Меню

В Челябинске полным ходом идут репетиции нового спектакля «Не покидай меня».

24.04.2015 12:18 32 (11843)


В Челябинске полным ходом идут репетиции нового спектакля «Не покидай меня». Спектакль, как и большинство прочих весенних мероприятий, посвящен главному событию года — юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Единственное, что отличает его от конкурентов, — то, что он претендует на звание первой на Южном Урале антрепризы.

 
Кадр из фильма «Не покидай меня».
 
Достоверный ремейк
В основе будущей постановки — пьеса Алексея Дударева. Сюжет перекликается с повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». 1944 год. Фронтовик-разведчик капитан Михасев получает под свое командование спецразведгруппу из четырех бойцов для выполнения особо важного задания. Встреча с бойцами группы повергает Михасева в ужас. Перед ним — четыре молоденькие девушки, четыре вчерашние школьницы. Это они должны пройти необычную подготовку и отправиться в тыл врага. Перед офицером стоит сложная задача: подготовить молодых девчонок и послать их на почти верную смерть.

Уникальность этой истории в том, что она основана на реальных событиях периода начала Белорусской наступательной операции 1944 года. В ходе проведения данной спецоперации выжила только одна разведчица — Алина Александровна Ладысева, которая до последнего времени жила в Минске.

— К сожалению, до юбилея победы Алина Александровна не дожила, а мы даже хотели к ней в Минск слетать, чтобы пообщаться, — признался режиссер-постановщик Павел Каштанов.
Дударевскую историю ставили охотно и во многих театрах и даже телесериал сняли, в котором сам автор принимал участие.

— Сейчас очень модны всяческие ремейки. Вот, например, пересняли «А зори здесь тихие…». Говорят, что молодежи скучно смотреть фильмы, где нет активного действия, экшена. А каким будет ваш спектакль? — пытаю постановщика.


— В идеале хотелось, чтобы спектакль понравился всем — и молодежи, и старшему поколению. С одной стороны, мы пытаемся его сделать достоверным буквально до пуговиц. Вот бегали сапоги солдатские искали — оказалось, что это целая проблема: их давно не шьют, сейчас вся армия в берцах ходит. Слава богу, нашли в театре драмы. С орденами тоже целая проблема. Нам очень помогают челябинцы, благодаря им нашли старинный патефон, пластинки, старые чемоданы. С другой стороны, есть какие-то мостики с современностью — песни на стихи Бродского, которые предназначены в первую очередь для молодых людей. На прогон непременно позовем студентов, посмотрим на их реакцию, послушаем их мнение, возможно, что-то исправим.

Репетировать и сочинять стихи
Еще в начале весны в Челябинске прошел кастинг, в котором приняли участие артисты театра драмы, Молодежного и Камерного театров. Вместе с профессионалами на сцену выйдут и воспитанники недавно открывшейся в городе студии Хабенского. Участие юных артистов не случайно: героини спектакля «Не покидай меня» — вчерашние школьницы, которым волей судеб предстоит совершить подвиг.
 
— Порядка десяти воспитанников студии из старших групп принимают участие, пятеро из них будут играть на сцене, для остальных это закулисная практика в качестве монтировщиков, костюмеров и так далее, — продолжает режиссер.
Настя Корень, воспитанница студии, играет ту самую девчушку, прототипом которой стала Ладысева.
 
— Мне кажется, мы чем-то похожи с Алиной Александровной, — рассуждает Настя. — Я работала над ролью и открывала себя заново. Знаете, я ведь даже стихи сочинила.
— Я в принципе люблю военную тему, — признается актер Камерного театра Дмитрий Олейников (он играет в спектакле капитана Михасева). — Когда я занимался в театральной студии в городе Южно-уральске, мы делали военные проекты. И когда Паша мне сказал: «Знаешь, я задумал спектакль про войну, но ты там участвовать не сможешь», я возмутился: «Это почему?» — и пришел на кастинг.
 
Вариации на тему менеджмента
Репетировать приходится в непростых условиях. Поскольку все артисты из разных театров, к тому же заняты в других спектаклях, то собираться можно только глубоким вечером — после девяти, чтобы все освободились, в том числе юные артисты, которым надо учиться в школе, позаниматься в студии и только потом приступить к творческим поискам.
Отдельной площадки для репетиций у энтузиастов тоже нет, на время их приютила студия Хабенского, и только на выпускном этапе участники переместятся на сцену театра драмы, где 8 мая и состоится премьера. Костюмы, декорации приходится просить, арендовать, что-то закупать. Словом, проблем хватает.
 
— Зачем? Зачем все эти сложности, проблемы? Не проще было сделать постановку на базе какого-то театра?
— Это своего рода эксперимент, в первую очередь с точки зрения театрального менеджмента, — в разговор вступает «тяжелая артиллерия» — министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. Разведка донесла, что изначально это была его идея с антрепризой. — Антрепризные проекты успешно работают не только в столицах, но и в других крупных городах, например в соседнем Екатеринбурге. Нам хотелось попробовать и посмотреть, будет ли востребована подобная форма, есть ли силы для таких проектов. А дальше уже будем решать, стоит ли продолжать.
— Я так понимаю, меня пригласили на проект, поскольку у меня уже есть опыт создания спектакля вне театра, — подхватывает тему Каштанов. — Мне было интересно собрать актеров из разных театров с разной школой, привести их к общему знаменателю. И я вижу, что артистам тоже интересно работать. У нас на репетициях очень хорошая творческая атмосфера, все работают с большим желанием.
 
— А деньги? — сакраментальный вопрос таки прозвучал.
— Вы не поверите, — разводит руками министр. — Этот проект уникален тем, что на него не потрачено ни копейки бюджетных средств — мы надеемся, что он станет самоокупаемым.
 
— Это все в будущем, но чтобы заработать деньги, сначала их нужно потратить на постановку…
— Правильно. И в этом вопросе нас активно поддерживает депутатский корпус и председатель Законодательного собрания области Владимир Мякуш. Они не только помогают с постановкой, но и берут на себя организацию зрителей.
Продолжение следует?
При такой благоприятной расстановке кадров на антрепризу это мало похоже, скорее, на благотворительный проект к юбилею Победы, впрочем, не суть, как это называется. Главное, что спектакль будет, дата и место премьеры уже известны — 8 мая, театр драмы. А затем артисты отправятся на гастроли в область.
— В общей сложности уже поступило более 20 заявок — это Златоуст, Чесма, Копейск, Пласт, Касли, Варна, Чебаркуль, Троицк, и думаю, что список будет еще пополняться. Где-то артисты сыграют по два, а то и по три спектакля. Завершится проект 22 июня, в день начала войны, в Магнитогорске, — обозначил список Алексей Валерьевич.
По его словам, билеты на спектакли поступят в продажу в ближайшее время, часть спектаклей пройдет полностью на благотворительной основе по пригласительным билетам. Среди приглашенных, конечно, будут ветераны, вдовы, труженики тыла, дети войны.
 
— А что дальше?
— Далее проект, как и всякая антреприза, прекратит свое существование. А мы посмотрим на результаты и решим, стоит ли продолжать в том же духе и затевать новый, — поставил точку министр.