Меню

Душа и подсознание в росчерке пера

13.03.2015 08:39 20 (11831)


Мария Найденова прошла долгий путь от художественной школы в г. Копейске до Arts University Bournemouth (Борнмутского университета искусств) в Великобритании. Девушка попробовала себя в роли дизайнера интерьера, дизайнера-графика, получила опыт ландшафтного и пространственного проектирования. Теперь 24-летняя художница участвует в выставках в Британии и России, в том числе и в Челябинске.
 
 
Искусство дарит всем что-то свое: вдохновение, возможность понять собственный внутренний мир, погружение в новые неведомые пространства, эстетическое удовольствие и просто хорошее настроение — все это заставляет человека чувствовать, а значит, жить. Но за каждой картиной, гравюрой, рисунком стоит создатель, вложивший часть своей души в каждый штрих на листе бумаги. Сегодня в гостях у «Вечернего Челябинска» именно такой человек — художница Мария Найденова.
 
— Как вы пришли к занятию искусством?
— Не думаю, что к искусству как-то особенно приходят. С детства была страсть к рисунку: к линии и цвету, к фактуре. В школе был предмет «Мировая художественная культура», где нам рассказывали про искусство различных периодов, стран и эпох. Пожалуй, благодаря именно этим урокам во мне сформировалась тяга к прекрасному. Можно сказать, что любовь к искусству, понимание его мне прививали с младых ногтей.

— Насколько важен талант в творчестве художника?
— В процессе своего обучения я много времени уделяла литературе, сопряженной с искусством и дизайном. В одной из статей говорилось о 1000 часов практики, которые должен потратить каждый, кто хочет достичь совершенства в своей области. Это стало в некотором роде руководством к действию. Я поставила для себя цель — стать профессионалом своего дела — и начала плавно двигаться к ней. Без какого-либо кокетства могу сказать, что не знаю, есть ли у меня талант. Я уверена, что есть способности, но их развитие зависит исключительно от моего упорства.

— В каком состоянии вы должны находиться, чтобы получилось выразить свою мысль на бумаге?
— Чтобы приступить к творчеству, нужно добиться полной концентрации. Тогда никакие помехи, шумы и раздражители не имеют силы, а я превращаюсь в тот инструмент, которым работаю в данный момент. Вообще, процесс создания чего-либо — это уникальный процесс. Как правило, не отдаешь себе отчет в том, что делаешь в настоящий момент, — целиком становишься самой идеей, проводником, посредником… Это ни с чем не сравнимое ощущение!

— Откуда вы черпаете вдохновение?
— Для меня типичными источниками являются фильмы, музыка, театр, наука, дизайн, работы коллег и полотна великих, прогулки по городам (особенно незнакомым), путешествия, общение с людьми, книги, сны, рисунки на стекле, природа… Вдохновляет сама жизнь с ее разнообразием и изменчивостью, гармоничностью и масштабностью. Уверена, художник вдохновлен постоянно: его любознательность и неутомимость подпитывают это состояние.

— Часто художники оформляют свои работы в группы, так называемые циклы. Вам это тоже свойственно?
— Цикличность присуща всему, что нам знакомо. Все работы объединены не случайно и имеют глубокую привязанность к определенному периоду жизни и творчества автора. А выставка — это лишь замыкание этого цикла.

Я обратилась к литературе, и она вдохновила меня на создание работ. Отсюда появилась серия иллюстраций к рассказам Ф.Кафки, Г.Г. Маркеса, Х.Л. Борхеса, Х.Кортасара. Роман португальского автора Ж.Сарамаго «Двойник» произвел настолько сильное впечатление, что воплотился во фреску на одной из стен челябинской галереи OkNo.
Дальнейший процесс погружения в тему привел к полному абстрагированию от текста. Это уже вылилось в большой цикл работ с кодовым названием «Сны».

— Серия «Сны» действительно будоражит воображение! Расскажите подробнее об этих работах.
— В этот цикл вошли интерпретации моих собственных сновидений — это те немногие образы, которые удалось зафиксировать на бумаге и передать в форме графики. Работы полны символов, подтекстов, подсказок. У них нет названия, нет правильных или неверных ассоциаций, нет злых и добрых героев, нет начала и нет конца… В буквальном смысле в них есть то, что вы видите.
Эта графика будет восприниматься предельно лично каждым из зрителей: два человека не могут идентично воспринимать один и тот же сюжет. Малейшая деталь добавляет свое звучание линиям и перетеканию цвета: настроение в текущий момент, личный опыт, ассоциации, рост (угол зрения будет иным), возраст, самоистория… Сны — это просто сны, а порой и не только.

— Есть ли такие образы, которые перетекают из одной работы в другую?
— Действительно, в серии «Сны» можно проследить определенную морскую тематику. Этот цикл был создан в Англии, в городе Борнмут, когда я поехала учиться на иллюстратора. Море сильно повлияло на меня: своей сущностью оно покорило мое сердце, потому столь часто и сами сны были перенесены на морские просторы. Я и не думала сопротивляться своему подсознательному — напротив, бережно и тщательно все фиксировала и перерабатывала для создания серии.

— Почему вы предпочли именно черно-белое изображение цветному?
— Я тяготею к простым линиям, к четкой структуре, даже к некоторой упорядоченности. Почему мы так любим японские гравюры или листы с каллиграфией? Они просты и вместе с тем идеальны. В своем проекте я хотела подчеркнуть именно чистоту смысла и идеи посредством пятна и линии. Цветовые акценты были кое-где расставлены, чтобы лучше транслировать эмоцию или ощущение чего-либо.

— Графика и иллюстрация — единственное направление художественного искусства, в котором вы работаете?
— Мой стиль еще не до конца сформирован. Я не боюсь экспериментов с материалами и формой. Мечтаю попробовать себя в каждой области, в каждом из жанров.
В моей практике были эксперименты с гончарным делом, со скульптурой, фотографией, изобразительным искусством, инсталляцией. Пожалуй, на настоящий момент интереснее всего для меня будет работа с большим объемом и открытым пространством (стрит-арт), «диалог» с телом человека (тату или использование тела как непосредственного материала или «холста») и перформативное искусство.

Фото предоставлены Марией НАЙДЕНОВОЙ