Меню

Коммунальный антирейтинг

13.04.2015 09:41 11 (270)


В Челябинске презентовали очередной антирейтинг управляющих компаний. С 2013 года это уже четвертый черный список УК. Региональный центр общественного контроля принял решение сделать антирейтинг ежеквартальным по девяти открытым критериям, с которыми может ознакомиться каждый. Это очень полезное чтение для любого собственника жилья. А коммунальщики могли бы взять его за основу для своей работы.

Девять критериев для работы УК

Вот они, с комментариями от уполномоченного Вершинина:
1. Удовлетворенность собственников жилья качеством оказанных услуг и выполненных работ (как управляющие компании выполняют свои обязательства по договору с потребителями).
Самое интересное, что по этому пункту можно с закрытыми глазами ставить жирный «неуд» всем УК в Челябинске, потому что эту работу они стараются вообще не вести.
2. Взаимодействие управляющих компаний с собственниками жилья при исполнении договора.
Как оно, взаимодействие, выглядит на практике? С января 2015 года жильцы многоэтажек по улице Масленникова стали получать квитанции на оплату ремонта дома с тарифами, более чем на 30% превышающими утвержденные нормативы. Возмущенные собственники ринулись разбираться в управляющую компанию. Но гражданам ответили, что данное решение было принято на общем собрании жильцов дома. Как выяснилось, незадолго до этого коммунальщики действительно провели поквартирное голосование. Да ведь речь шла о другом.
— К нам заходила какая-то женщина и собирала подписи, — говорят теперь жильцы. — Дескать, необходимо выбрать старшего по дому. О предстоящем повышении тарифов ни слова не было сказано. Теперь коммунальщики размахивают «протоколом» собрания собственников, на котором тариф с 12,3 рубля за квадратный метр разом повысился на 16,11 рубля. Налицо подделка документов. Но привлечь коммунальщиков к уголовной ответственности из-за отсутствия нормативной базы пока нет возможности. Любопытная деталь: директором данной УК является депутат райсовета Ленинского района Наталья Салимова, прошедшая в народные представители на выборах в сентябре прошлого года.
3. Оценка собственниками жилья изменений в состоянии жилого фонда в результате деятельности управляющей компании.
Например, собственники подают в суд на УК «Коммунальный сервис», потому что течет кровля дома, разрушается. Подвал затоплен. Какую здесь можно дать оценку?
4. Наличие предложенного управляющей компанией собственникам жилья годового плана работ по содержанию и ремонту общего имущества на очередной (текущий) год. А также утверждение данного плана собственниками жилья.
Можно перечислить лишь 15 — 20 домов на всей территории Челябинска, где компания хоть какой-то план работ предложила и согласовала с жильцами.
5. Предоставление управляющей компанией полного развернутого отчета о расходовании финансовых средств собственников жилья, собранных на содержание и текущий ремонт общедомового имущества.
Почему развернутый отчет? Потому что УК постоянно спорят с собственниками жилья. Они говорят, что у них есть хорошие сайты, где они выкладывают отчеты. Теперь это нужно делать в связи с процедурой лицензирования. На деле же этот отчет — просто роспись расходов. Мы видим такую картину: из собранных двух с лишним миллионов рублей один миллион ушел на содержание общедомового имущества. Еще миллион ушел на текущий ремонт, и остаток потрачен на благоустройство. И еще несколько пунктов. Но не прописано все в деталях. Вот если бы был подробный план работ, с которым можно было сравнить финансовый отчет в конце года, тогда бы и вопросов не возникало. А это и есть нормальные взаимоотношения собственников жилья с УК. Но когда УК забирает себе 60 — 70 процентов всех средств через подставные подрядные организации, а дом просто разрушается, встает вопрос: куда ушли деньги? Десять лет деньги собирают, а потом отказываются от разрушающегося дома. Дескать, живите как хотите.
Четвертый и пятый критерии в Челябинске нигде не выполняются.
6. Взаимодействие управляющей компании со средствами массовой информации, оценка информации, публикуемой в СМИ об управляющей компании.
Наши союзники на самом деле СМИ. Без них работа общественного контроля была бы не так эффективна. От них зависит все наше стремление поменять ситуацию на жилищном рынке в пользу собственников жилья. Еще один союзник — Государственная жилищная инспекция. Антирейтинг мы всегда сверяем с ней.
7. Участие управляющей компании в так называемых коммунальных войнах — агрессивный захват домов, относящихся к сфере управления ТСЖ или иных управляющих компаний.
Агрессивный захват жилых домов, относящихся к другим УК или ТСЖ, к сожалению, приобретает на рынке массовый характер. И для жителей он несет неприятности. Это и двойные квитанции, и «листовочные войны», и «подвальные войны», когда ежедневно срываются замки с общедомовых помещений. Когда часть жителей платит одной компании, часть — другой, а кто-то вообще никому не платит, потому что неразбериха. В такой ситуации дом год за годом перестает обслуживаться. И еще некоторые УК умудряются пугать собственников, что они подадут на жителей в суд за то, что они платят ТСЖ или другой УК. Сейчас мы ведем большую работу в Челябинске — создаем ассоциацию, которая объединит сотни ТСЖ и ЖСК. Вот уже несколько лет УК не дают создаваться новым ТСЖ. Нужно объединяться, чтобы противостоять УК.
8. Меры, принимаемые управляющей компанией по очистке придомовой территории (крыльцо, тротуары, внутридворовые дороги) и кровель от оледенения.
Все помнят случаи, когда от падения сосулек гибли люди. Борьбой с оледенением кровель должна заниматься управляющая компания. Это решение прокуратуры. Мы весь прошлый год наблюдали, как администрация города и УК перекладывали друг на друга заботу об очистке тротуаров ото льда. Посмотрим, как будет развиваться ситуация при новом главе администрации.

9. Подготовка управляющей компании к процедуре лицензирования.
Это новый критерий. У нас лицензионная комиссия собирается еженедельно. Объем работы Госжилинспекция ведет большой. И очень интересно наблюдать, как УК с большим трудом идут на раскрытие информации, на грани отказа от получения лицензии. Но понимаем, что нельзя оставить город разом без обслуживания. Есть жалобы от жильцов, чтобы УК лишить лицензии.

Парад с чугунною метлою
Если рейтинг, то нужна хоть какая-то статуэтка на память. Малина, развесистая клюква и серебряная калоша уже заняты. Я бы предложил чугунную метлу за коммунальную «доблесть». Но Анатолий Вершинин об этом не думает. Он рассказывает, как делался рейтинг.
— Я так выстраиваю эту работу. У нас в общественном контроле есть председатели комитетов домов. С ними провожу консультации. Прежде чем принять решение по антирейтингу, я провожу большие встречи в домах, жильцы которых нам пожаловались. Офисы компаний, вошедших в тройку худших, я обязательно навещу вместе с собственниками жилья. Жители говорят одно, директора — другое. А разговор нужно вести глаза в глаза. Однако практика показывает, что ни одна УК еще не привела аргументы, что она работает качественно и зря попала в антирейтинг.

В течение первого квартала текущего года в центр общественного контроля поступило порядка 10 тысяч жалоб челябинцев на работу коммунальных структур. Это стало базой для создания антирейтинга.

По итогам проверок первое место в параде самых нерадивых челябинских УК досталось ООО «Коммунальный сервис». Эта компания 10 лет обслуживала дом по улице Трубников, 3. Сбор на доме был хороший — примерно 800 тысяч рублей в год. Однако дом пришел в ужасающее состояние: подвал затоплен, из-под кровли выпадают кирпичи. А УК в этой ситуации заявляет: «Мы с 1 апреля с вами договор не перезаключаем». Здесь две уловки. Первая — компания не хочет ремонтировать дом. Но при этом компания понимает, что при лицензировании будут идти предписания. И уже начинают избавляться от трудных домов, с проблемами.

На второй строчке оказался РЖЗ Металлургического района (ранее занимал 6-ю позицию), тройку лидеров замыкает ООО «УК «Ремжилзаказчик». За ним следуют управляющие компании МЖКО, ООО «Доверие», ДЕЗ Калининского района, ООО «Жилкомсервис». Замыкают парадное шествие УК Ленинского района и компания «Созвездие».
 
 
 
Антирейтинг управляющих компаний по районам г. Челябинска, март 2015 г.
Центральный район
1. ООО «УК «Ремжилзаказчик», ул. Елькина, 79
Советский район
1. ОАО «МЖКО», ул. Кыштымская, 7
2. ООО УК «Созвездие», пр. Ленина, 35
Калининский район
1. ООО «ДЕЗ Калининского района», ул. Калинина, 11а
Курчатовский район
1. ООО «ПЖРЭО Курчатовского района», ул. Неглинная, 43
Тракторозаводский район
1. ООО «Жилкомсервис», ул. 40 лет Октября, 30б
Ленинский район
1. ООО «Коммунальный сервис», ул. Лизы Чайкиной, 11
2. ООО «УК Ленинского района», ул. Тухачевского, 17
Металлургический район
1. ООО «РЖЗ Металлургического района», ул. Обухова, 11
2. ООО «Доверие», ул. Дегтярева, 65а
 

Комментарии специалистов

Плюсы и минусы рейтингов и антирейтингов

В Челябинской области антирейтинги управляющих компаний в сфере ЖКХ появились еще в 2013 году. Подробнее о том, какие компании стали худшими по последним данным коммунального омбудсмена Анатолия Вершинина, можно прочитать на второй странице нашего выпуска. Однако многие управляющие компании Челябинска не согласны с методикой подсчета голосов. До сих пор вызывает споры, насколько эта оценка репрезентативна, то есть отражает ли она действительную ситуацию на рынке управляющих компаний и стоит ли ей вообще доверять. Причина тому — размытые критерии оценки и закрытость данных.

К примеру, пока общественная организация рассматривает деятельность только крупных управляющих компаний, в ведении которых находится много домов. Учет проблемных УК с меньшим количеством многоквартирных зданий пока не ведется и начнется только в будущем. Поэтому в народном антирейтинге сегодня лидируют крупные организации с большим и довольно старым жилым фондом, где жалобы жильцов по понятным причинам стали чуть ли не привычным делом. Кроме того, при возникновении проблемы собственник обычно одновременно обращается и в ЖЭК, и на горячий телефон общественников. Проблема зачастую устраняется и ранее положенного срока, а жалоба все равно остается учтенной для антирейтинга. Получается, что коммунальщики честно и добросовестно выполняют свою работу, а на них все равно сыплются шишки.
Кроме того, в этот раз Центр общественного контроля по вопросам ЖКХ Челябинской области впервые привел статистику обращений собственников, рассортированную по районам Челябинска. В рейтинг опять-таки попали только крупные управляющие организации. При этом если управляющая компания является единственной крупной на весь район, она однозначно станет первой среди худших просто по числу обработанных сигналов от жителей. Как расценивать такие данные, недоумевают руководители управляющих организаций.

Поэтому многие сотрудники УК ставят под сомнение эффективность и целесообразность проведения подобных подсчетов. По их мнению, антирейтинг сталкивает лбами собственников и крупные управляющие компании Челябинска, разжигая между ними конфликт. Непонятно, кто оценивал работу компаний (очевидно, что этим должны заниматься специалисты), сколько обращений было рассмотрено и обоснованны ли они. В представленном виде антирейтинг можно рассматривать просто как личное мнение отдельно взятого человека.

Критерии оценки деятельности управляющих компаний четко не определены и представляют собой двойные стандарты. Например, «оценка собственниками изменений в состоянии жилфонда в результате деятельности УК». Как вообще можно сравнивать старые и новые дома? У старых домов проблем явно больше, и денег на их решение требуется тоже немало.
И уж совсем непонятно, как можно оценивать «удовлетворенность собственников жилья качеством обслуживания». Угодить всем людям невозможно, кто-то да останется недовольным. Для этого и существуют законодательно утвержденные нормативы, на которые следует ориентироваться. Впрочем, вполне вероятно, что на основе южноуральских антирейтингов впоследствии будет сконцентрирован ценный опыт, который в дальнейшем впитает федеральные наработки. И тогда картина станет намного понятнее как для собственников квартир, так и для сотрудников управляющих организаций.

Кстати

«Единая Россия» составит антирейтинг УК в регионах Партия запустила всероссийское рейтингование управляющих компаний в рамках проекта «Школа грамотного потребителя». При составлении рейтинга будут учитываться обращения жильцов, экспертизы смет и ремонтов, мониторинг реагирования на жалобы.

— На данный момент активно внедрены рейтинги в Удмуртии, Чувашии, Новгородской, Калининградской и Магаданской областях, Хабаровском крае. Это те регионы, которые опробовали систему рейтингования и, как в Новгородской области, уже подвели итоги и вручили антипремии «Хук-2014» худшим управляющим компаниям, — сказал координатор проекта Александр Козлов. — Данный антирейтинг составляется на основе обращений жильцов, экспертиз смет и ремонтов, мониторинга реагирования на жалобы. В расчет берется и фонд управляющей компании — новый или ветхий.

В «Единой России» ожидают, что постепенно в процесс рейтингования управляющих компаний включатся все регионы России. По итогам работы пилотных регионов будет рекомендована универсальная методика проведения рейтингов и антирейтингов.

Людмила БАННОВА.