Меню

Чаепитие с губернатором Челябинской области

01.04.2015 00:22 25 (11836)


Так получилось, что челябинские театры свой профессиональный праздник 27 марта отметили в рабочем режиме: тихо, мирно, незаметно. Тенденция, увы, прогрессирующая и печальная. И вполне отражающая настроения, витающие в театральной среде: за 20 постсоветских лет свет в конце тоннеля совсем сузился и превратился в призрачное мерцание. Ситуацию вознамерился изменить нынешний губернатор: позвал директоров за чашкой чая поговорить о театральном житье-бытье.

Все хорошо, за исключеньем пустяка
А какой же чай без сахара? Самую большую порцию выдала директор крупнейшего театра области — Челябинского драматического, а заодно глава городского директорского совета Елена Петрова.

— Раньше власть нас не баловала. На моей памяти такая встреча проходит впервые, — отметила Елена Анатольевна, занимающая директорское кресло с апреля 2011 года. Впрочем, она не так уж не права, ведь по всем канонам обещанного три года ждут, и они уже миновали.
После поздравлений и обмена любезностями собравшиеся все-таки рискнули потревожить главу региона своими проблемами. Поскольку их накопилось немало, озвучили самые насущные.
Говорят, обещанного три года ждут. В челябинской опере обещанного Суминым жилья ждали четыре, а после прихода к власти Юревича тему окончательно закрыли.
— Мы арендуем общежитие для артистов, ежегодно тратим на это сумму в девять миллионов рублей! А ведь на эти деньги можно было поставить просто грандиозный спектакль, — считает директор театра Владимир Досаев.

Кстати, постановочные расходы — это второй куплет вопиющего в пустыне. Без новых постановок нет новых зрителей, да и постоянным клиентам периодически хочется услышать другие арии и посмотреть новые па. И в театре начинают выкручиваться: ставить новые постановки с декорациями из прежних спектаклей и костюмами на подборе.
— Недавно мы сыграли две оперных премьеры, которые обошлись нам по 10 тысяч рублей каждая. — В журналистских рядах пронесся легкий вздох. — Неужели зрители этого не видят? Да видят, конечно. Мы в театре шутим, что постановочных денег хватает только на белые тапочки — пуанты для балета. Мы очень рады за развитие спорта и всячески приветствуем, но нам очень нужна ваша поддержка. Если помощи не будет, мы просто задохнемся.
 
 
Программа-минимум
Проблема с постановочными расходами самая глобальная и волнует всех без исключения, но помимо общей беды у каждого есть свои, более мелкие нужды.
В кукольном театре Челябинска уже не первый год озадачиваются взращиванием местных кадров, поэтому более насущная проблема для руководства — малые площади.
— Демографическая ситуация улучшается, и зрителям просто не хватает места в нашем зале, нам нужен еще один, — считает директор Ирина Левченко.
Впрочем, малый зал в театре уже имеется, к тому же работящая труппа готова трудиться на два фронта, так что затраты нужны минимальные, чтобы помещения довести до ума.
С успехом квартирные и кадровые проблемы решают и в Златоусте.

— В свое время мы затянули пояса и купили жилье. Актеры постоянно мигрируют — это нормально, но жилье остается у театра, — поделился опытом директор «Омнибуса» Александр Романов. Златоустовский коллектив один из самых крепких: здесь с успехом и проблемы с жильем решают собственными силами, и будущих зрителей воспитывают.
— Проблемы с постановочными у нас, как у всех, — пожимает плечами Александр Сергеевич. — Город небольшой, репертуар нужно обновлять, по пять-шесть спектаклей в год приходится делать. К сожалению, сейчас нет гастрольных программ, а нас часто приглашают: в этом году пришли предложения из Ялты, Сочи, Финляндии, но денег нет. Гастроли нужны, чтобы театр развивался.

В Камерном театре экспериментируют, продвигают спектакли с помощью трейлеров в Интернете, и делают это небезуспешно, но хотели бы обновить автопарк.
Драма и Молодежный театр скромно промолчали, и не потому, что там совсем нет проблем — скорее наоборот. Просто по большей части решение их находится в компетенции руководства, но, увы, по разным причинам эти задачки пока остаются нерешенными.
Трудиться и терпеть

На встрече присутствовали и муниципальные театры. Вот уж точно: все познается в сравнении. Новый художественный театр уже восьмой год живет и творит буквально на стройке, то бишь в состоянии перманентного ремонта, который длится на протяжении всего времени, как коллектив переехал в здание бывшего кинотеатра «Спартак». В таких непростых условиях труппа умудряется проводить свой фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА», который всего за три года встал на один уровень с общепризнанной «Камератой».
А у замечательного коллектива Ольги Пона, известного на весь мир и имеющего в копилке две «Золотых маски», и вовсе до сих пор нет собственного помещения. Репетиционную базу арендует город.

— За что огромное спасибо! — искренне благодарит Ольга Николаевна, но продолжает мечтать о своем доме, к тому же в недрах театра современного танца появляются молодые постановщики, которым тоже нужно творить, создавать и репетировать.

— В Екатеринбурге есть интересный опыт: три театра объединяются в единый арт-холдинг, и таких образований в городе уже три, — рассказала Пона.
— Подобная же ситуация существует и с оркестром «Малахит». Мы также вынуждены арендовать для коллектива площадку, — в разговор вступает глава культурного ведомства Алексей Бетехтин. — Опыт, безусловно, интересный, но проблема в том, что у нас просто нет сценических площадок, где это все можно разместить.

Губернатор выслушал весь скорбный «плач Ярославны», по ходу задавал вопросы, уточнял, обещать ничего не стал, предложил встретиться через год
— Посмотрим, что нам удастся сделать. Будем двигаться вместе, и надеюсь, через год мы сможем сказать, что нами какой-то шажок сделан и есть улучшения, — сказал Борис Дубровский в завершении встречи.

Прозвучало это без пафоса, по-деловому. Что ж, будем ждать первых шагов, тем более что культуре терпеть не привыкать.
 
P. S. По поручению губернатора руководство Челябинского оперного театра уже подготовило ряд предложений.
— В районе цирка в ближайшее время начнется строительство дома для переселенцев из ветхо-аварийного жилья. И есть возможность приобрести подъезд квартир на 30 для наших артистов. Кроме того, мы провели переговоры с Минкультом РФ по крупному музыкальному проекту, надеемся, что диалог продолжится на московской встрече Бориса Александровича с Владимиром Мединским, — пояснил директор оперного театра Владимир Досаев.