Меню

*****

В Челябинской области выборы по новым правилам

10.04.2015 11:11 28 (11839)

В Законодательном собрании состоялся семинар-совещание «Организационно-правовые аспекты реализации закона Челябинской области «О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях  и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Челябинской области». Провел семинар-совещание заместитель председателя Законодательного собрания области Семен Мительман (фракция «Единая Россия»).

 
 
 
На семинар были приглашены главы муниципальных районов, главы городских и сельских поселений, представители ассоциации «Совет муниципальных образований Челябинской области», представители прокуратуры области и Министерства юстиции РФ по Челябинской области, представители Челябинского филиала РАНХиГС при президенте РФ, политологи и независимые эксперты.

Основной целью семинара стало обсуждение нового порядка избрания глав, мониторинг настроений в муниципальных образованиях всех уровней. Главы смогли задать вопросы зампреду ЗСО Семену Мительману.

К обсуждению очередного этапа муниципальной реформы были приглашены ученые. Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Челябинского филиала РАНХиГС при президенте РФ Алексей Ильиных отметил, что в условиях неуклонного снижения явки на выборах применение так называемой системы выборщиков (а именно с ней можно сравнить избрание глав депутатами представительных органов) оправданно. Он также подчеркнул, что никаких правовых коллизий со сроками полномочий глав не возникает, так как эти вопросы отрегулированы законодательством.

Вопросы, которые задавали главы поселений и муниципальных районов, были связаны в основном с техническими аспектами: как будет формироваться конкурсная комиссия по выбору главы, какие требования предъявляются к кандидатам...

— Очевидно, нам необходимо разработать детальную пояснительную записку, так как юридические формулировки закона не всегда понятны,— отметил Семен Мительман.

Заместитель руководителя администрации губернатора области Виталий Шиков сообщил, что сегодня для тех, кто работает в местном самоуправлении, организуется целый цикл семинаров, посвященных различным аспектам практической деятельности. Например, совместно с главным управлением лесами провели семинар по правилам землепользования. Ведется подготовка квалифицированных кадров, которые в перспективе могут участвовать в конкурсе на должность главы.
 
 
В заключение встречи Семен Мительман сказал:
— Для нас очень важны три главных цели реформы. Во-первых, это создание единой системы управления территориями по всей Челябинской области. Во-вторых, правильный подбор кандидатов на должность глав поселений и районов при солидарной ответственности губернатора и депутатов представительных органов. В-третьих, выполнение поручения президента, который отметил, что муниципальное управление должно постоянно совершенствоваться. Сейчас крайне важно объяснить людям, что никто у них права выбора не отнимал. Наоборот, они более качественно и осознанно должны подойти к выбору депутатов, своих представителей. От качественного и профессионального состава депутатов теперь зависит и какой глава возглавит муниципальное образование.

Для справки

Основные положения закона о порядке избрания глав:
1) Глава муниципального района, городского и сельского поселения Челябинской области избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
2) Глава городского округа избирается представительным органом округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Порядок избрания главы применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу настоящего закона.
3) Представительный орган района избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В Карталинском, Кусинском и Нязепетровском районах представительные органы формируются путем делегирования глав и депутатов представительных органов поселений.
Порядок избрания представительных органов района применяется после истечения срока полномочий представительного органа района, избранного до дня вступления в силу настоящего закона.
Порядок формирования комиссии:
1. В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина— высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
2. В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина — главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.


КОММЕНТАРИИ

Владимир Мякуш, председатель Законодательного собрания Челябинской области:
— Второй год идет реформирование органов местного самоуправления. В Челябинской области принята вся необходимая законодательная база, и на уровне города Челябинска эта реформа уже проведена: создано семь внутригородских районов со статусом муниципальных образований. Сегодня реформа продолжается на уровне Челябинской области, приняты соответствующие законы о формах и методах проведения избирательных компаний, о формировании руководящих органов. В соответствии с областным законодательством все муниципальные образования избираются по следующей схеме: избираются депутаты соответствующих уровней, затем они избирают глав муниципальных образований по результатам конкурсной комиссии. Мы считаем это важным нововведением, потому что, во-первых, усиливается роль депутатов. Мы часто слышали, что от депутатов ничего не зависит. Теперь же избиратели передают депутатам свои полномочия по избранию глав-ного должностного лица орга-
нов местного самоуправления. Во-вторых, в сегодняшней непростой экономической обстановке важно сохранить вертикаль власти и управляемость в целом областью и нашими муниципалитетами. Жителям эта реформа даст возможность избрать тех депутатов, которые, выполняя их волю, будут формировать эффективные руководящие органы местных муниципальных образований.

Владимир Бурматов, депутат Государственной Думы от Челябинской области:
— Челябинский опыт, связанный с реформированием системы местного самоуправления, востребован другими регионами Российской Федерации.
То, как в Челябинской области проведена реформа МСУ, может являться образцом для реализации подобных процессов в других субъектах РФ. Эта реформа с одной стороны была давно назревшей и востребованной обществом, а с другой стороны, благодаря слаженным действиям региональной команды она была реализована в сжатые сроки, органично вписалась в правовую систему региона и политическую повестку Челябинской области.
Раньше во время встреч с избирателями на территории региона нередко приходилось слышать жалобы на «двуглавую» систему управления муниципалитетами. Люди иногда попросту не понимали, кто отвечает за какие вопросы муниципального хозяйства и с кого спрашивать за те или иные проблемы, связанные с насущными темами: ЖКХ, работой общественного транспорта, уборкой улиц, вывозом мусора и так далее.

Сейчас благодаря муниципальной реформе эта проблема снимается. Кроме того, серьезно возрастает значение депутатского корпуса в муниципалитетах, что пойдет на пользу данному институту власти и станет еще одним элементом развития политической системы.
Я считаю основными чертами реформы в Челябинской области рост ответственности муниципальных властей перед избирателями, повышение эффективности и оперативности работы муниципальных властей, а также большую прозрачность и понятность всей системы муниципального управления для жителей конкретной территории.
Как руководитель межрегионального координационного совета «Единой России», могу отметить, что челябинским опытом перехода на новую модель организации муниципальной власти всерьез интересуются в других регионах страны. Там готовы перенимать наш опыт, что свидетельствует о качестве проведенной муниципальной реформы и слаженности команды губернатора Челябинской области, депутатов Законодательного собрания и регионального отделения партии «Единая Россия».

Александр Глазков, глава Саткинского муниципального района:
— На мой взгляд, закон очень хороший, потому что когда главы избираются через прямые выборы, жители, очарованные предвыборными обещаниями кандидатов, иногда допускают ошибку. В итоге новый глава первый год работает, а потом перегорает и последние четыре года работает не в полную силу. А теперь, по новому закону, когда главу назначают депутаты по результатам конкурсной комиссии, вероятность такой ошибки снижается и появляется больше возможностей представить на конкурсную комиссию достойных людей, которые действительно могут повести территорию вперед, развивать ее. Новый глава будет работать на контрактной основе, а значит, его можно снять и отправить в отставку за неэффективную работу. Мы поддерживаем закон и будем по нему работать.

Андрей Шадрин, председатель совета депутатов Краснопольского сельского поселения:
— Я считаю, что новая система выборов глав муниципалитетов — хороший логический ход для создания стабильности в стране и предупреждения неожиданных событий. Выстраивая некоторую вертикаль власти, мы стабилизируем ситуацию, получаем возможность предсказывать последующие события, а следовательно, объективно и адекватно реагировать на них. Мы поддерживаем эту инициативу.

Анатолий Литовченко, глава Увельского района:
— Мы относимся к реформе положительно, потому что теперь будет допускаться меньше ошибок в выборе главы. Иногда бывает, что жители избирают человека, который впоследствии оказывается не способным к эффективной работе. Новая система исключает такую ситуацию. Конкурсная комиссия будет отбирать среди кандидатов тех, кто знаком с особенностями хозяйственной деятельности, кто умеет эффективно организовать работу органов власти. Фактически выборы остаются, только они будут проводиться на уровне депутатов, которые являются представителями народа. Я считаю, что из всех систем выбора глав эта — самая удачная. Тот, кто хочет работать, будет это делать при любой системе.

Вячеслав Мартынов, председатель собрания депутатов Ашинского муниципального района:
— В последние годы прямые выборы глав муниципальных образований превращались в некоторое соревнование среди кандидатов по тому, кто больше даст обещаний, превзойдет по суммам, затраченным на предвыборную кампанию и агитацию или вообще кто больше «подкупит» избирателей. В итоге к власти приходили не те люди. Сегодня создается некий фильтр в виде конкурсной комиссии и местного собрания депутатов, который будет производить тщательный отбор. В новой системе выборы главы — это большая ответственность. Уже никто не будет рисковать и вести какие-то игры. Таким образом, я считаю, что во власть будут приходить более подготовленные и более ответственные люди. Еще один плюс — возможность уволить неэффективного, не работающего главу. Раньше отправить в отставку нерадивого главу, выбранного гражданами, было практически нереально и всем приходилось терпеть его до окончания срока действия его полномочий. Теперь все меняется.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other