В Челябинске полным ходом идут репетиции нового спектакля «Не покидай меня».
24.04.2015 12:18 32 (11843)
В Челябинске полным ходом идут репетиции нового спектакля «Не покидай меня». Спектакль, как и большинство прочих весенних мероприятий, посвящен главному событию года — юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Единственное, что отличает его от конкурентов, — то, что он претендует на звание первой на Южном Урале антрепризы.
Кадр из фильма «Не покидай меня».
Достоверный ремейк
В основе будущей постановки — пьеса Алексея Дударева. Сюжет перекликается с повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». 1944 год. Фронтовик-разведчик капитан Михасев получает под свое командование спецразведгруппу из четырех бойцов для выполнения особо важного задания. Встреча с бойцами группы повергает Михасева в ужас. Перед ним — четыре молоденькие девушки, четыре вчерашние школьницы. Это они должны пройти необычную подготовку и отправиться в тыл врага. Перед офицером стоит сложная задача: подготовить молодых девчонок и послать их на почти верную смерть.
В основе будущей постановки — пьеса Алексея Дударева. Сюжет перекликается с повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». 1944 год. Фронтовик-разведчик капитан Михасев получает под свое командование спецразведгруппу из четырех бойцов для выполнения особо важного задания. Встреча с бойцами группы повергает Михасева в ужас. Перед ним — четыре молоденькие девушки, четыре вчерашние школьницы. Это они должны пройти необычную подготовку и отправиться в тыл врага. Перед офицером стоит сложная задача: подготовить молодых девчонок и послать их на почти верную смерть.
Уникальность этой истории в том, что она основана на реальных событиях периода начала Белорусской наступательной операции 1944 года. В ходе проведения данной спецоперации выжила только одна разведчица — Алина Александровна Ладысева, которая до последнего времени жила в Минске.
— К сожалению, до юбилея победы Алина Александровна не дожила, а мы даже хотели к ней в Минск слетать, чтобы пообщаться, — признался режиссер-постановщик Павел Каштанов.
Дударевскую историю ставили охотно и во многих театрах и даже телесериал сняли, в котором сам автор принимал участие.
— Сейчас очень модны всяческие ремейки. Вот, например, пересняли «А зори здесь тихие…». Говорят, что молодежи скучно смотреть фильмы, где нет активного действия, экшена. А каким будет ваш спектакль? — пытаю постановщика.
— В идеале хотелось, чтобы спектакль понравился всем — и молодежи, и старшему поколению. С одной стороны, мы пытаемся его сделать достоверным буквально до пуговиц. Вот бегали сапоги солдатские искали — оказалось, что это целая проблема: их давно не шьют, сейчас вся армия в берцах ходит. Слава богу, нашли в театре драмы. С орденами тоже целая проблема. Нам очень помогают челябинцы, благодаря им нашли старинный патефон, пластинки, старые чемоданы. С другой стороны, есть какие-то мостики с современностью — песни на стихи Бродского, которые предназначены в первую очередь для молодых людей. На прогон непременно позовем студентов, посмотрим на их реакцию, послушаем их мнение, возможно, что-то исправим.
Репетировать и сочинять стихи
Еще в начале весны в Челябинске прошел кастинг, в котором приняли участие артисты театра драмы, Молодежного и Камерного театров. Вместе с профессионалами на сцену выйдут и воспитанники недавно открывшейся в городе студии Хабенского. Участие юных артистов не случайно: героини спектакля «Не покидай меня» — вчерашние школьницы, которым волей судеб предстоит совершить подвиг.
Еще в начале весны в Челябинске прошел кастинг, в котором приняли участие артисты театра драмы, Молодежного и Камерного театров. Вместе с профессионалами на сцену выйдут и воспитанники недавно открывшейся в городе студии Хабенского. Участие юных артистов не случайно: героини спектакля «Не покидай меня» — вчерашние школьницы, которым волей судеб предстоит совершить подвиг.
— Порядка десяти воспитанников студии из старших групп принимают участие, пятеро из них будут играть на сцене, для остальных это закулисная практика в качестве монтировщиков, костюмеров и так далее, — продолжает режиссер.
Настя Корень, воспитанница студии, играет ту самую девчушку, прототипом которой стала Ладысева.
Настя Корень, воспитанница студии, играет ту самую девчушку, прототипом которой стала Ладысева.
— Мне кажется, мы чем-то похожи с Алиной Александровной, — рассуждает Настя. — Я работала над ролью и открывала себя заново. Знаете, я ведь даже стихи сочинила.
— Я в принципе люблю военную тему, — признается актер Камерного театра Дмитрий Олейников (он играет в спектакле капитана Михасева). — Когда я занимался в театральной студии в городе Южно-уральске, мы делали военные проекты. И когда Паша мне сказал: «Знаешь, я задумал спектакль про войну, но ты там участвовать не сможешь», я возмутился: «Это почему?» — и пришел на кастинг.
— Я в принципе люблю военную тему, — признается актер Камерного театра Дмитрий Олейников (он играет в спектакле капитана Михасева). — Когда я занимался в театральной студии в городе Южно-уральске, мы делали военные проекты. И когда Паша мне сказал: «Знаешь, я задумал спектакль про войну, но ты там участвовать не сможешь», я возмутился: «Это почему?» — и пришел на кастинг.
Вариации на тему менеджмента
Репетировать приходится в непростых условиях. Поскольку все артисты из разных театров, к тому же заняты в других спектаклях, то собираться можно только глубоким вечером — после девяти, чтобы все освободились, в том числе юные артисты, которым надо учиться в школе, позаниматься в студии и только потом приступить к творческим поискам.
Отдельной площадки для репетиций у энтузиастов тоже нет, на время их приютила студия Хабенского, и только на выпускном этапе участники переместятся на сцену театра драмы, где 8 мая и состоится премьера. Костюмы, декорации приходится просить, арендовать, что-то закупать. Словом, проблем хватает.
Репетировать приходится в непростых условиях. Поскольку все артисты из разных театров, к тому же заняты в других спектаклях, то собираться можно только глубоким вечером — после девяти, чтобы все освободились, в том числе юные артисты, которым надо учиться в школе, позаниматься в студии и только потом приступить к творческим поискам.
Отдельной площадки для репетиций у энтузиастов тоже нет, на время их приютила студия Хабенского, и только на выпускном этапе участники переместятся на сцену театра драмы, где 8 мая и состоится премьера. Костюмы, декорации приходится просить, арендовать, что-то закупать. Словом, проблем хватает.
— Зачем? Зачем все эти сложности, проблемы? Не проще было сделать постановку на базе какого-то театра?
— Это своего рода эксперимент, в первую очередь с точки зрения театрального менеджмента, — в разговор вступает «тяжелая артиллерия» — министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. Разведка донесла, что изначально это была его идея с антрепризой. — Антрепризные проекты успешно работают не только в столицах, но и в других крупных городах, например в соседнем Екатеринбурге. Нам хотелось попробовать и посмотреть, будет ли востребована подобная форма, есть ли силы для таких проектов. А дальше уже будем решать, стоит ли продолжать.
— Я так понимаю, меня пригласили на проект, поскольку у меня уже есть опыт создания спектакля вне театра, — подхватывает тему Каштанов. — Мне было интересно собрать актеров из разных театров с разной школой, привести их к общему знаменателю. И я вижу, что артистам тоже интересно работать. У нас на репетициях очень хорошая творческая атмосфера, все работают с большим желанием.
— Это своего рода эксперимент, в первую очередь с точки зрения театрального менеджмента, — в разговор вступает «тяжелая артиллерия» — министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. Разведка донесла, что изначально это была его идея с антрепризой. — Антрепризные проекты успешно работают не только в столицах, но и в других крупных городах, например в соседнем Екатеринбурге. Нам хотелось попробовать и посмотреть, будет ли востребована подобная форма, есть ли силы для таких проектов. А дальше уже будем решать, стоит ли продолжать.
— Я так понимаю, меня пригласили на проект, поскольку у меня уже есть опыт создания спектакля вне театра, — подхватывает тему Каштанов. — Мне было интересно собрать актеров из разных театров с разной школой, привести их к общему знаменателю. И я вижу, что артистам тоже интересно работать. У нас на репетициях очень хорошая творческая атмосфера, все работают с большим желанием.
— А деньги? — сакраментальный вопрос таки прозвучал.
— Вы не поверите, — разводит руками министр. — Этот проект уникален тем, что на него не потрачено ни копейки бюджетных средств — мы надеемся, что он станет самоокупаемым.
— Вы не поверите, — разводит руками министр. — Этот проект уникален тем, что на него не потрачено ни копейки бюджетных средств — мы надеемся, что он станет самоокупаемым.
— Это все в будущем, но чтобы заработать деньги, сначала их нужно потратить на постановку…
— Правильно. И в этом вопросе нас активно поддерживает депутатский корпус и председатель Законодательного собрания области Владимир Мякуш. Они не только помогают с постановкой, но и берут на себя организацию зрителей.
— Правильно. И в этом вопросе нас активно поддерживает депутатский корпус и председатель Законодательного собрания области Владимир Мякуш. Они не только помогают с постановкой, но и берут на себя организацию зрителей.
Продолжение следует?
При такой благоприятной расстановке кадров на антрепризу это мало похоже, скорее, на благотворительный проект к юбилею Победы, впрочем, не суть, как это называется. Главное, что спектакль будет, дата и место премьеры уже известны — 8 мая, театр драмы. А затем артисты отправятся на гастроли в область.
— В общей сложности уже поступило более 20 заявок — это Златоуст, Чесма, Копейск, Пласт, Касли, Варна, Чебаркуль, Троицк, и думаю, что список будет еще пополняться. Где-то артисты сыграют по два, а то и по три спектакля. Завершится проект 22 июня, в день начала войны, в Магнитогорске, — обозначил список Алексей Валерьевич.
По его словам, билеты на спектакли поступят в продажу в ближайшее время, часть спектаклей пройдет полностью на благотворительной основе по пригласительным билетам. Среди приглашенных, конечно, будут ветераны, вдовы, труженики тыла, дети войны.
При такой благоприятной расстановке кадров на антрепризу это мало похоже, скорее, на благотворительный проект к юбилею Победы, впрочем, не суть, как это называется. Главное, что спектакль будет, дата и место премьеры уже известны — 8 мая, театр драмы. А затем артисты отправятся на гастроли в область.
— В общей сложности уже поступило более 20 заявок — это Златоуст, Чесма, Копейск, Пласт, Касли, Варна, Чебаркуль, Троицк, и думаю, что список будет еще пополняться. Где-то артисты сыграют по два, а то и по три спектакля. Завершится проект 22 июня, в день начала войны, в Магнитогорске, — обозначил список Алексей Валерьевич.
По его словам, билеты на спектакли поступят в продажу в ближайшее время, часть спектаклей пройдет полностью на благотворительной основе по пригласительным билетам. Среди приглашенных, конечно, будут ветераны, вдовы, труженики тыла, дети войны.
— А что дальше?
— Далее проект, как и всякая антреприза, прекратит свое существование. А мы посмотрим на результаты и решим, стоит ли продолжать в том же духе и затевать новый, — поставил точку министр.
— Далее проект, как и всякая антреприза, прекратит свое существование. А мы посмотрим на результаты и решим, стоит ли продолжать в том же духе и затевать новый, — поставил точку министр.