Меню

«Пафосный» праздник

15.04.2015 13:28 29 (11840)


С утреца по радио «Эхо Москвы» прогрессивный ведущий распинался о том, как формально и пафосно проходит месячник Победы. С пеной у рта критиковал розовощеких лекторов, пытающихся что-то рассказывать, нынешних музыкантов, перепевающих военные песни, продвинутых режиссеров, снимающих кино о той войне. «Все это не то и не так, — негодовал журналист. — Вот во времена моего детства в школу приходили ветераны, звеня медалями, и были живы дедушки, бабушки, достаточно было взять за руку и сказать: «Дед, с праздником» — этот праздник был общим». Да, все правильно, все так, да только гнев этот праведный ушел в пустоту, ведь ничего лучше-то ни предлагать, ни тем более делать оратор не стал.

 

В списках не числились
На днях в Челябинском театре драмы открыли стелу в память о сотрудниках, погибших на войне. Когда белое полотнище упало, на красном граните обнажилась 21 строка.
— Памятная плита у нас в театре была и раньше, но в списках числилось не более десятка фамилий. В этом году мы подняли архивные документы и выяснили, что на самом деле погибших было гораздо больше, — пояснила директор театра Елена Петрова.

В том самом 41-м году в театре работало около 100 человек, с началом войны на фронт ушел 51 сотрудник — половина всего состава! И вернулась только половина. Информацию собирали буквально по крупицам, некоторые фамилии без инициалов — не смогли найти.
— Я обращаюсь к жителям нашего города, области: если ваши родственники, знакомые служили в то время в нашем театре — сообщите, мы будем рады любой информации, — просит Елена Анатольевна.

Стелу заказывали в Копейске. Глыба красного гранита с черной траурной страницей. Рабочие Копейского завода камня ни копейки ни взяли за свою работу, попросили только эскиз и список фамилий.


В театре собрали фронтовые письма, подготовили выставку, организовали чаепитие для ветеранов. Вот только своих, театральных, на торжестве не было. В живых их осталось всего семь, всем глубоко за 80, здоровье не позволяет совершать марш-броски даже на небольшие расстояния. Месяц назад ушел из жизни Исаак Гитлин, он был буквально живой легендой театра: прошел войну, вернулся в театр, где работал, без преувеличения, до последнего вздоха.
Театральных коллег заменили соратники из ветеранских советов — областного и Советского.

У каждого свой крест
«Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой. Вчера в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводили машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока».

Актеры читали настоящие фронтовые письма, их слушали с почтением. Мальчишки-кадеты в белоснежной форме округляли глаза от непривычной ответственности момента, артисты театра эмоционально сопереживали происходящему.

А ветераны слушали как-то тихо, просто, совсем не «со слезами на глазах», своим видом как бы говоря: «Ну да, было, все было так». Они вспоминали давно ушедшее время без боли, без гнева и уже без радости, просто потому, что каждый должен нести по жизни свой крест.
Седой дедуля невидящим взглядом уперся в собственное прошлое, а тут малютка-девчушка в воздушном белоснежном платьице притулилась рядом с ним на краешек стула. Два смешных хвостика покачивались в такт словам, на плече трехцветная российская ленточка. Дед по инерции повернул голову — и взгляд оживился, вертикальные суровые морщинки сложились в горизонталь улыбки, он протянул ей гвоздички, она взяла цветочки и держала их ответственно и чинно, как флаг, пока не затекла ручка.

Вдвоем они внимательно слушали о том, что человек жив, пока жива память о нем и что теперь еще 21 солдат Великой Отечественной войны получил путевку в бессмертие, о том, что раньше были Гагарины и Стахановы, а сейчас молодежи не с кого брать пример, о том, что у народа сбилась шкала нравственности и надо бы ее поправить…
Под звуки метронома прошла минута молчания, гвоздики отнесли к памятнику. Малютка со смешными хвостиками спела песню про «Катюшу», один раз ребенок сбился с такта, но ветераны подтянули, и девчушка выправилась.
 
 
 
Экскурсия и премьера
«Пафосно», «формально» — пронеслись в голове прелестные эпитеты московского коллеги. Вполне возможно, что для кого-то это действительно так: для чиновников, которые обещают ветеранам новое жилье, а потом записывают в общую очередь, для кремлевских «звезд», которые выходят на эстраду только ради 120 тысяч евро, а не ради обладателей звезды Героя, для буфетчицы, которая принесет домой с банкета бутерброды с красной рыбой. Но не для этой малютки, которая радостно кланялась, когда ей хлопали замечательные бабушки и дедушки, и не для ветеранов, с такой добротой и благодарностью слушавших звонкий голосок девчоночки, и не для ее мамы, которая в этот миг была им благодарна и за дочку, и за сохраненный для нее мир.

На втором этаже гостям устроили экскурсию, рассказали об истории драмтеатра во время войны, о том, какие постановки здесь ставили.
— В начале войны шел спектакль «Батальоны идут на Запад», поскольку перед войной была установка, что мы будем воевать непременно на чужой территории, — рассказывает заведующая музеем Челябинского театра драмы Татьяна Палагина. — И только в 1942 году появляются «Русские люди» Симонова, «Нашествие» Леонова.
Патриотическая тема была, конечно, во главе угла. Одним из самый популярных в то время был спектакль «Надежда Дурова», о войне с Наполеоном. Менее чем за год эту постановку сыграли 100 раз! Впрочем, для классики тоже нашлось место.

— Знаете, какой спектакль считается лучшей военной постановкой? — вопрошает Татьяна Владимировна и с триумфом провозглашает: — Чеховские «Три сестры»! Премьера состоялась 7 ноября 1944 года. Сначала было торжественное заседание, и спектакль начался уже глубоко за полночь. Это, кстати, обычная практика: спектакли начинались довольно поздно, чтобы люди успевали после работы.

Ветераны буквально завалили добровольного экскурсовода вопросами. Больше всего их интересовала грядущая премьера, которую театр готовит к юбилею Победы — «Вам возвращая ваш портрет…»

— Представляете, я была вынуждена рассказать весь сюжет, они у меня выпытали все подробности. Ну им же будет неинтересно! — сокрушалась заведующая.
— А может, они боятся, что не успеют увидеть его, — вздохнула коллега. И мы замолчали. Совсем не пафосно. Совсем не формально.


 
 
 
 
 
 

29, 30 апреля в театре драмы состоится премьера спектакля «Вам возвращая ваш портрет… (История одной фотографии)». 1942-й год. На железнодорожной станции уральского рабочего городка остановился военный эшелон. Молодой солдатик-новобранец уговаривает незнакомую девушку сфотографироваться с ним на память и, не успев получить фотографии, уезжает на фронт. Они больше никогда не увидятся.
Но никто не мог предположить, что история будет иметь продолжение, что случайное фото изменит всю жизнь героини… и не только ее.