабатывать электрическую энергию. Рабочие сделали поистине ювелирную работу: 16 стальных лопастей — «лепестков» турбины — выгнуты особым образом с помощью листогибочной машины.
 



Наша справка

Гидроэлектростанция «Пороги» — малая ГЭС на реке Большая Сатка в Саткинском районе Челябинской области, у поселка Пороги. Старейшая непрерывно действующая гидроэлектростанция России (пущена в 1910 году). Памятник истории и культуры областного значения.

Плотина гравитационная, выполнена из бутового камня. Ее длина составляет 125 метров, максимальная высота — 21, ширина по гребню 4,2 и по подошве 12,5 метра. На плотине расположены поверхностные водосбросы (длина водосливной части — 71 метр, общий пролет водосливов — 57,5 метра). Водосбросы оснащены затворами и механизмами их подъема с ручным приводом. Между водосливной и глухой левобережной частями плотины размещен водоприемник (напорная камера), откуда по металлическому водоводу длиной около 20 метров и диаметром 2,5 метра вода подается к зданию ГЭС. Здание ГЭС расположено на левом берегу, сложено из бутового камня, совмещено со зданием плавильного цеха. В машинном зале расположены три горизонтальных радиально-осевых гидроагрегата.

В 1908 году «Уральское электрометаллургическое товарищество графа А.А. Мордвинова, графини Е.А. Мордвиновой, барона Ф.Т. Роппа и А.Ф. Шуппе» приступило к строительству предприятия в урочище «Пороги» на реке Большой (Озерной) Сатке. Производство планировалось электроплавильное, потому Сатку перегородили плотиной, смонтировали приплотинную ГЭС. И уже через два года энергия, выработанная ею, создала в местной электропечи жар, необходимый для выплавки ферросплавов. Технические организаторы проекта инженеры Ф.Т. Ропп и А.Ф. Шуппе освоили на «Порогах» выплавку ферросилиция и феррохрома, ферровольфрама и ферромарганца, карбидов кремния и кальция. Их имена открывают список имен в российской электрометаллургии ферросплавов, которая к тому времени считалась чрезвычайно взрывоопасной. Завод со временем стал цехом комбината «Магнезит», а впоследствии цех был ликвидирован как нерентабельный.

Фото Евгении ВЕРИГО.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»