Меню

Форменное единообразие

15.04.2015 12:35 29 (11840)


Многие считают, что школьная форма имеет патриотический смысл

В понедельник внезапно состоялся круглый стол на тему «Школьная форма». Журналисты поначалу растерялись: почему посреди экономического кризиса и политических реформ вдруг в полный рост встал вопрос об одежде школьников? Впрочем, с введением в школе регулярной формы, кажется, никто яростно не спорит. Есть данные социсследований, что  83 процента россиян приветствуют форму.
А это значит, что даже дельные возражения меньшинства можно учитывать, но на них не ориентироваться.
Тем не менее круглый стол состоялся, в его работе приняли участие чиновники от образования и от надзорных ведомств, родительская общественность и производители одежды.

 

Требования к одежде
Елена Коузова, заместитель министра образования:
— На мой взгляд, тема школьной формы актуальна всегда, с тех самых пор, как она стала атрибутом школьной жизни, а потом ушла из образовательных организаций. Интерес к теме возродился тогда, когда родители вместе с педагогическим коллективом, с учащимися начали в своих школах принимать решение о том, какой должна быть школьная форма, какие должны быть символы у школьника. А потом эта тема становится все более актуальной. У нас становится популярным уважение к своей Родине: уважение и к России, и к своей малой родине, где мы живем, и к школе как частице этой малой родины.
Наверное, во все времена таким очень важным символом был какой-то элемент в одежде, который бы означал причастность к той или иной стране, государству. Мое отношение к школьной форме? Я — за!

Елена Александровна отметила, что на всех уровнях полномочий есть своя ответственность — от федеральных органов власти до субъектов, от муниципалитета до образовательной организации. Законодатель четко разделил ответственность разных уровней власти относительно того, как должны выглядеть наши школьники. И впервые четко были прописаны требования к одежде обучающихся. Такого не было. И у нас, как министерства образования, есть ответственность принять решение о требовании к школьной одежде. Мы это сделали. В законе об образовании Челябинской области № 515-ЗУ целая статья посвящена требованиям к одежде обучающихся. Эти требования носят широкий рамочный характер и определяют отношение ученика к школе. Одежда должна быть деловой для занятий, удобной, спортивной для уроков физкультуры и массовых мероприятий. И нарядная одежда должна быть для торжественных событий. А вот дальше — это уже ответственность школ, родителей, детей, которые хотят и могут принять конкретные решения по конкретным элементам одежды и в целом по форме обучающихся.

Запрет обоснован здравым смыслом. Серьги, яркий макияж. Это то, что относится к теме воспитания школьников. В данном случае школа воспитывает в школьнике уважение к самому себе и школьному коллективу.

Нельзя носить то, что запрещено. Это относится к качеству одежды.
Собственно, дискуссии по введению школьной формы могут идти по инерции весьма долго. Специалисты же предлагают различать здесь два аспекта: психологический и финансовый.
 
Форма и ее содержание
На круглом столе устроили дефиле. Целая толпа мальчиков и девочек всех возрастов прошла перед дядями и тетями, демонстрируя достижения в «формостроении». Все неплохо: и юбочки, и жилеты, и пиджаки, и брюки. Дети как дети — нарядные, милые. Хотелось крикнуть: «Так чего тут думать? Одевайте детей! Пусть на каждом ребенке будет форма, по элементам которой можно узнать его школу».
Но — от этого никуда не деться — думать придется.
Многие возражают, дескать, все привыкли ходить в свободно выбранной одежде. Перемены же дорого стоят. Тем более что не у всех родителей есть средства покупать или заказывать в ателье форму.


Депутат Госдумы Владимир Бурматов присоединился к разговору из Москвы, по скайпу:
— Плюсы здесь очевидны. Давно мы получаем большое количество жалоб на то, что в школах дети одеты как попало. Форма — это традиция, это дисциплина.
Депутат также отметил, что школьная форма устраняет социальные и религиозные различия. Тогда снимаются вопросы, кто одет в дорогое, а кто — в ширпотреб. А вопрос хиджаба, из-за которого столько успели переломать копий, естественным образом решается. Образование у нас светское. В специальных школах — другое дело. Сегодня законодательство о форме прописано не идеально, поэтому бывают на местах перегибы. Например, в Курганской области начали прописывать в школьных уставах требования даже… к толщине подошвы.
— Это маразм, — коротко оценил Владимир Бурматов. — Я направил депутатский запрос — надо навести порядок и от курганского эксцесса застраховать родителей.

Встречаем по одежке
Как это делается в Челябинске?
— Через попечительский совет мы решили: чтобы дисциплинировать детей, нужна форма, — говорит директор школы № 147 Евгений Рожков. — Ведь надо приучать к эстетике одежды, к деловому стилю. Это и имидж школы. Сначала у нас появились жилеты с логотипом школы. Потом форма стала развиваться. Это было тяжело, но это сделали родители.
Однако большинство наблюдателей отмечают: проблема стоит остро — качество одежды, которую предлагают производители.
А родители хотели бы в первую очередь, чтобы форма была качественной, эстетически приятной, соответствовала всем санитарным нормам. Ну и чтобы стоила одежда недорого. Но больше всего родители сегодня хотят получить реестр производителей школьной формы в Челябинской области, с каталогами, с картинками. Этого очень не хватает.
Между тем проблема качества стоит по всей стране. В Воронежской области взяли на экспертизу 176 образцов школьной формы. Выяснилось: только 20 процентов соответствует требованиям ГОСТа.

— Родители до конца не знают, какое должно быть качество школьной одежды, — говорит представитель Роспотребнадзора Елена Мурашова, — поэтому, как правило, принимают решение на своем родительском собрании, приглашают какого-нибудь индивидуального предпринимателя, который шьет дешевую и некачественную одежду. А потом начинаются жалобы: нечем дышать, первоклассники бегают потные, начинаются простудные заболевания. Сложность в том, что сегодня по линии минэкономразвития нет единого реестра, в котором указано, кто является официальным поставщиком школьной одежды. А ведь не зря принят технический регламент Таможенного союза, где уже сказано о качестве школьной формы и сертификатах соответствия.

Между тем сегодня самые солидные фирмы, чьи названия у всех на слуху, в Челябинской области создали региональную Ассоциацию производителей школьной одежды. Теперь появился реестр, который размещен на совместном сайте фирм-швейников ассоциации.

— Сайт — это универсальная площадка, где сейчас располагаются образцы школьной формы брендов Челябинской области, — пояснила председатель ассоциации Анна Персидская. — Он будет пополняться и станет отражением всех производителей, чья продукция прошла экспертизу и соответствует стандарту качества. Кроме того, там будут публиковаться все нормативные документы, связанные со школьной формой, а также сам реестр добросовестных фирм, специализирующихся на ее производстве.
Новый список опубликуют уже к 1 мая.
* * *

Итак, шить или не шить форму уже не вопрос. Даже если государство не обещает помогать малоимущим семьям в приобретении школьной одежды, хотя на школьные сборы выделяется целых полторы тысячи рублей. Сторонники формы говорят, что в любом социальном статусе родители одевают детей, так уж лучше в форму, чем как попало. А что до качества, то тут уж общая забота — и родителей, и государственных органов.