Меню

Зачем рассказывать ребенку о еде

20.03.2015 08:48 22 (11833)


Сейчас разговоры о здоровом питании, здоровом образе жизни занимают внушительную часть ежедневно выливаемой на наши головы информации. Гуру от скалки и дуршлага учат, с какой стороны надо мазать масло на бутерброд, какие виды кипятка использовать при заваривании модного чая. Много печатается красивых книг и журналов. Про телевидение и Интернет просто умолчим. А что в итоге? В итоге мы можем часами обсуждать полутона послевкусия заморских яств, но совершенно не обращаем внимания на то, что оказывается в наших тарелках в повседневной жизни. Дежурное и незаметное картофельное пюре, тушеная капуста, салат из моркови и много чего такого простого и обыденного.
 

На этом фоне в Челябинской области начата реализация уникального проекта «Музей еды». Руководители проекта, известные на Южном Урале фермеры Вадим Хохлов и Алексей Кочнев, решили рассказать в музее не о кулинарных диковинках или экзотических рецептах, а об обычной еде. Нашей повседневной еде с привычным вкусом, о истории ее появления на нашем столе. Сегодня создатели музея рассказывают о своих идеях и планах.
 
Мы, родители, все одинаково хотим, чтобы наши дети достигли большего, чем мы, и не повторяли наших ошибок. Кроме укрепления качеств характера, творческих способностей и обучения трудным навыкам — терпению и трудолюбию, — мы стараемся дать им постоянную тягу к знаниям.

Римский философ Сенека в одном из своих писем определил понятие жизни как борьбу. И с этим нельзя не согласиться. С увеличением объема поступающей информации жизнь невероятно ускорилась. И в первую очередь этот процесс касается наших детей. Большинство ранее понятных ценностей сейчас поменялись или даже полностью ушли из области интереса. В противовес появились и обострились те качества и желания, которые были несвойственны их сверстникам всего 20 — 30 лет назад. И речь не только о негативных сторонах сегодняшней действительности!
 

Главная проблема, как мы ее определили, — это нежелание учиться. Объем полученных и усвоенных знаний, навыки, трудовые умения и познавательный, положительный опыт для детей теряют свое значение каждое десятилетие. И это не их вина! Знания стали сверхдоступны. Их получение потеряло сложность. Нет необходимости искать редкую книгу, нет желания решать задачу, так как есть готовые ответы. Зачем читать всю книгу целиком, когда есть ее краткое содержание. Детский мир сузился до размеров экрана смартфона или монитора компьютера. Образование стало легким и, увы, неинтересным. Механический подход «задание — поиск легкого решения — оценка» сделал процесс образования неэффективным.

Особо сложное положение мы наблюдаем с выпускниками школ. Уже долгие годы остаются невостребованными производственные и технические профессии, так как в свое время школьникам не нравились математика и физика. Нет желания получить медицинское образование, так как неинтересны биология и химия. И так по всем другим вариантам будущих профессий.
Немаловажно, что в этот момент на сознание школьника проецируется внешний успех публичных людей. Без понимания, что успешными они стали благодаря большому объему знаний и усердному ежедневному труду. Без принятия главного условия жизни о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. От первых неудач опускаются руки, и уже молодой человек, а не ребенок, ищет привычное легкое решение или путь. Так мы имеем огромное количество «менеджеров», «юристов», «экономистов» и еще большую армию охранников и стилистов. Судьба наших детей становится печальной и незавидной.
 

Что же делать? Как направить интерес ребенка к учебе и знаниям без конфликта?

Мы задались этим вопросом серьезно и обстоятельно. И уверены, что нашли достойный ответ!
 


Как привлечь ребенка к учебе?


Мы разделили одну большую проблему на несколько этапов решения.

Надо научить ребенка учиться! И правильнее это делать не у старшеклассников, а несколько раньше — в средних классах. Для младшего школьника еще не все очевидно, его вкусы и пристрастия в большой степени зависят от родителей, и мы можем их корректировать. А вот чуть позднее наступает проблемный возраст, и действовать надо сообща — и в школе, и дома.
Воздействовать надо через дополнительные учебные предметы. Почему? В них больше познавательного, расширяющего сферу интересов ребенка. Крайне сложно «зажечь» весь класс математической задачей или диктантом. Не все адекватно воспримут дополнительные задания по химии или иностранному языку. А вот объединенный урок по истории, культуре, быту и повседневности в ее ретроспективе будет одинаково интересен и понятен всем ученикам.
 

Сделать внезапный прыжок в сторону чувств. Важный момент, который мы определили: надо провести урок, чтобы дети включили все свои чувства. В противовес механическому запоминанию готовых решений именно так они запомнят, усвоят и смогут воспроизвести полученные знания. Подрастающее поколение должно увидеть, попробовать, потрогать — ощутить, одним словом.

Конкуренция знаниями. Все хотят быть первыми. Мало кто хочет прочно занять второе место или быть в первой десятке. Всё или ничего! А какой ответ достоин наивысшего балла? Ответ очевиден: за знания, которые ученик показал на уроке и дополнительно получил самостоятельно или вне стен школы. Недостаточно пересказать параграф учебника или воспроизвести задание из него. Покажи свои знания, почерпнутые из других книг. Сделай своими руками. Подготовь свой ответ и ощути вкус победы!
 

Рассмотрев каждый этап, оценив их сложность и последовательность необходимых шагов, мы поняли и четко осознали: надо рассказывать и показывать то, что знаешь лучше других, соединить неинтересное с интересным. Например, школьную программу и уроки на свежем воздухе. Цифровую картинку заменить живой реальностью, а короткий текст усилить бесконечной историеи жизни.
 

Идея нового музея


Исходя их этих идей, в 2012 году в Еткульском районе Челябинской области мы начали строить «Музей истории сельского хозяйства Южного Урала», одной из основных частей которого станет «Музей еды». Мы не стали собирать диковинки и артефакты старины, не хотим потешить и развлечь детей. Наша задача — раскрыть для ребят ценность еды, ее значение не только в рамках биологической или пищевой ценности, но в исторической и культурной. Мы хотим показать глубочайшую связь всех людей с землей и ее дарами, заинтересовать и увлечь познавательным путешествием в историю ремесел и быта земледельцев — не как немых зрителей, а как участников интерактивного процесса. И, может быть, через какое-то время часть этих школьников другими глазами будет смотреть на трудовые профессии, а большинство осознает истинный смысл уважения к хлебу, понятие бережливости и гордости человека, способного прокормить себя трудом!
 

Мы подобрали экспозиции с реальными предметами быта земледельцев и скотоводов, собрали контактный зоопарк из животных, одомашненных человеком, построили конную ферму. Мы разрешаем трогать наши экспонаты руками, кататься на лошадях, кормить коз и гусей с рук. Мы покажем, как делается деревянная ложка или плетется веревка, научим делать творог, изучим изготовление муки от древнейших зернотерок и до современных мельниц. Поведаем неизвестное об известных овощах и культурах — как полевых, так и огородных. Раскроем многочисленные заблуждения о простоте ремесел и знаний людей, живущих на земле.

Важно отметить, что мы не делаем статичную экспозицию «на все времена». Мы будем соответствовать актуальной учебной программе, станем отличным подспорьем для расширения кругозора и углубления знаний школьников. Мы мобильны и вольны вместе с учителями выбирать и углублять наиболее важные и интересные истории и экскурсии.

И, конечно же, заглянем одним глазком в будущее, чтобы понять, какой она будет — наша еда. Так мы нашли связующее звено между школьными дисциплинами, фундаментальными науками и тайнами природы. Мы рассказываем о еде. А через нее передаем понимание стоимости труда, значения работы и сложности достижения настоящего успеха. Ведь нет ничего более понятного, чем пустой живот для ребенка, еще не осознающего, что это напрямую связано с пустотой в голове!
 
 

Что уже сделано:


Стартом проекта мы считаем май 2012 года, когда и было принято решение о строительстве образовательной площадки для школьников как альтернативы рыбацким и охотничьим домикам, барским поместьям и посадке сельскохозяйственных культур на корм скоту на южном березе озера Аткуль.
 

2012 год
Подготовили первый примерный проект на пустынном участке в поле.
Отсыпали 2,5 км дорог, которых в полях практически не было, и путь проходил через болотистые ухабы.
Сделали вертикальную планировку площадки под музей на территории 2,2 га.
Заложили фундаменты под стойки частокола и общинный дом с хозблоком.

2013 год
Прокопали 157 метров рва, опоясывающего частокол с внешней стороны.
Воздвигли 230 метров частокола с массивными привратными башнями, воротами и мостиком на цепях.
Сделали отмостку вдоль забора из 2785 пеньков.
Подготовили три сруба для ремесленных домиков и заложили фундамент для домика кузнеца.
Воздвигли общинный дом — сердце нашего музея. Это и кафе для наших школьников, и уникальный дом еды для их родителей.
Пригласили уникального печника Славу, который сотворил нам чудесный образ: обычную плиту, русскую печь и очаг.
Возвели стены хозяйственного блока.
Сделали три стенда для зоны овощей
Проколесив более 1000 км по нашим родным селам, деревням и поселкам, собрали разрозненные экспонаты для экспозиции «Техническая зона» — телеги, плуги, косилки, сеялки и т. п. Среди них есть и образцы XIX века.
 
2014 год
Подготовили новый 3D-проект с конструктивными чертежами всех запланированных строений.
Сделали земляные домики хоббитов с круглыми дверцами и окнами площадью 75 кв. м.
Проложили 120 м труб канализации.
Согласовали схему подключения электричества.
Начали строительство вольеров для животных контактного зоопарка под 65 голов.
Начали строительство конюшни на 30 денников.
Установили еще два домика с печами для гончара и ткача.
Полностью провели отделочные работы в общинном доме и хозблоке.
Начали производство навеса для учебной зоны (веранда с костровищем).
Собрали еще 235 экспонатов для экспозиции «Быт крестьянина», проколесив по Уралу 1200 км.

В настоящий момент нами уже вложено в этот проект почти 14,5 миллиона рублей, и мы планомерно продолжаем работу.
 
 
 

Что предстоит сделать:


Изначально в наши планы входило только размещение первой очереди проекта на территории 2,2 га с различными информационными стендами, зонами размещений орудий труда, техники; зонами для отработки практических навыков в ткацком, гончарном и кузнечном ремеслах. Там же необходимо было разместить зоны непосредственного участия в технологических процессах получения натуральных продуктов сельского производства, таких как лепешка, хлеб, сметана, творог, сыр и другие. Все это мы планировали построить самостоятельно, с помощью нашего фермерского хозяйства, и уже в октябре 2014 года принять первых школьников.

Однако в наши планы в 2014 году вмешался контактный зоопарк, который остался без крова, и животные требовали срочного расселения. Было решено в первую очередь построить вольеры, денники и конюшню для более чем 60 голов различных животных (верблюды, маламуты, гуси, утки, лама, пони, вислобрюхая свинья, кролики, лошади, козы и др.).
 

Уже в ближайшее время мы собираемся закончить начатое строительство зданий и сооружений для контактного зоопарка и завершить наши экспозиционные зоны для школьников: Дом хлеба, мельничный комплекс, зону юрт и подворье кочевников, мини-сцену, достроить зону хоббитов. На эту часть нам необходимо порядка 10 млн рублей дополнительных инвестиций. Далее нам предстоит работа по освоению оставшейся территории — 70 га в южном направлении от озера Аткуль, но эти планы будут реализовываться после завершения первой очереди строительства.
 
Мы не просим деньги, а приглашаем к развитию будущего наших детей. Мы уже заключили соглашение о сотрудничестве с министерством образования Челябинской области. На согласовании находятся проекты соглашений в министерстве сельского хозяйства и министерстве культуры. Наше предприятие — ООО «ФЕРМЕР 74» — входит в тройку лидеров по производству овощей открытого грунта на территории Челябинской области. Наш проект был поддержан Агенством стратегических инициатив как значимый социальный проект. На сегодняшний день на сайте Планета.ру собрано уже порядка 40 тысяч рублей. Вместе мы сможем больше!