Реклама на фасадах в Челябинске: в чей карман утекают деньги?
К нам обратились жители сразу нескольких домов Металлургического района. Они крайне недовольны тем, что фасады их жилых зданий практически полностью занимают рекламные вывески. Собственники хотят разобраться, могут ли торговые сети использовать стену дома как рекламный стенд, полагается ли за это какая-то денежная компенсация собственникам жилья, и если да, то куда можно направить эти средства. Давайте разбираться, в чьем кармане будут деньги от рекламы на фасаде.
Наружная реклама — весьма выгодный бизнес, и с этим вряд ли кто-то будет спорить. Однако мало кто из собственников знает, что часть дохода от определенных видов вывесок должна оставаться на счете дома. Но, даже имея подобную информацию, отстоять свои права довольно непросто: делиться прибылью зачастую не хотят ни коммерсанты, ни руководство ТСЖ или управляющей компании. Что делать, если вас возмущает реклама на вашем доме?

Согласно законодательству все доходы от размещения рекламных конструкций на стенах и крышах многоквартирных домов должны принадлежать собственникам жилья. Однако не все так просто: существует масса юридических нюансов, в которых не каждый из нас сможет разобраться. Самый специфичный момент во время разбирательств, куда пойдут деньги, — это вопрос: что закреплено на фасаде — вывеска или реклама? С точки зрения закона это совершенно разные вещи.
Согласно статье 9 ФЗ «О защите прав потребителей» потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг «…для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске».
Проще говоря, арендатор или владелец нежилого помещения в доме, ведущий коммерческую деятельность, не просто может, но и обязан разместить информацию о том, кто он и чем занимается. На это согласие собственников жилья не требуется. Габариты вывесок — в виде плакатов, лайтбоксов (световых коробов) и т. д. — строго регламентируются. Кроме того, согласно статье 14.5 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет наложение штрафа до 40 000 рублей.
В отличие от вывески, которая только информирует, реклама призвана привлекать внимание к объекту рекламирования, формировать или поддерживать интерес к нему. Также часто происходят ситуации, если к дому, на фасаде или крыше которого установлена вывеска, данная коммерческая компания не имеет прямого отношения (не является арендатором или собственником помещений). Тогда информационная вывеска автоматически превращается в рекламную. Это касается, к примеру, такой распространенной конструкции, как лайтбокс со стрелкой, указывающей, где находится тот или иной магазин, предприятие сферы услуг, бар и т. д. Зачастую эти объекты располагаются не в самых людных местах, поэтому их владельцы стремятся заявить о своем местоположении с помощью лайтбоксов, вешая их в местах с высокой проходимостью.
В этом случае, согласно части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, размещение информационного носителя рекламодатель обязан согласовать с собственниками общедомового имущества, то есть с жильцами дома. То же самое, разумеется, касается и коммерческой рекламы, ее четкое определение дает ФЗ «О рекламе». Это «информация <…>, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Последовательность действий следующая: решение о размещении рекламы на фасадах принимает общее собрание жильцов квалифицированным большинством (то есть минимум двумя третями голосов), деньги коммерсанты перечисляют на счет ТСЖ или управляющей компании — и всего-то проблем.
Соответственно, если жилец заметил, что на доме появилась новая реклама, а извещений о проведении общего собрания ни он, ни его соседи не получали, то есть смысл сходить в управляющую компанию. И выяснить, на каком основании она разрешила разместить на фасаде баннер или лайтбокс.
Ну а если есть подозрения в том, что деньги за установленную рекламную конструкцию утекают в неизвестном направлении, то в УК следует обратиться с заявлением (лучше всего объединиться сразу нескольким собственникам — для пущего эффекта). В заявлении нужно потребовать предоставить копию договора с рекламодателем и отчета, на что именно были израсходованы полученные деньги.
Однако это ситуация идеальная, и у жильцов куда больше шансов получить от управляющих ответ в духе «понятия не имеем, откуда это взялось». В этом случае можно подавать заявление в прокуратуру с требованием о демонтаже рекламной конструкции. Другой вариант — обратиться к самому собственнику щита или баннера с требованием предоставить документы на право их установки. Если таковых компания не предъявит, то общее собрание жильцов вправе потребовать перечислить деньги на счет УК. При отказе можно подавать исковое заявление в суд. Таким образом, за неполную информацию на вывеске есть риск подвергнуться штрафу, а за указание сведений на «вывеске», выходящих за рамки установленной законом информации, можно получить иск от ТСЖ или управляющей организации о демонтаже рекламной конструкции и взыскании неосновательного обогащения.
Кстати, все вышеперечисленное касается не только фасадной (наружной) рекламы, но и той, которая размещается на лестничных клетках и в лифтах. К примеру, в новых домах названия и реквизиты различных организаций (чаще всего интернет-провайдеров и сотовых операторов) можно увидеть прямо на табличках с обозначением номера этажа. За это рекламодатель тоже обязан платить деньги, а УК, соответственно, отчитываться перед жильцами за их использование.

Понятно, что столь высокодоходная деятельность, как размещение наружной рекламы, не может не привлекать нечистых на руку людей. Самое частое правонарушение — сдача в аренду общедомового имущества без уведомления собственников и без перечисления средств на счет ТСЖ или УК. Расчет — и небез-основательный — на то, что жильцы в основной своей массе инертны и не станут интересоваться, куда и в каком размере идут деньги за рекламу.
Фиксированных расценок на размещение рекламных конструкций на жилых зданиях не существует, так что собственники жилья могут поторговаться с рекламодателем
Достаточно часто рекламодатель и представитель собственников заключают договор, в котором прописывают сильно заниженную арендную плату за пользование общим имуществом. Между тем размещение одного баннера на внешней стене дома стоит от 80 тыс. до 1,5 млн руб. в год, в зависимости от размера плаката и месторасположения здания. А в случае с видеоэкранами — и того больше.
Узнать о примерных расценках на наружную рекламу можно, обратившись в специализированные рекламные агентства — там наверняка дадут вам всю нужную информацию. И если ваши подозрения оправдались, можно переходить в атаку как на руководство УК (ТСЖ), так и на рекламодателя. Тем более что такие нарушения — уже в рамках уголовного законодательства (статьи о мошенничестве и уклонении от уплаты налогов).
Теперь разберемся, что именно могут получить собственники жилья в обмен за согласие на размещение рекламоносителей на крышах и фасадах. Сразу огорчим тех, кто рассчитывает на регулярные ежемесячные поступления на банковскую карту. По закону ТСЖ являются некоммерческими организациями, то есть прибыль генерировать не могут, а УК действуют на основании срочных договоров с собственниками и получают фиксированный гонорар за исполнение определенных функций — и не более.
За счет доходов с рекламы собственники могут провести ремонт своего дома, установить забор, благоустроить территорию и даже нанять охрану для ее патрулирования
То есть любая дополнительная прибыль, которую удастся заработать за счет фасадной рекламы, а также сдачи в аренду чердаков, подвалов, участков и т. п., должна идти исключительно на общедомовые нужды.
Такие дополнительные доходы можно пустить и на оплату коммунальных услуг, например, по вывозу мусора или обслуживанию лифтов. Тогда получится, что часть общедомовых затрат на ЖКУ будет оплачивать рекламодатель, а собственники, соответственно, экономить. Известны случаи, когда после установки рекламных конструкций на крышу ежемесячные платежи по ЖКУ у жильцов уменьшались на треть. Впрочем, такое встречается не часто: далеко не у всех домов выгодная с коммерческой точки зрения локация.
Поделиться
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»