Меню

В Челябинске пройдет чемпионат Урала по банному мастерству

13.03.2015 18:07 20 (11831)


Идите вы в баню!

В городе готовится весьма необычное состязание — чемпионат Урала по банному мастерству. В чем искусство банного парения и зачем оно нужно до сих пор, рассказали организаторы конкурса.
 
 

Кваску для начала


Чемпионат по банному мастерству проводится не в первый раз, но все равно при упоминании о нем остается ощущение какой-то необычности, прямо-таки экзотики. Хотя, казалось бы, баня в нашей стране — явление традиционное, привычное и до сих пор популярное. Впрочем, на поверку оно оказалось гораздо сложнее, чем представляется большинству, даже из числа любителей «поддать парку».

Люди, которые представляют необычный чемпионат, тоже необычные. Нашу встречу они начали с того, что убрали со стола минералку и стаканы, а на их место поставили берестяные кружечки и кувшин с квасом. Гости явно чувствовали себя одной командой, хотя в прошлом им случалось бороться друг с другом за первые места.

— Здесь присутствуют только банщики с большой буквы, — гордо заявил президент «Банного союза» Иван Бояринцев. — Кто-то из нас выступал на чемпионате Урала или России, все держат веник в руках не первый год. И однажды, когда мы собрались на очередной семинар, то возникла идея устроить чемпионат, чтобы помериться силами, а заодно поучиться, узнать что-то новое.

На предложение посоревноваться откликнулись мастера из Тюмени, Кургана, Перми, Екатеринбурга. Всего на конкурсе 2015 г. ожидают 26 участников. Призеры прошлых лет и лауреаты более масштабных состязаний (скажем, всероссийского или мирового — а есть и такие) к участию не допускаются. Но их тоже ждут в гости — как минимум, чтобы участники и зрители могли узнать мнение мастеров о действиях каждого банщика, как максимум — чтобы посмотреть мастер-классы от настоящих профессионалов.
 
 

Баня под стеклом, или ничуть не жарко


Чемпионат продлится три дня, с 27 по 29 марта, причем участники будут выступать с 10 утра до 3 ночи. Каждый конкурсант получит полчаса на свою работу: 15 минут на презентацию своего метода и 15 — на показательное выступление. Веники и прочее оборудование банщики приносят с собой. Под «прочим оборудованием» имеются в виду не какие-то страшные агрегаты, а мешочки с травами, ароматические масла, соли и другие атрибуты.

Для того чтобы судьи и зрители могли оценить работу участников, не просиживая в пару много часов подряд, в клубе саун «Авокадо», где пройдет состязание, установили специальный банный куб с прозрачными стенами, сквозь которые видны все действия конкурсанта. Стеклянная парилка может разогреваться до 120 градусов, но на чемпионате температуры не будут превышать 60. Это, как объяснил Иван Бояринцев, дань не столько удобству, сколько традиции. В настоящей русской бане требовалась не высокая, а правильная температура и большая влажность, обилие пара. Именно в таких банях сидели целыми семьями по нескольку часов кряду, пили чай и общались. Обжигающе горячие парилки появились уже позже, и не в деревенских, а в общественных городских банях. Невыгодно, если клиент за стабильную плату полдня занимает место. Поэтому, чтобы народ не засиживался, завели моду на горячие парилки, в которых много времени не проведешь. Постепенно «жарилки» тоже стали популярны, а народ принялся соревноваться в том, кто дольше просидит в самом пару. Правда, сейчас такие конкурсы уже отошли в прошлое: случалось, победителей приходилось увозить в реанимацию.
 
 

Как фигурное катание


Хорошо, с наблюдением у судей проблем не будет. Но как оценивать работу банщика? Спортивные критерии — кто дольше просидит в парилке, быстрее махнет веником или сильнее ударит — смотрятся просто смешно.

— Это как фигурное катание, — улыбается Иван Бояринцев, — насчет того, как его оценивать, тоже долго спорили. Потому его долго не включали в олимпийские виды спорта.

С катанием все более или менее ясно, а в банном мастерстве будут оценивать технику подачи пара, эстетичность внешнего вида, безопасность работы и — далеко не в последнюю очередь — контакт с гостем.

— Гости, которые приходят к тому или иному банщику, хотят прежде всего не почувствовать его техники обращения с веником, а ощутить некую неуловимую составляющую процесса, — объясняет победитель чемпионата по банному мастерству «Банный союз — 2013» Лариса Кошкарова. — Кто-то во время парения молится, кто-то шепчет заговоры... Я, например, пою, — Лариса слегка смущается. — Это сопровождение имеет первостепенную значимость. Так что парение — это не только взмахи и удары, это еще и способность найти контакт, применить психологию. Здесь важно постоянно учиться, получать что-то новое от каждого пара.

— Поэтому и полезны такие чемпионаты, — соглашается главный судья конкурса и финалист всероссийского чемпионата 2012 г. Иван Иняткин. — Они помогают не вариться в собственном соку. Я, как парщик, не обучался в какой-то специальной школе. Просто нашелся хороший человек, который преподал мне это искусство. А потом я много практиковался, и участие в конкурсах очень помогло.
 
 

А мы что?


Человека, которого станет обрабатывать веником, каждый парщик выбирает сам. Многие приезжают на чемпионат вместе с собственным клиентом. Но кое-кто выбирает «наглядное пособие» из числа добровольцев, так что у челябинцев еще есть шанс испытать мастерство конкурсантов на себе. Для этого нужно найти группу «ВКонтакте» «Открытый чемпионат Урала по банному мастерству». Там выложены заявки парщиков, которые ищут себе «модель».

Правда, участие в конкурсе, пусть даже и в роли экспоната, накладывает определенную ответственность, и перед состязанием «моделям» придется быть осторожными. Члены «Банного союза» вспоминают случай, когда клиент выпил перед выступлением чая «Пуэр» и в парилке ему стало плохо. По счастью, в тот раз банщик оперативно заметил изменения в состоянии помощника. Впрочем, тем, кто решит стать «наглядным пособием», лучше расспросить об ограничениях самих парщиков. Однозначно запрещен только алкоголь. Также не рекомендуется идти в парилку больным тромбофлебитом. А в остальном банька едва ли повредит. Можно не бояться даже тем, кто страдает от пониженного или повышенного давления, отчасти потому, что больших температур на конкурсе не будет.
 
 

О бане и о культуре


Если стать «наглядным пособием» и убедиться в мастерстве участников на собственном опыте все же не удается — можно, по крайней мере, посмотреть на их работу со стороны. Парщики определенно намерены показать высший класс, а арт-директор проекта Марина Вирисова обещает, что и в перерывах между выступлениями скучно не станет. Пока конкурсанты будут прибирать парилку за собой или готовить куб к новому выступлению (раскладывать травы, нарезанные цитрусы и так далее), зрители смогут послушать игру на балалайках и гармошках, народные песни в традиционном и современном исполнении, полюбоваться дефиле в народных костюмах.

Казалось бы — баня и баня, костюмы-то тут при чем?

— С тех пор, как проводятся конкурсы по парению, наше отношение к ним успело измениться. Для нас это уже давно не игра и не баня ради бани, — объясняет Иван Бояринцев. — Баня — социальное и культурное явление. Многие наши традиции уже ушли в прошлое, но парение сохранилось. Кстати, оно объединяет нас с другими народами — казахами, татарами, прибалтами, которые тоже знают толк в бане. Так что мы не называем свое мастерство спортом, хотя и проводим по нему соревнования. Это наш способ нести культуру. Мы думаем, что это хорошее новое направление в жизни нашего общества.