Меню

Писатели на экране

27.03.2015 13:36 24 (11835)

Актерам, которые играют роли исторических личностей, приходится непросто. Стоит фильму выйти на экран, сразу начинаются упреки — не похоже, образ не раскрыт… Еще сложнее тем, кто играет классиков нашей литературы. Тут уже идут в ход аргументы типа «масштаб таланта не тот»… Однако фильмы о писателях, несмотря ни на что, снимают, потому мы и начинаем рассказ о тех, кто играл классиков литературы в кинематографе. Естественно, прежде всего — гениев нашего Отечества.

С.Белозеров в роли Пушкина.
 
Александр Сергеевич
Кинематограф всегда обращался к двум моментам биографии поэта — либо дуэль, либо детство. Пока никто не додумался поставить напряженный фильм о редакционных буднях журнала «Современник» во главе с Пушкиным… Хотя, может быть, это и к лучшему.
Итак, дуэль. Драматический поединок, который стал причиной смерти Пушкина, в советские времена изображался как политическая расправа: с молчаливого согласия царя свершилось убийство поэта. Потому и один из первых фильмов, где на экране появляется Пушкин, так и назывался — «Поэт и царь» (1927 г.). Режиссер картины Евгений Червяков решил сам воплотить образ поэта. Кадры из этой, как тогда говорили, «фильмы» иногда мелькают и сегодня: когда телевизионщики вспоминают о старом кино и излишне прямолинейном изображении конфликта гения и власти.

Впоследствии кинематографисты вдруг открыли Пушкина как эпизодического персонажа. Он появлялся, например, в фильме «Глинка» (1946 г.) режиссера Леонида Арнштама. Причем постановщик пошел на огромный риск, пригласив на эту роль популярнейшего Петра Алейникова, известного в основном своей работой в комедиях. Актер сыграл хорошо, но публика все равно видела в нем не Александра Сергеевича, а Петра Мартыновича…
 
"Поэт и царь"
 

В новые времена Пушкина играли Сергей Шакуров (эпизод в фильме Сергея Соловьева «Наследница по прямой»), Юрий Беркун (эпизод в фильме «Грибоедовский вальс»), Евгений Стычкин (эпизод в фильме «День полнолуния»).

Новую версию гибели поэта сняла Наталья Бондарчук в 2006 году. Фильм «Пушкин. Последняя дуэль» вызвал немало споров: кто-то критиковал сценарий, кто-то — своеобразную режиссерскую манеру Натальи Сергеевны… Исполнитель роли Пушкина Сергей Безруков кому-то понравился, кому-то нет. Однако все отмечали — похож, несмотря на полное отсутствие намека на «африканскую кровь».

Детство и лицейская юность — еще один важный момент в жизни Пушкина, которым всегда интересовалось кино. Еще в 30-х годах был снят фильм «Юность поэта», где главную роль сыграл 15-летний Валентин Литовский, учащийся «образцовой московской школы». Роль удалась, но, к сожалению, дальнейшая судьба талантливого школьника трагична: он ушел на войну и погиб. По странной случайности война забрала и всех детей, которые в картине играли роли лицеистов.
Совсем недавно вышел другой фильм о воспитанниках царскосельского лицея — «18 — 14». Сюжет картины детективный и напоминает американские фильмы о поисках серийного убийцы. Расследование ведут приехавший из Петербурга следователь… и лицеисты, встревоженные появлениями маньяка в тихом и камерном Царском Селе. В полном соответствии с исторической правдой Пушкин отнюдь не является лидером в этой компании. Но молодой актер Станислав Белозеров сделал все, чтобы его роль была заметной и никто даже не обратил внимания, что лицеист по прозвищу Обезьяна сантиметров на десять выше исторического прототипа…
Михаил Юрьевич
Экранизаций произведений Лермонтова в отечественном кино гораздо больше, чем кинобиографий поэта. А если таковые и появлялись, то, увы, становились мишенью критики. Так, картина 1943 года, разумеется, была посвящена конфликту поэта с дворянским сословием. При этом творчество классика подавалось настолько пунктирно, что Лермонтов казался скорее революционером, чем поэтом. Впрочем, исполнителя главной роли Алексея Консовского упрекнуть было не в чем: он честно выполнил все задачи, которые поставил перед ним режиссер.
В новейшее время фильм «Лермонтов» поставил Николай Бурляев (кстати, супруг Н.Бондарчук). Он же сыграл главную роль и удостоился титула «худший исполнитель роли поэта». Критики отмечали, что в исполнении Бурляева Лермонтов чересчур угрюм, мрачен, хотя современники описывают его как отличного собеседника с неизменным чувством юмора. Фильм хвалили только за обилие цитат и картины русской природы.
 
 
 
Н.Бурляев в роли Лермонтова.
 
 
 
Николай Васильевич
Гоголь в отечественном кино тоже долгое время был эпизодическим персонажем. Достаточно вспомнить фильм «Весна» режиссера Александрова, где появляются сразу два актера в характерном гриме Гоголя и просят совета у режиссера, которого играл Николай Черкасов.
Впоследствии очень интересный образ Гоголя был создан в телевизионном фильме «Мертвые души» режиссера Михаила Швейцера. Мощный актер Александр Трофимов не просто «читает от автора», но проживает собственную историю — с взлетами и разочарованиями, эмигрантской тоской по Родине, с теми самыми «невидимыми миру слезами», о которых сам Гоголь говорил. Наверное, это лучший Гоголь на экране.

К сожалению, и здесь не обошлось без режиссера Натальи Бондарчук. В ее картине «Гоголь. Ближайший» (2009 г.) главную роль сыграл хороший театральный артист Евгений Редько. Но его работу заслонил откровенно слабый сценарий, в котором акцент делался на религиозных исканиях писателя, а сам он представал в некоем «картонном мире», где речи окружающих банальны, а картины жизни — поверхностны.
А.Трофимов в роли Гоголя.
Федор Михайлович
Играть Достоевского трудно. Современники отмечали, что внешность писателя на первый взгляд представлялась неприметной. Невысокого роста, с хриплым от постоянного курения голосом, Достоевский воодушевлялся только в моменты выступлений перед публикой.
Однако в отечественном кино есть фильмы, где образ Федора Михайловича раскрыт достойно. Прежде всего это картина Александра Зархи «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». На роль писателя пробовались разные актеры, в том числе Василий Шукшин, однако режиссер выбрал Анатолия Солоницына — и не ошибся. Именно благодаря Солоницыну фильм стал историей из нелегкой жизни гения, который иногда может быть и излишне эмоционален, и подавлен, и резок… Кроме того, в картине получился великолепный дуэт: Евгения Симонова отлично сыграла свою роль Анны Григорьевны, будущей жены писателя. Благодаря этому все остальные моменты картины прошли как бы мимо зрителя, например, очень красивая Эва Шикульска в роли Аполлинарии Сусловой.
 
 
E.Миронов в роли Достоевского.
 

Следующим исполнителем роли писателя стал Евгений Миронов. Сериал «Достоевский» режиссера Владимира Хотиненко вышел на экраны в 2011 году, и авторы поставили себе масштабную задачу — охватить практически всю жизнь Федора Михайловича, от ареста и ссылки до написания последнего романа «Братья Карамазовы». И надо сказать, что Миронов подошел к работе над образом писателя с потрясающей серьезностью. Он похож на все сохранившиеся фотографии. Он передает возрастные изменения персонажа. Он научился подражать тому самому хриплому голосу, о котором писали современники. И главное — он тоже умеет играть талантливого человека!

К сожалению, один актер и даже целый ансамбль не спасли сериал: стремление привлечь зрителей к экранам вольно или невольно подтолкнуло его создателей к акцентам на личную жизнь Достоевского, его взаимоотношения с родственниками, любовные драмы… Однако именно это и стало главной причиной охлаждения думающего зрителя, ибо гений интересен нам вне зависимости от неурядиц его быта…
 
 
А.Солоницын в роли Достоевского.
Антон Павлович
Биографий Чехова в кино вообще нет. Есть фильмы, посвященные отдельным моментам жизни, как правило, романам писателя. Каков момент — таков и актер, играющий Чехова.
Так, например, в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» роль Чехова сыграл Николай Гринько. Причем сыграл в своем стиле: с несколько нескладными жестами, странной полуулыбкой. Тем не менее роль запомнилась, прежде всего тем, что исполнителю роли удалось передать и талант Чехова, и его странную любовь-нелюбовь к Лике Мизиновой… Кстати, на фото Чехов не кажется высоким, но на самом деле его рост был как у Николая Гринько — 187 см.
Другой фильм о любви Антона Павловича на широкие экраны так и не вышел, хотя на телеэкранах все же мелькнул. Это картина Виталия Мельникова «Поклонница». В роли Чехова — известный молодой актер Кирилл Пирогов. Он кажется даже слишком молодым для роли, но если вспомнить о том, что классик умер в возрасте 44 лет, становится понятно, что известным он стал еще тогда, когда ему не было тридцати.
 
 
К.Пирогов в роли Чехова.
 

И, наконец, совсем недавно, в рамках фестиваля «Полный артхаус» была показана картина «Братья Ч.» Михаила Угарова. Она рассказывает о взаимоотношениях в семье Чеховых, где есть разорившийся отец, не нашедшие себя братья и Антон, который без устали пишет короткие рассказы, чтобы прокормить родственников. К сожалению, хорошая пьеса Елены Греминой не получила достойного воплощения. Актеры в кадре — как мигающие лампочки: то работают, то не работают. А Егор Корешков в роли Антона, увы, не сыграл ни талантливого человека, ни авторитетного брата. Гораздо интереснее смотрится исполнитель роли спивающегося Александра — Артем Григорьев.
 
Продолжение следует.


 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»