Меню

На страже бюджета. Против расхитителей выступает государственно-общественная коалиция

11.03.2015 08:16 19 (11830)


Как сохранить бюджетные средства и добиться от них максимальной отдачи? Вопрос довольно сложный — увы, ни для кого не секрет, что деньги зачастую попадают в руки нечистоплотных исполнителей, откуда утекают совсем не по назначению. Государственные и общественные структуры работают с двух сторон, стараясь не допустить потери бюджета. Чтобы защита была как можно более действенной, общественная и контрольно-счетная палаты решили объединить усилия и подписать соглашение о сотрудничестве.
 
 
Надо признать, совместная работа — идея вовсе не новая, и начнется она не с официальной бумаги. Первый опыт взаимодействия относится к 2008 году, когда общественная палата привлекла внимание к допущенным на очистных сооружениях бюджетным нарушениям. К делу подключились контрольно-счетная палата и прокуратура, в результате была вскрыта растрата 8 млн рублей. После этого случая взаимодействие не прекратилось: контрольно-счетная палата продолжала реагировать на сигналы общественников. Председатель общественной палаты Вячеслав Скворцов не преминул отметить, что его структура всегда была довольна деятельностью союзника:

— Все направленные нами сообщения были рассмотрены, причем зачастую значительно раньше отведенного на это срока в один месяц. В этом плане контрольно-счетная палата отличается быстротой реакции и эффективностью работы.

Предпосылкой для подписания официального договора стали указы президента о реформировании органов государственной власти и создании государст-венно-общественного управления. Президент подчеркнул необходимость создания модели взаимодействия государственных органов и представителей общества и на личных встречах с каждой из сторон. Учитывая благоприятный опыт совместной работы, обе структуры приняли идею с энтузиазмом, полагая, что она позволит расширить взаимодействие. Председатель контрольно-счетной палаты Эдуард Тарасов подчеркнул, что горячо приветствует участие общественников в защите бюджета:

— Многие могли слышать, что проверяемые средства мы называем не только бюджетными, но также общественными и народными. Таковыми они, по сути, и являются. Участие общественных организаций позволяет осуществлять надлежащий народный контроль за народными же средствами. Президент обратил наше внимание на то, что задачей органов внешнего финансового контроля является не только фиксирование нарушений, но и выдача рекомендаций по рациональному расходованию средств. А без учета мнения народа такие рекомендации дать невозможно.

Оба экземпляра соглашения были заверены подписями и печатями. Государственный орган и общественная структура стали официальными партнерами. Однако какую реальную помощь они могут оказать друг другу?

Общественная палата имеет право ставить вопросы, связанные с расходованием бюджетных средств, запрашивать документы органов власти, сметы и программы расходов. В силу своей специфики она активно работает с обращениями граждан и привлекает их к наблюдению за расходованием бюджетных средств. Также помимо членов палаты по разным направлениям работает более 100 экспертов.

— Если контрольно-счетная палата подпишет соглашение, мы предоставим ей все возможности общественной палаты, — пообещал председатель общественной палаты Вячеслав Скворцов на обсуждении, проводившемся перед заключением договора.

Прежде всего помощь, конечно, касается информации о нарушениях: в общественную палату поступает большое количество обращений граждан на данную тему. Однако Вячеслав Скворцов заметил, что его структура не собирается превращаться в почтальона и напрямую заваливать государственный орган сообщениями, которые могут быть недостоверны. Предварительно сигналы будут рассматривать и проверять своими силами.

— Мы не являемся такими специалистами, как работники контрольно-счетной палаты, и не осуществляем такой полной проверки, — заметил Вячеслав Скворцов. — Но часто замечаем бюджетные нарушения и имеем некоторый опыт в этой области.

— Мы не всегда видим, какой объект нуждается в проверке. Информацию на этот счет нам может предоставить общественная палата. Тогда мы оперативно включим их сигнал в план проверок, — подтвердил Эдуард Тарасов.

Стоит отметить, что взаимодействие с общественной палатой станет только одним из направлений контакта. Контрольно-счетная палата стремится и к взаимодействию с гражданами напрямую, а также неукоснительно соблюдает принцип гласности. На сайте КСП предоставлена информация о деятельности структуры и план контрольных мероприятий. С этого года будут в полном виде публиковаться отчеты аудиторов, так что каждое финансовое нарушение станет достоянием общественности. Обратная связь тоже работает, хотя пока в достаточно скромном темпе: в 2014 году в общественную приемную поступило 30 обращений граждан. В соответствии с ними корректировались планы проверок. Как отметил Эдуард Тарасов, хотя ни одно сообщение не остается без внимания, граждане в большинстве своем могут еще не знать о возможности прямой работы с контрольно-счетной палатой. В этом случае общественная организация станет неоценимым посредником. Со своей стороны главный контрольный орган пообещал союзникам квалифицированную помощь в рассмотрении ситуации:

— У нас подобран очень профессиональный коллектив, работает 12 сотрудников с двумя и более высшими образованиями. Это позволяет более профессионально и квалифицированно вычленять нарушения в сметах, например, при выставлении цен, превышающих реальные.

Обе стороны сошлись на мысли, что нужно уделять большое внимание работе по предотвращению нарушений.

— Нам не нужны громкие преступления, которые подтверждает прокуратура и на которые заводятся уголовные дела. В этом случае поезд уже ушел! — заявил Вячеслав Скворцов. Эдуард Тарасов подтвердил, что контрольно-счетная палата также ориентируется на сохранение бюджетных средств. Хотя зачастую от этого органа ожидают обвинитель-
ной деятельности, контрольно-счетная палата не имеет полномочий для квалификации нарушений и привлечения нечистоплотных финансистов к ответственности — эта роль отводится прокуратуре и суду. Основными задачами контрольно-счетной палаты являются предотвращение утечки и возвращение денег в бюджет с минимальными потерями. Впрочем, это не значит, что наказание за расхищение бюджета никого не волнует.
Хочется верить, что «сомкнутый строй» разных структур принесет свои плоды в самом скором времени. Похоже, для этого есть все предпосылки: каждая из сторон имеет преимущество в каком-то виде деятельности. Нет нужды и в отсрочке на налаживание совместной работы — едва ли официальное соглашение испортит то, что прекрасно функционировало и до его подписания.
 
На реальном примере

— Несколько лет назад нами была проведена проверка спортивных снарядов одной организации, — рассказал Вячеслав Скворцов. — До уголовного дела ситуация не дошла, после нашего обращения организация честно переделала все сметы. Изначально на снаряды требовали 7,5 млн. Мы стали проверять материалы, проектирование, цену на аналоги и заключили, что реальная цена оборудования — 2,5 млн. Если бы не «любопытство» общественной палаты, излишняя трата свободно прошла бы.

— Не обладая оперативной информацией, мы могли бы вскрыть данное нарушение, но только через несколько лет, — прокомментировал пример Эдуард Тарасов. — К этому времени деньги, скорее всего, было бы уже невозможно вернуть в бюджет. Информация, полученная от общественной палаты, поможет в таких случаях быстро принять меры и спасти средства.