Меню

Продюсер башкирских концертов Южного Урала в откровенном интервью

24.04.2015 12:49 32 (11843)
 В челябинской области в последнее время башкирские дискотеки и концерты стали популярным явлением. Все эти музыкальные шоу программы создают целый ажиотаж среди девушек и юношей. Сложно ли устроить концерт в Челябинске? Почему одни группы приезжают ежегодно, а другие не были ни разу? Чего ждать любителям живой музыки в новом сезоне? С этими вопросами мы обратились к молодому талантливому продюсеру и организатору башкирских концертов и дискотек на Южном Урале Руфату Жалелову. Сам Руфат Жалелов работает начальником железнодорожной станции «Металлургическая» ОАО «ЧМК». В свободное время занимается продюсированием уже около 4 лет. За это время он зарекомендовал себя как человек ответственный и знающий свое дело. На его счету огромное количество организованных концертов, восторженных отзывов посетителей данных мероприятий и благодарностей самих музыкантов.

— Руфат Гизатович почему вы решили работать в концертной индустрии?
— Поначалу это было какое-то хобби, потихонечку, помимо основной работы. Не было компании как таковой, были люди, которые привлекались на тот или иной проект, они выполняли свою службу и исчезали. Сейчас я не один, у меня несколько человек единомышленников. Вообще начал организовывать концерты 3 года назад.

— Насколько это прибыльно в Челябинске?
— Если сравнивать с другими городами (Уфа, Магнитогорск, Екатеринбург), то там почему-то всё лучше и по уровню привозимых звёзд, и по посещаемости. Через пару лет мы догоним уровень Екатеринбурга, только они снова уйдут вперёд. И так будет до тех пор, пока финансовая ситуация в регионе не улучшится.

— Как вы ищете и отбираете исполнителей?
— Музыкантов, с которыми мы работали, мне предлагали коллеги, люди сами выходили на меня и называли даты. Есть и знаковые лично для меня исполнители, которых я хотел бы привезти: сам связываюсь с ними, и мы договариваемся на ближайший тур. Процесс переговоров может длиться от одного-двух часов, а может растянуться на несколько лет. Это зависит от загруженности артиста, его уровня, от нашего профессионализма и возможностей.

— Можно ли предугадать пожелания публики? Получаете ли вы обратную связь?
— Бизнес рискованный, и гарантировать, что артист соберёт зал, не может никто. Мы проводим опросы на страничке В Контакте, в других социальных сетях. Ориентируемся на личный вкус, на то, как артист собирает публику в других городах. И тогда я готов сказать, да или нет. В обсуждениях, в основном, участвует публика до 25 лет, а более взрослая опросы не любит, поэтому приходится ориентироваться на себя.

— Можно ли описать среднестатистического посетителя ваших концертов?
— Мы делаем разноплановые концерты: на 200 человек в Досуговом центре «Импульс», Это две совершенно разные публики, дать какой-то обобщённый портрет невозможно. На концерты ходит молодёжь, потому что у неё много свободного времени. Они, к счастью, не инертны, подвижны. Молодой человек может утром узнать про вечерний концерт, собраться и пойти. Для более взрослой публики это сложнее, потому что есть планы на следующие дни, завтра на работу, дети не кормлены и так далее. Эта публика менее подвижна, её нужно собирать дольше и делать больше рекламы. Поэтому, наверное, рэп-концерты сейчас собирают больше публики, чем шансон или рок.

— Работаете ли вы с челябинскими музыкантами? И как, на ваш взгляд, развивается челябинская сцена?
— У меня есть артисты и группы. Они очень сильно изменились за последние два года, но вообще это была, очень клубная команда. И когда они приезжали в Аргаяш, все ходили, открыв рот, и говорили: «Вот ничего себе, а почему мы до этого их не видели?». Это профессиональный хороший коллектив достойного уровня, который зажигает так, что поднимает калек на ноги.И был прецедент, когда я предложил сделать ребятам концерт с дорогими билетами по 600 рублей и пришла публика далеко за 40, которая колбасилась так, что все молодые бы позавидовали. Это говорит о том, что группа действительно востребована, она интересна. Даже взрослые люди, которые находятся не в информационном потоке модных челябинских течений, готовы прийти и заплатить за хороший продукт деньги. Также я занимаюсь раскруткой молодых исполнителей и групп.

— С какими исполнителями было трудней всего работать?
— (смеётся) Это была бы месть на широкую публику, я бы не хотел этого. Но могу сказать, что была одна легендарная группа и самый тяжёлый концерт. Всё зависит от отношения человека к самому себе. Мне было очень комфортно работать с Газимом Ильясовым. Меня все запугивали, что это страшный человек и монстр. Но приехали профессионалы, которые чётко по тайм-листу, который мы заранее составили, всё делали, уходили, и не было вообще никаких проблем. Когда мы после концерта сели с ним пообщаться, это оказался очень милый спокойный дядечка, который чётко понимает, что он, зачем он, какая у него функция и не более того.

— Приходилось лично проводить время с музыкантами до или после концертов, показывать им город? Куда можно их сводить в Челябинске?

— Были случаи, когда по различным причинам площадка была не готова — такое бывает именно с клубами. Тут у нас точка number one, которая веселит всех музыкантов, это памятник Розенбауму на Арбате. И второй вопрос: «А что, он из Челябинска?» На них трудно ответить, но этим можно убить минут 40. Не особенно зависит программа от страны исполнителя. Что, по большому счету, я могу им показать в городе, кроме Арбата?

— Какой концерт в Челябинске был самым успешным в сезоне? Есть ли неожиданные прорывы?
— Я не могу говорить за конкурентов, но у меня в декабре «Ирек Нугуманов» был успешным. Концерт неожиданно выстрелил. Взрыв мозга прямо, непонятно. Билеты
раскупались постоянно, в день концерта тоже. Просто формат странный, рассчитан на не молодую аудиторию, а пришла много молодежи. Мы вешаем афиши, и вдруг народ начинает покупать билеты, без разговоров. Такая истерика на концерте творится, все знают слова песен — я такого давно не видел.

- Как ты думаешь, что главное в работе организатора: человеческие отношения с командами или профессиональный подход?

- «Человеческое отношение - это обязательный пункт профессионального подхода»

— Какие планы на следующий сезон? Ведутся с кем-то переговоры, есть ли концерты, которые уже точно состоятся?
— Про переговоры не буду говорить, чтобы не сглазить, но порядка 22 концертов уже точно будут. Откроем сезон с концертов Газима Ильясова, затем будут концерты Нефтекамской филармонии.

— В свободное от работы время ходите на концерты?
— Обязательно. На Урале мне очень понравился концерт Garbage, это была чума. Понравился, но спорно Мэрилин Мэнсон — там вопросы и к самому шоу, и к продолжительности. В Челябинске мне понравился De-Phazz, очень крутой концерт. Больше за два года ничего вроде. Летом буду ходить на концерты фестивальные, отдыхать, заниматься продвижением.

— Когда вы решили делать на этом деньги?
— Надо отметить, что в финансовом плане организация концертов — дело убыточное. Конечно, какие-то концерты приносят прибыль, но в основном привозить хэдлайнеров в Челябинск невыгодно. Это нельзя назвать бизнесом, потому что у нас даже нет как такового офиса и сотрудников.

— На каком уровне сейчас концертная деятельность в Челябинске?
— Точных критериев нет. У нас очень дружественная, но, к сожалению, немногочисленная башкирская публика. Не получается привозить многих интересных артистов, потому что это просто не окупится. Когда человек выбирает, на какое мероприятие пойти, он учитывает много факторов: цена за билет, какой клуб, какой организатор, какой артист. Дата, погода на улице. Соответственно, у каждого организатора, как и у каждого клуба, есть своя публика. У меня за 4 года сложился свой контингент. Люди меняются, кто-то уходит и кто-то приходит. В среднем нашему посетителю около 20-30 лет, хотя есть как несовершеннолетние, так и совсем взрослые.

— Что изменилось за последний концертный сезон?
— Примерно два года назад мы поставили себе цель сделать то, чего в Челябинске ещё не было — превращать концерты в вечеринки. Это же совсем другой формат! Люди первоначально отрицательно к этому относились, они не могли понять, как можно совместить подобное. У нас был концерт в «Гараже», зал на 600 человек, в баре не было никого. Люди шли на артиста, и все время стояли у сцены. Сейчас они уже начинают общаться, знакомиться, приходят танцевать. Группы, кстати, даже ругаются, ведь они ждут, что все будут слушать только их, а люди приходят уже на саму тусовку. А вообще у нас стала появляться новая публика. Она очень помолодела, пошёл новый поток. Я считаю, что это какое-то массовое сознание. Я веду статистику каждого мероприятия. Часто на входе люди приходят потоками. Хоп — пришло сразу 20 человек. Потом затишье на полчаса, и вновь приходит толпа, причём люди между собой не знакомы. Так часто происходит.

— Как вы, ищете исполнителей и как проходят переговоры?
— Всё просто. Мы никогда не привозим группы сами. У всех музыкантов, с которыми мы договариваемся, есть тур по России. Тесно работаю с Постоянным представительством Республики Башкортостан в уральских регионах. Мне очень помогает работать с артистами по переговорам пресс-секретарь Постпредства РБ в уральских регионах Мухамат Хабиров, который пишет пресс-релизы в СМИ Южного Урала, а также ведет переговоры с руководителями муниципалитетов. С ним всегда легко и интересно работать. Иногда бывают предложения о концертах музыкантов, которых мы не привезём, потому что они просто мне не нравятся. Скажем, предлагают артиста, который стопроцентно соберёт зал, но мне не нравится публика, которая на него ходит, политика группы, поэтому я её не везу.

— Есть в этом бизнесе сезонные особенности, с которыми вы сталкиваетесь?
— Люди стабильно ходят после летнего перерыва, потому что соскучились, и в новогодние праздники. Мне кажется, осенью ходят лучше, чем весной, а летом ездят на опен-эйры. Летом человека загнать в клуб или на концерт практически нереально.

— Хотели бы в будущем выйти на другой уровень?
— Конечно, но на это нужны огромные деньги.

— В Челябинске вообще можно создать компанию, которая работала бы на таком уровне?
— Насколько я знаю, крупнейшие концерты делают московские конторы, нанимая подрядчиков в Челябинске. Там не только умения и возможности, там деньги. Но и в Челябинске есть крупные компании, которые привозят дорогих артистов.

— Какой жанр сейчас особенно популярен?
— Русский рэп. Он тоже разный, как и альтернатива. Есть интеллектуальный, а есть типичный пацанский рэпчик. В молодёжной нише русский рэп сейчас собирает больше всего зрителей. Часто бывает, что какие-то популярные артисты, регулярно показывающиеся на центральных каналах, приезжают в Челябинск и не собирают залы. Хип-хоп артисты, которые крутятся только по каналу A-One, легко находят аудиторию. Раньше была альтернативная волна, на концерты приходило минимум по 700 человек. Сейчас в лучшем случае придёт человек 400.

— Есть какой-то временной промежуток между появлением моды на исполнителя в столице и у нас?
— Да, конечно. Мы периферия. В Москве появляется какое-то течение, и уже потом оно доходит до Челябинска. Даже после Уфы и Екатеринбурга.

— То есть интернет не помогает быстрому распространению?
— Мало только узнать о чём-то. Нужно, чтобы информация распространилась, а это происходит не сразу. Возьмём, к примеру, флешмобы типа Harlem Shake. Я посмотрел видео. И? Ну, увидел. Тут необходимо, чтобы на какой-то вечеринке все разом увидели и решили замутить такую же штуку, грубо говоря.

— Вы работаете с челябинскими музыкантами?

— Конечно. Я считаю, что мы оказали большую поддержку нашей сцене. По сути, все ведущие челябинские альтернативные группы выросли на наших глазах. Мы устраивали мероприятия, выпускали сборники, организовывали премии. Регулярно делаем выступления с участием наших коллективов, на которые, кстати, приходит народ. Но подавляющее большинство челябинских групп не организованы должным образом.

— Они могут сами на вас выйти, чтобы вы могли им помочь?
— Постоянно так и происходит.

— Какие уфимские команды сейчас собирают больше всего публики?
— Я стараюсь не называть имён. Скажу так: выделять никого не хочу, но в общем, могу сказать, что развитие у групп есть. Появилось множество репетиционных точек, возможностей купить дорогую аппаратуру, стали доступней студии звукозаписи. Есть люди, которые на альтруистических началах готовы снимать клипы и делать фотосессии. Уровень концертов по сравнению с серединой нулевых вырос раз в пять. Я считаю, что на альтернативной сцене в этом есть и наша заслуга. Многие города Урала говорят, что Челябинск в этом плане очень развит. Публика очень обожает Радика Юльякшина, на его концерты билеты быстро раскупаются.

— Часто приходится развлекать музыкантов?
— В основном, им просто нужен интернет. Если есть интернет, они залипают со своими планшетами, ноутбуками и смартфонами. Чтобы прямо пойти гулять, такое бывает редко. Я стараюсь не водить их на Арбат, где ходят все. Показываю им обычный Челябинск.

— Получается ли налаживать дружеские отношения с музыкантами?
— Может быть, это от меня зависит, но такое редко. Надо понимать, что артист приехал к тебе, но до этого был ещё в 20 городах и потом поедет ещё по 30. Ну, привезёшь ты его на следующий год. Но сколько он за этот год повидал таких организаторов, как ты? Конечно, музыканты помнят, мы здороваемся и общаемся. Иногда через год можем встретиться, человек задаёт вопрос о том, как прошло какое-то мероприятие — это удивительно.

— В этой работе дружеские отношения помогают?
— Да. В музыкальной среде первостепенны репутация и отношение. Многие группы могут просто отказать конкретному организатору. С малобюджетными концертами часто случается так, что группа приезжает даже себе в убыток. Тогда она, конечно, хочет, чтобы хотя бы всё было хорошо организовано. Переговоры о концертах могут идти даже два месяца, и тогда ты с человеком уже общаешься легко.

- Что бы Вы пожелали нашему народу?

- Прежде всего, хочу пожелать народу мира, добра, процветания. Хочется также пожелать народу сплоченности. Если мы будем едины, будем любить и уважать друг друга, свою культуру то, конечно же, будем сильнее и двигаться только вперед!

- Скажи, какой следующий концерт ты планируешь провести, где он пройдет и есть ли в планах какое-нибудь глобальное мероприятие?
- «Я сейчас плотно планирую на осень. Там концерты фактически 4 раза в неделю. Глобальное? Мне это слово, опять-таки, не нравится). Ближайший осенний концерт-дискотека 11-го сентября в клубе «Галактика развлечениий». Выступят молодые звезды Башкортостана и Лауреаты и дипломанты областного конкурса башкирской песни «Яны йондоз». Башкирские дискотеки сегодня в Челябинске невероятно популярны среди башкирской, казахской и мишарской молодежи, их посещают, около тысячи башкирских девушек и юношей. Такие клубные вечеринки сплачивают башкирскую молодежь и поднимают интерес к звездам башкирской эстрады. В октябре планирую провести концерт народного артиста Башкортостана Газима Ильясова в Челябинске и в области. Спасибо.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»