Меню

Фестиваль «Денис Мацуев представляет» на Южном Урале прошел в четвертый раз

08.04.2015 12:38 27 (11838)


Вопреки всем ужасам кризисов минувшего и грядущего, челябинская филармония не падает духом и не сбавляет оборотов в отличие от своих театральных соседей: новые программы выпускает, гастролировать умудряется, фестивали проводит и даже звезд первой величины в наш провинциальный городок заманивает, за что ей великое спасибо.

Фестиваль Мацуева прогремел уже в четвертый раз. Казалось бы, пора бы привыкнуть, а форум прошел на большом эмоциональном подъеме: билетов на концерты было не достать, их раскупили почти за месяц. Это в кризисный-то год, когда челябинцы не то что от хамона, от местной колбасы вынуждены отказываться за отсутствием нужного количества денежных знаков. Мало того, что на подъеме, так и еще и с расширением местной географии: Мацуев впервые сыграл в Магнитке благодаря губернатору.

Впервые открытие фестиваля состоялось не в областном центре, а в Магнитогорске, где музыкант презентовал новый рояль Steinway & Sons, приобретенный на деньги областного и муниципального бюджетов. В Челябинске музыкант вручил стипендии талантливым детям, воспитанникам фонда «Новые имена», и провел два концерта. Также фестивальные мероприятия прошли в Миассе и Копейске.

 
 
Мы за ценой не постоим
Аккурат год назад Борис Дубровский на исторической встрече поинтересовался, отчего это музыкант не выступает в горячо любимом губернатором городе? Мацуев ответил, что нет достойного инструмента. Глава региона спорить не стал, выделил необходимую сумму.
На самом деле о том, какой ценой достался этот рояль Магнитке, можно когда-нибудь написать целую книжку. Свою лепту внесли и самостійна Україна и не менее самостоятельный Евросоюз, благодаря остроумным действиям которого валюта взлетела почти в два раза. Местные «патриоты» тоже постарались: предлагали «попилить» рояль на жилье для тройки многодетных семей или на качественный инсулин для трех сотен диабетиков. Никто не спорит, что жилье и лекарство, конечно, нужны, но у человека помимо детей и болезней еще и душа есть, которая тоже может умереть, если о ней не заботиться.

В общем, как бы то ни было, но рояль у гамбургских буржуев купили и в город тружеников доставили. И, как показал первый концерт в переполненном «непатриотами» зале, старались не зря.
— Публика понимающая, а в зале стояла завораживающая тишина, — отметил Денис Мацуев. Он был явно доволен результатом и готов к нововведениям.
Даешь семь салонных роялей!
— Мы приближаемся к нашему первому юбилею: в будущем году фестивалю будет пять лет. Фестиваль становится уже всероссийским, думаю, пора расширить временные рамки до пяти-шести дней, за три дня мы явно не успеваем, — поделился своими планами с челябинскими журналистами виртуоз. — У вас есть множество городов, которые могут принять фестиваль: тот же Озерск, в котором мне бы очень хотелось побывать. Берите пример с Оренбургской области, где губернатор приобрел сразу семь роялей и установил их в таких небольших городах области.
— А вы считаете, это реально для небольшого города — купить рояль за 9,5 миллиона рублей? — не удержалась от вопроса.
— Мы договорились с фирмой Yamaha, официальным лицом которой я являюсь, о том, что она будет делать существенную скидку на приобретение салонных инструментов. Для небольших залов концертные рояли не нужны, а салонный инструмент вполне реально приобрести за один миллион рублей, — уверен Мацуев.
Также музыкант думает о расширении учебной программы фестиваля: традиционно во время форума проходят мастер-классы ведущих педагогов московских вузов. В этот раз их приехало трое: пианистка Татьяна Директоренко, виолончелист Кирилл Родин и саксофонист Сергей Колесов. А вот учитель самого Мацуева Валерий Пясецкий в этот раз не смог приехать по причине болезни, но его очень ждут на будущий год.

— Мы встречались с ректором Магнитогорской консерватории и обсуждали как раз возможность проведения мастер-классов. Возможно, ребята из Магнитки будут приезжать в Челябинск или мы дополнительно проведем уроки на месте, — пояснил музыкант.
Поделился пианист и своими впечатлениями от нового органного зала.
— Потрясающе красивый зал, — не скрывал он своих эмоций. — Но там есть один недостаток, — тут некоторые журналисты понимающе хихикнули, поскольку уже знали, о чем дальше пойдет речь, и не ошиблись: — В нем нет рояля!
На самом деле, по последним разведданным рояль в зал «Родина» купить собирались, но валютный кризис смешал все карты, и покупку пришлось отложить до лучших времен. Знать бы, когда они настанут.
Ах, карнавал!
Каждый фестиваль Мацуева — настоящий праздник, как бразильский карнавал, который извергает на свет божий столько позитива, что его хватает на всех и надолго. Нынешний форум не стал исключением. В гала-концерте с маэстро выступили молодые музыканты и уже признанные мэтры.
Владислав Лаврик доказал челябинской публике (как и прежде остальной), что труба очень даже может рассчитывать на сольную карьеру. В прежние времена композиторы редко доверяли трубачам сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что труба не справится с техникой и не совладает со своим жутко звучным голосом, который способен перекричать любого другого оркестранта. Однако при умелом использовании и наличии соответствующих талантов этот инструмент приобретает потрясающую подвижность и мягкость звучания. Трели, гаммы, мелизмы, стаккато — Лаврик щелкал сложные задачки как орешки, не забывая о мелодизме.

Впрочем, в последнем нет равных ее величеству скрипке. Алена Баева впервые приехала в Челябинск и привезла с собой скрипку Страдивари 1697 года. На пару они прекрасно вписались в скрипичный концерт Чайковского, а заодно и в камерный оркестр «Классика», переклички солистки и оркестра были почти идеальны: музыка не делилась на сольные и оркестровые эпизоды, она лилась свободным искрящимся потоком. Эх, жаль, что публике достались только две последние части.
Айдар Гайнуллин развернул публику на популярную и не совсем классику. Libertango Пьяццоллы сменила смесь танго с пентатоникой — эксперимент интересный, но, судя по всему, одноразовый.
Doloroso для души
Денис Мацуев ворвался на сцену, как и на уральскую землю, по оригинальному замечанию ведущего вечера, allegro или allegretto (то есть весело и радостно, но медленнее, чем allegro) и уже после того, как представил «прямой плод благотворительной деятельности» (имелся в виду концерт стипендиатов фонда «Новые имена»). Впрочем, конферанс в этот раз прямо-таки блистал стилистическими новшествами, что особенно резало слух на контрасте с абсолютно внятными, увлекательными, интеллигентными рассказами Святослава Бэлзы. Равного ему в этом жанре не было.

— Иногда публика приходила просто послушать Бэлзу, даже не музыкантов, — печально улыбнулся Денис Мацуев и посвятил свое выступление памяти старшего товарища и друга.
На сцену челябинской филармонии Мацуев по уже сложившейся традиции вышел дважды — в сольном и гала-концерте.
Помню, как одна меломанка возмущалась тем, что исполнитель выступал с программой, «которую играют студенты музыкального училища!» При этом вопрос «как играл» ее не волновал. В этот раз в первом отделении Мацуев тоже взялся за «подростковую программу» и сыграл цикл «Времена года» Чайковского. Для виртуоза его уровня ничего не стоило превратить масленичное allegro giusto в настоящее presto, пролетевшее, как вихрь, и не оставившее воспоминаний, поскольку они просто не успели возникнуть, но именно грустное октябрьское andante заставило трепетать душевные струны. Именно в этот момент для пристрастного слушателя исполнительский талант Мацуева блеснул новым оттенком.
Последовавшие Шуман и Рахманинов вернули все на исходные позиции, но Чайковский запомнился: исполнение изменилось, стало глубже, богаче. А вот в концерте Шостаковича явно не хватило симфонического объема звучания. Оркестр Адика Абдурахманова сделал все, что от него зависело, отработал на совесть. Но новый концертный рояль требует полноценного звучания. Что ж, возможно следующей темой разговора с главой региона станет организация симфонического оркестра?