Меню

История про Каштанку. Работники культуры подвели годовые итоги

11.03.2015 08:48 19 (11830)


В преддверии Международного женского праздника новый концертный зал «Родина» осаждали работники культуры. Правда, повод для встречи был скорее не праздничный, а рабочий: подводили годовые итоги. На удивление в этот раз обошлись без помпезных речей, больше говорили о проблемах.
 

Культурный моветон


В последнее время говорить о культурных проблемах считается моветоном: экономика трещит по швам, санкции наступают, Украина льет масло в огонь, а вы тут со своими балалайками. Говорить дозволенные речи начали с подачи главы региона: губернатор дал указание составить отдельный план по развитию культуры, но для того, чтобы развиваться, надо хотя бы знать, что этому развитию препятствует и почему. В результате культурная стратегия таки появилась на свет божий, а о проблемах доложили в высокие инстанции, а заодно и на коллегии.

Развитие ситуации вполне закономерно: уже четверть века культурный паровозик по инерции бежит по проложенным совковым рельсам, но запасы угля и силы кочегара иссякли, а путь все в гору и в гору. И уже приходится отцеплять вагоны. В этом году впервые в области начали закрываться библиотеки — 17 прекратило существование в эпохальный Год культуры. Пока явление не стало массовым, но тенденция уже наметилась. В голодные годы войны библиотеки сохранили, а в достаточно сытое время рыночной экономики начали экономить: закрывают, новых книжек присылают мало — вместо среднестатистических по УрФО 188 экземпляров всего 70, а в некоторых районах и того меньше, в Аргаяше, например, эти цифры минимальные — всего 50 штук. Итоги неутешительны: показатель обеспеченности библиотечными услугами составляет 59,4 процента от норматива, процент обновляемости фондов достиг смехотворного уровня в 1,49 процента.

Клубы и дворцы культуры тоже несут потери: закрыты клубы в Кыштыме, Варне, Сатке, Троицке, Кизильском, Нязепетровском районах. Техническое состояние оставшихся вызывает серьезное опасение: треть из них нуждается в капремонтах. Отремонтировать за Год культуры смогли всего 27 зданий, включая театры, библиотеки и школы искусств. А в нынешнем году денег на ремонт будет еще меньше.
 
 
 

Все поют да пляшут


Есть такой старый анекдот. Вождь-завоеватель отправляет воинов собирать дань с завоеванной деревни. Воины обыскали все дворы, выгребли, что можно, и привезли вождю.
— Всё забрали?
— Всё.
— Что делают жители деревни?
— Плачут, вопят, рвут на себе волосы.
— Нет, не всё, отправляйтесь, поищите еще.
Воины опять пришли в деревню, опять обыскали ее, привезли еще целый мешок денег, и опять их вождь отправил за данью.
— Что делают жители деревни? — спросил он их, когда они вернулись в третий раз.
— Поют и пляшут, — отвечают грабители.
— Вот теперь всё забрали.

Каждый раз на высокое и вечное выделяется средств всё меньше и меньше. Год культуры не исключение: финансирование имиджевых мероприятий обрезали почти на 28 миллионов целковых по сравнению с предыдущим, «некультурным» годом. А мероприятий выдали рекордное количество — 1500!

— Итоги радуют. Несмотря на сокращение финансирования, мы выполнили практически все планы, которые наметили, сделали почти в два раза больше, заработная плата работников культуры растет, качество тех мероприятий, которые мы провели, отмечено не только на нашем уровне, но и на уровне округа, на уровне Федерации, — прокомментировал глава культурного ведомства Алексей Бетехтин.

— За счет чего такой высокий показатель? За счет энтузиазма, внутренних ресурсов? Все-таки этот источник может иссякнуть…

— Люди работали самоотверженно, это подтверждает то, что в сфере работают профессионалы и неравнодушные люди, энтузиасты. Не хотелось бы в будущем году проверять таким образом живучесть нашей сферы, дополнительного финансирования могло быть и больше, а потенциал для развития у нас большой.
 
 
 

Сочувствие и соучастие


Минкульт предполагает, а бюджет располагает. Увы, в нынешнем году режим жесткой экономии сохраняется, несмотря на все заслуги и жертвы, культурку подрезали еще на 16,7 процента. Финансирование ремонтной программы сократили на 16 миллионов рублей, происходит катастрофическое снижение по коммунальным платежам, приобретениям основных средств и прочим расходам.

Хорошо, что хоть зарплату повысили — средняя доросла до 17,5 тысячи целковых, правда, цены за то же самое время подросли, по официальным данным Росстата, на 11 процентов, а по неофициальным — на четверть.

— Как вы считаете, может, Федерации стоит большее внимание уделять поддержке регионов?

— Что такое Федерация? Это наша страна. Другими словами, какое участие должна принимать страна в жизни страны? Прямое. Тем не менее в сфере культуры доля Федерации минимальная, хотя нельзя сказать, что нам не выделяют средства по этой линии. Когда мы приводим в пример успешные территории, например Татарстан, Башкортостан, мы понимаем, что там были так называемые «жирные» годы, когда доходы от нефти оставались в казне, и строились новые театры, концертные залы, делались масштабные постановки, и они на этом успешно выживали. А Челябинская область всегда платила налоги, а недавно, где-то после 2008 года, превратилась в дотационную территорию. Конечно, хотелось бы, что Федерация активнее помогала развитию территорий и соучаствовала в той программе развития, которая нами намечена.
 
 

Спасение утопающих


И все-таки по традиции в нашей стране «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

— Проблемных направлений много, — качает головой министр. — Можно сказать, что материально-техническая часть — одна из главных составляющих, без которых культура не может жить и развиваться. Но есть еще проблема кадрового потенциала. Подготовка кадров — это не однодневная задача. Музыкант учится 15 лет, чтобы на концерте показать свое мастерство. Здесь работает долгосрочная программа. Мы можем завтра отстроить дворцы культуры, а работать там будет некому. И третий момент — качественный продукт, услуга. Если не будет в театре хороших постановок, в музее интересных выставок, то завтра не будет зрителя, воспитанного зрителя, посетителя, а послезавтра уже вообще никто не придет ни в театр, ни в музей. Поэтому надо все одновременно делать.

Число зрителей и посетителей за последнее время действительно сокращается, в этом году культурные учреждения потеряли 28 процентов аудитории.

— Сегодня театры работают на тех постановках, которые были сделаны год-два назад, к сожалению, вынуждены ставить малобюджетные постановки, которые не приводят в театр нового зрителя, и это большая угроза. С другой стороны, российский репертуарный театр предполагает качественные постановки, мне кажется, что лучше не делать постановку вообще, жить на старом репертуаре, чем сделать какую-то халтурку. Зритель голосует за театр ногами. Если, оказавшись в театре, ему не понравится спектакль, он вряд ли придет еще. И наоборот: если что-то понравилось, возникнет желание еще и еще посмотреть. Это очень тонкий вопрос: без новых постановок театр не живет, а новые, но некачественные постановки театр убивают. К тому же этот год отличается тем, что упала покупательская способность населения в принципе, люди меньше стали покупать услуг и в сфере культуры. Тенденция общеэкономическая, но нам надо знать об этой угрозе и понимать, как с ней справляться.
 
 

Опасный эксперимент


— Большая часть культурных учреждений сосредоточена в областном центре, как обстоят дела в малых городах?

— По-разному. Некоторые главы понимают, что им нужна культура, и всё для этого делают. К сожалению, есть примеры, когда руководители не уделяют должного внимания культуре, в результате закрываются библиотеки, клубы. Результат такой недальновидной политики наступит через несколько лет, когда придется вложить огромные средства в то, чтобы воспитать ту молодежь, которая вместо клуба сейчас пойдет в подворотню, — уверен министр.

— Как наша область выглядит на фоне Федерации?

— Культуру очень сложно анализировать. Есть какие-то показатели, например, процент охвата детей дополнительным образованием — у нас он выше среднероссийского, в Федерации на уровне 12 процентов — у нас 13,2, мы его стабильно держим, это хороший показатель. А как проверить качество? Можно охват сделать 50 процентов, а окончив школу, ученики не будут знать нот. Или после окончания музыкальной школы ребенок идет на международный конкурс и выигрывает? Поэтому как точно определить, какое место мы занимаем? Я считаю, что в первой трети.

— То есть, по-вашему, мы еще не достигли точки невозврата?

— Если вспомнить историю нашей страны, то можно дойти до полного нуля, как уже было. Не хочется эксперименты ставить в этом плане.
 
 

Время терпит?

 
В общем и целом доклад министра в шок никого не поверг — доказательство того, что о культурной ситуации все хорошо осведомлены, как непосредственные исполнители, так и высокие инстанции. Вот каким будет ответный шаг и будет ли?

Культура на постсоветском пространстве изначально не входила в список насущных необходимостей. Закрытый клуб, тем паче библиотека, не вызовет никаких забастовок, как закрытие больницы или завода. А если процесс наметился, значит, будет продолжаться. Груженую телегу, несущуюся под гору, остановить очень трудно, а уж обратно выволочь ее в гору и того тяжелей. Пока время еще есть, но вот сколько?

Одна знакомая недавно с удивлением рассказала о том, как приехало к ней телевидение, брали интервью, она с упоением рассказывала, что первой постановкой театра был спектакль «Каштанка».

— Каштанка? Это что? — переспросил ее журналист.

— И я растерялась, не знала, что ответить. «Ну, Каштанка — собачка такая, про которую Чехов писал», — пыталась объяснить, — закончила она рассказ и добавила: — Может, надо было объяснить заодно, кто такой Чехов?
 
 


Время еще есть, но вот сколько?..

 
Итоговая коллегия минкульта Челябинской области в этот раз была посвящена проблемам, которые существуют в отрасли. Предварительно специалисты ведомства провели анализ работы учреждений, основных показателей, состояния материально-технической базы, финансирования.

«В Год культуры мы сосредоточили внимание на проблемах. Это было необходимо для выработки стратегии развития культуры региона, которая была разработана по поручению губернатора Бориса Александровича Дубровского», — подчеркнул министр культуры области Алексей Бетехтин.