Меню

Весенний фестиваль искусств MUCH fest в Челябинске продолжает удивлять

08.04.2015 12:52 27 (11838)


Его организаторы решились на эксперименты, которых еще не бывало в нашем городе: сначала всем зрителям музыкально-поэтического концерта предложили закрыть глаза масками, а затем попробовали создавать произведения искусства прямо во время выступления музыкантов. Впрочем, обо всем по порядку…

Концерт «вслепую»
Исполнение музыки, которую зритель должен воспринимать, закрыв глаза, — прием не новый. Сам организатор фестиваля Альфред (Фредди) Генгер признался, что эта идея в Европе уже была реализована. Однако для нашего города такая акция была первой и, разумеется, вызвала немалый интерес публики. Зал НХТ был заполнен, поскольку пришли и те, кто ждал выступления поэтов, и те, кто хотел послушать музыку. Компания «ИНПРО» снабдила всех купивших билеты специальными масками для сна, остальным выдавали черные непроницаемые повязки. Перед началом концерта выступил представитель организации, которая продвигает специальные изобретения для незрячих людей, — например, каталог звуков улицы для изучения в школах для слепых.

Впрочем, каждый из зрителей мог в этот вечер попробовать воспринимать концерт только с помощью слуха. Не у всех это получилось, однако впечатления, которыми делятся в социальных сетях, скорее положительные…

Анастасия Степанова: «Когда не работает один из наших органов чувств, в данном случае зрение, другой усиливается, а еще нам не приходится отвлекаться на то, как выглядит поэт и все, что его окружает. Мы становимся более сосредоточенными и начинаем внимательно слушать. По словам слушателей, в голове появлялись какие-то свои образы, хотя, признаются, иногда возникало желание снять маску, посмотреть на автора — уж сильно затронул его тембр голоса!»

Евгения Сагал: «В первые минуты ощущаешь, как усиливаются сердцебиение и частота пульса. Это не страх — это нечто большее, сопоставимое с тотальным одиночным существованием, легкая нервность обрушивается на тебя... Только темнота с разными контурами расплывчатости, которые рисует сознание: картинки, вспышки, узоры. Все сконцентрировано на внутреннем наблюдении за миром, при этом ощущаешь уязвимость и дезориентацию в большом пространстве — не так легко адаптироваться, найти системные координаты и привязки... Концерт... Первые звуки из колонок, чувствуется свобода в многообразии черного пространства с многомерными узорами, картинками, фейерверками, красками, которые, как ассоциации к стихам, выдает мозг. Состояние — будто один в зале, и в окружении нет ничего, что бы отвлекало, лишь полнообъемный звук, темнота и собственный видеоряд...»
От себя хочу добавить, что молодые поэты, к сожалению, более всего отвечали характеристике дипломата позапрошлого века Александра Тургенева: «стихи слабоваты, хотя и с чувством». Впечатлили только строки:
 
Он давно уже сместился к центру тишины,
Он поставил трех дельфинов
на трехмерный мрак,
Потому что всё вторично, кроме коньяка,
Потому что веры мало, а богов — не счесть...
Но пока к нему приходят люди с маяка,
То хотя бы есть надежда,
что надежда есть.
Второе отделение порадовало больше, потому что в нем участвовали признанные мастера — Ирина Аргутина, Наталья Рубинская и один из самых нестандартных авторов — Янис Грантс.
Еще хотелось бы отметить группу «Ючи» — ее музыка была очень тактичной, не затмевала поэзию, но была созвучна и гармонична…
 
Художницы-волшебницы  и зазвучавшее детство
Концерт «Живой арт» отличался своей импровизационностью: в первом отделении, например, две художницы творили прямо на глазах у публики (на этот раз ничем не закрытых). Конечно, концерты в сопровождении песочной анимации в городе уже давно проходят, и тем не менее Ольга Савчук сумела завладеть вниманием публики, развернув перед нами целую песочную историю любви.
Кроме того, на концерте была создана и картина в технике эбру — рисование на воде специальными красками. Раньше многим (в том числе и мне) приходилось видеть такую технику только на телеэкране — и вот благодаря Надежде Крохалевой все зрители «Живого арта» смогли посмотреть, как из пятен и разводов на поверхности влаги вдруг родилась удивительная белая роза.

Во втором отделении представителями живописи были художники группы «АААЖ». Рисуют они комиксы, граффити, а свое название, по словам участников группы, позаимствовали у Афро-азиатской ассоциации журналистов (!). Художники, похожие на игроков в покер, расположились у стола и создавали что-то на тему Диснея.
А музыканты проекта «Друзья Фредди» исполняли песни из фильмов великого мультконцерна. Публика вспоминала детство — если не свое, то своих детей, которых наше телевидение когда-то кормило сплошными «Утиными историями» с гарниром из «Черного плаща». Впрочем, мульт-культура повлияла даже на классиков: у самого Владимира Набокова можно найти неожиданные строки о зрителях в кино:
И перед ними мечет Дисней
Свой бесконечный Чип-энд-Дейл…
Кроме того, для Диснея писали отличные композиторы — сэр Элтон Джон, например, который за песню к мультфильму «Король Лев» в свое время получил «Оскар». Так что публика порой заново открывала для себя звучание мелодий, которые ранее были несколько исковерканы электронными обработками.
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что на концерте возникло ощущение разобщенности зрительного зала и музыкантов, которые сначала как бы существовали отдельно друг от друга. Некие элементы шоу все же не помешали бы концерту — в конце концов, зал не состоял сплошь из фанатов местных музыкантов или киномузыки. В финале отделения группа все же решила раскачать публику, исполнив совместно песню из фильма «Охотники за привидениями» (производства, кстати, не Диснея, а «Коламбии Пикчерз»). Потом музыканты решили вспомнить что-нибудь из советской мультклассики. Но увы, мелодии «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету» фреддинские музыканты не знали — зато весь зал дружно помог!
 
 
 
Впереди у фестиваля показ работ студентов ВГИКа, космическое фешен-шоу и закрытие в День космонавтики. Остается пожелать организаторам не терять энергии и не забывать о режиссуре представлений!