Меню

С какими последствиями придется столкнуться челябинским автомобилистам в связи с ростом тарифов на страхование?

22.04.2015 11:51 31 (11842)

Очередное пятничное заседание «Дискуссионного клуба» посвятили ОСАГО — обязательному автострахованию гражданской ответственности. Недавно принятые поправки в закон об автостраховании, рост тарифов вызвали болезненную реакцию в обществе. Приглашенные эксперты и завсегдатаи клуба попытались разобраться, с какими последствиями придется столкнуться челябинским автомобилистам в связи с ростом тарифов на страхование.

Тьма тарифного коридора

Напомним, 20 марта Банк России наконец-то определился с повышением тарифов по ОСАГО. Официально считается, что к этому подтолкнули несколько причин. Во-первых, увеличение с 1 апреля лимита выплат за вред, причиненный жизни и здоровью, со 160 до 500 тысяч рублей. Во-вторых, резкий рост цен на импортные запчасти и материалы для ремонта автомобиля. Читай здесь же — удешевление рубля и удорожание автомобилей. Несбалансированность коэффициентов по территориям, что привело к закрытию региональных офисов и точек продаж страховых компаний.

Общественники и автомобилисты немедленно отреагировали. Развернулись бурные споры. Одни говорят, что вопрос вовсе не в сумме выплат, а в том, что их выплачивают лишь в самом крайнем случае. А в большинстве случаев находят поводы не платить. ОСАГО — это просто оброк, который автовладельцы обязаны платить страховщикам по приказу государства, никаким страхованием там и не пахнет.

Другие утверждают, что если мы не приведем рынок страхования в порядок, не сбалансируем его, то начнется на дорогах анархия из лихих 90-х. Помните анекдот: «Ну, что, старик, поехали смотреть твою квартиру!»?

Глава Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин считает по-другому:
— Даже увеличение выплат не должно повлечь за собой подорожание самих полисов. Доля максимальных выплат в общем количестве обращений не изменится, поэтому повышать тарифы не стоит. У нас средняя цифра составляет сейчас 30 тысяч рублей. Соответственно, повышение лимита от 120 тысяч вверх затронет какую-то незначительную часть. Есть крупные страховые компании, которые заинтересованы, чтобы вернуться к тем прибылям, которые у них были.

Приведем заодно и слова главы московского представительства Федерации автовладельцев России Сергея Канаева:
— Уверен, что убытки, о которых говорят страховые компании, писаны вилами на воде. Страховщики абсолютно безболезненно могут поднять выплаты по имуществу до 400 тысяч рублей, а выплаты по жизни и здоровью — до 500 тысяч. Согласно таблицам, приведенным Страхнадзором, 182 миллиарда рублей осталось у страховщиков.
Но как бы страховщиков ни обвиняли в жадности, бессовестном лоббизме, поправки в закон приняты и повышение базового тарифа на 40 процентов состоялось, да плюс введение тарифного коридора в 20 процентов. Таким образом, подорожание ОСАГО нельзя не назвать резким, даже оглушающим.
 
 
 
 

 


На перекрестке мнений

 


Страховой брокер Ярослав Королев:
— На мой взгляд, то, что сейчас происходит, неизбежно. Кроме основных причин, которые уже мы называли, назову еще несколько. У страховщиков выросли выплаты через исполнительные листы. Им приходится выплачивать те суммы, которые есть в законе об ОСАГО: ремонт у официального дилера, оплата счетов за автомобиль, который даже не был осмотрен страховой компанией. Причем суды, как правило, оказываются на стороне физлица по отношению к юрлицу — страховой компании. Все это не было заложено в страховых тарифах, которые еще десять лет назад были рассчитаны, поэтому не покрывались расходы страховых компаний. Что интересно, юридические лица получают страхование без проблем. Но физлица для страховых компаний — настоящая головная боль. Посмотрите справочник юридических контор. Их где-то полтысячи. Пятая часть из них специализируется на сутяжничестве со страховыми компаниями. Это большой рынок, который поддерживается нашей судебной системой. Процветает продажа липовых справок от ГИБДД. Существует множество хитрых схем, когда оценщики перепродают уже оплаченную оценку для страховой компании другим юристам, которые немедленно делают звонок клиенту: «Хотите еще получить денег по страховке?» Такая порочная система существует практически во всех регионах. И физлица не могут купить полис, потому что страховая компания не хочет его продавать — слишком велики убытки от обслуживания договоров страхования. Для юрлиц нет очередей, нет роста тарифов, нет мошеннических схем, все спокойно и прозрачно.
До недавнего времени полисы ОСАГО продавали 400 компаний. Но с каждым годом их становится все меньше. А те страховщики, кто «пылесосил» рынок своими демпинговыми ценами на полис, сегодня ушли, оставив тяжелое бремя обслуживания для действующих страховых компаний.
 
Заместитель руководителя челябинского УФАС Елена Рысева:
— Часто поступают жалобы граждан в УФАС, что со стороны страховщиков продолжается навязывание услуг страхования. В октябре 2014 года мы вынесли решение в отношении 18 страховых компаний. В их действиях были признаны факты нарушения антимонопольного законодательства, а именно — согласованные антиконкурентные действия: при заключении договоров ОСАГО они навязывали дополнительные услуги. Сегодня мы находимся со страховщиками в призме судебных разбирательств. 27 апреля будет первое заседание. Мы считаем, что граждане при заключении договора ОСАГО имеют право отказаться от дополнительных услуг, а страховые компании не вправе этому препятствовать. Существует прямая административная ответственность страховых компаний, если они отказываются от заключения договора. Эти вопросы находятся в ведении Центробанка. Рынок ОСАГО был построен по такой схеме: практически все автовладельцы в последний день действия страховки приходили за заветным полисом. Но страховщики, пользуясь своим правом, которое они раньше не реализовывали, стали требовать предоставление автомобиля для осмотра. Оказавшись в цейтноте, граждане вынуждены соглашаться вдобавок на страхование жизни, имущества и иные виды страхования.
Хотя по общему правилу страхование автомобиля заключается за месяц.
 
Руководитель отделения партии «Автомобилисты России» Алексей Бруй:
— ОСАГО — это не нами выбранная услуга, она навязана. Поэтому мы, автомобилисты, хотели бы знать четко: за что мы платим? Страховщики нам уже десять лет рассказывают, как все плохо, как убыточно. При этом еще на заре ОСАГО происходило занижение выплат. В суды мы ходили и раньше. После того как ОСАГО попало под статью «Права потребителей», юристам стало выгодно заниматься конфликтами в автостраховании. Пошли схемы. Практически легально все зарабатывали деньги. Не так давно появилось много свободных коммивояжеров, которые бегали от различных страховых компаний — перепродавали полисы, отчего бардак наступил полнейший. Шел передел рынка. Теперь, когда повысили потолок выплат по ОСАГО, ввели систему общей оценки автомобиля. Да еще и по здоровью водителя потолок поднялся, можно надеяться на какой-то порядок. Мы понимаем, что запчасти подорожали и все остальные доводы для повышения тарифов. Но вопросов остается много. Уже сейчас появился рынок поддельных полисов. И есть нерадивые водители с плохими коэффициентами, которые не могут себе купить полис — дорого.
Опять же, прозрачности нет. Мы, автомобилисты, десять лет получаем лишь ошметки статистики. Но у нас не принято в стране раскрывать истинную картину прибылей. Так что мы сегодня имеем в связи с подорожанием?

Вождение автомобиля без полиса ОСАГО становится обычным делом.
Нельзя всех под одну гребенку: жулики, сутяги. Большинство — добропорядочные владельцы автомобилей. Посмотрите, как нерасторопно действует Союз автостраховщиков, создавая базу авто-владельцев. Нам нужно, чтобы можно было в любой точке России посмотреть историю водителя и дать скидку, которую он заслужил. По-прежнему не хватает и законодательной базы.
 
Депутат гордумы от КПРФ Константин Нациевский:
— У нас область — какая-то площадка для экспериментов. Сначала местное самоуправление, которое забуксовало. Теперь мы один из регионов, где вводится максимальный тарифный коридор ОСАГО. Обратите внимание, мы практически единственные, где применяется тариф 2,3. В Магнитогорске 1,7, в Копейске — 1,5, в Златоусте — 1,3. По стране еще больше разница.
Считаю, что в настоящих условиях это нецелесообразно. Мы голосовали против этого повышения. Но в Госдуме решение было продавлено страховым лобби. У нас размеры заработной платы, пенсий, начисление различных субсидий иногда на копейки поднимаются, но очень громко об этом говорится. А сейчас на 40 процентов поднимают автострахование — такую важную для населения услугу. И при этом помалкивают. Известно, эксперты до конца не знают, выгодно или невыгодно такое повышение для общества. Есть разные мнения. Да, выплаты для пострадавших в ДТП увеличились до 500 тысяч рублей. Но почему надо в первую очередь заботиться о доходах страховщиков? Все приведет к тому, что будет процветать черный рынок поддельных полисов. Мы считаем, что этот закон нужно заморозить года на два. Закон приняли без учета мнения автовладельцев и общественных организаций.

Как «откатить» тарифы

— Попался за год без полиса пару раз, заплатил штраф, — говорит главный редактор портала Autochel.ru Артем Краснов. — Получается, что дешевле понести административное наказание.
Опасное суждение. Можем вернуться в доосаговые времена. Но ОСАГО покрывает значительную долю ДТП. И это важное обстоятельство.
Сегодня страховщики представлены в такой пропорции: 20 процентов местных и 10 процентов федеральных страховых компаний действуют в Челябинской области. Это, по мнению УФАС, вполне конкурентный рынок.
Участники «Дискуссионного клуба» обратили внимание, что тариф ОСАГО меняется от муниципалитета к муниципалитету. Возможно ли, что все, желая снизить расходы, поменяют регистрацию, покинут регион?
Однако эксперты не увидели в этом тенденции. Дескать, ОСАГО в мире стоит в среднем около 100 тысяч рублей. Нигде не бывает дешевого ОСАГО. Придется и нашим автовладельцам привыкать. Тем более что многих бы устроила плавающая цена на ОСАГО с учетом личной истории вождения. Впрочем, есть и другие способы минимизации затрат. Главное, чтобы хаос на рынке прекратился.
— ОСАГО — социальный инструмент, направленный на разрядку в обществе, — отметил Алексей Бруй. — Въехал в кого — не надо отдавать квартиру. Это не инструмент для извлечения прибыли. Но его поручили на исполнение компаниям, которые заряжены на извлечение прибыли. В этом противоречие.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»