«ТЕМП» в Челябинске набирает обороты
По большому счету, вся Стратегия развития Челябинской области держится на двух краеугольных камнях.
Во-первых, до 2020 года намечено увеличить в два раза валовой региональный продукт. Во-вторых — резко увеличить производительность труда. Понятно, что все это сделать без квалифицированных кадров, реально созидающих экономику, не получится.
Поэтому системе образования региона поставили конкретную, но трудную задачу — вырастить технарей. Как это сделать, если у нас чуть ли не каждого нерадивого ученика, не потянувшего математику с физикой, объявляют гуманитарием? И в самом деле, преобладание «лириков» над «физиками» — вроде бы признанный факт. Покорители биномов и «быстрые разумом Невтоны» с неба не падают. Тем не менее примерно год назад губернатору представили программу «ТЕМП», разработанную в недрах областного минобра. Проект в правительстве одобрили. Началось шествие «ТЕМПа» по школам области. Сегодня получены первые результаты.

Почему не во всех школах единообразно и сразу у нас приживаются законы и распоряжения? Вопрос этот часто задают наблюдатели. В одних школах за версту видны яркость мысли и нестандартный подход, а в других — чопорная привязанность к традициям и скрытое сопротивление реформам. При всем понимании, что школа — институт консервативный, охраняющий свою суть от всевозможных поветрий. А тут новая напасть — «ТЕМП».
— Школа и вообще образование — это живой организм, — говорит первый заместитель министра образования Елена Коузова, — потому что в нем всегда есть дети. А дети не дают возможности успокаиваться. Законодательство регламентирует работу школы. А она в свою очередь применяет его в конкретной практике, в своих условиях. Образовательные организации Челябинской области очень разнообразные. У каждой из них, мы надеемся, есть свое лицо.
Елена Александровна легко перечисляет параметры, по которым отличаются школы. Место расположения, контингент обучающихся, педагогический коллектив и образовательные программы, по которым работает школа, технологии, которые используются в образовательном процессе. Важное требование времени — каким образом формируется образовательное пространство в каждой школе.
— На наш взгляд, самое главное, — это создание условий в школе, — отмечает Елена Коузова, — чтобы и педагог, и сотрудник школы, и обучающиеся чувствовали себя максимально комфортно. А как без этого создать современные компетенции у ребенка?
Как это ни парадоксально, но проект «ТЕМП» связан с разрушением школьных стен. Виртуально, конечно, но учиться в рамках расписания, от звонка до звонка, сегодня становится тесно. При этом старая, консервативная школа упирается. Она спрашивает: а где взять нам часы для дополнительных занятий по математике и физике? Учителям от традиционной практики обучения тоже трудно уходить. Они и так сидят на «углубленке», которая отличается от обычных уроков большим количеством материала и убойными домашними занятиями. И вдруг новость: старый школьный образ жизни никуда не годится. Школьнику трудно, скучно и страшно. Его пугают экзаменами. А вот «ТЕМП» и другие инновации образования не пугают, но требуют «уходить» из школы в поисках знаний.
— По сути, в проекте «ТЕМП» нет ничего нового, — говорит Елена Коузова. — Просто, размышляя о будущем Челябинской области, мы четко сформулировали основные стратегические направления образования. Область наша большая, интересная в природном плане, в плане природных ресурсов. Промышленное производство, сельское хозяйство. Мы должны готовить наших учеников так, чтобы они выбирали те профессии, которые востребованы у нас в регионе. Быть успешным — значить вписаться в систему приоритетов.
Аббревиатура «ТЕМП» расшифровывается просто. Т — это технологии, причем не в прямолинейном понимании уроков труда. Есть технология преподавания, информационные технологии. Вся наша жизнь сегодня — это сплошные технологии. Е — естествознание. Науки, связанные с жизнью: биология, физика, химия, — сегодня становятся необычайно востребованными. М — математика. Понятно, что это основа всего. П — педагогика. Только настоящий специалист может формировать компетенции. Учителя сами говорят: «Мы должны давать не сумму знаний, а мы должны научить учиться».
— В мае прошлого года был дан старт программе, — говорит Елена Коузова. — И теперь можно говорить о предварительных результатах. Один из показателей проекта — процент выбора нашими выпускниками (9-х и 11-х классов) предметов естественно-научного цикла для сдачи экзамена в рамках итоговой аттестации. Он увеличился на 2,5 процента. А это уже несколько тысяч выпускников по области. Отметим, физика, химия, информатика, биология — это предметы по выбору, совсем не обязательные.
Вот какая получается штука. Еще не задействован «ТЕМП» во всей мощи, а детей удается практически уговаривать, чтобы они полюбили, допустим, физику. Тогда это очень хороший результат.
— Мы здесь действовали мотивационными технологиями, — говорит Елена Коузова, — объяснениями, разъяснениями, популяризацией этих наук, формированием положительного отношения к «такому» знанию.
Мотивировать учеников учиться, исследовать, изобретать, пожалуй, главная задача проекта «ТЕМП».
К усилению естественно-математических дисциплин в школах отнеслись по-разному. В 11-м лицее по давней традиции для «лириков» и «физиков» предоставлен широкий спектр возможностей развиваться. Но вот проект «ТЕМП», по словам директора лицея Елены Киприяновой, внимательно прочитали, посмотрели механизмы реализации, вычленили те, что связаны с финансированием, и сделали правильный вывод. Есть огромное количество технологий, которые можно реализовать, не привлекая дополнительные деньги.
— Например, — говорит Елена Владимировна, — в 11-м лицее есть программа «Развитие», в ней — подпрограмма «Наукоград». А это и особая инфраструктура, и создание технопарка, и система стажировок с договорами, и модель углубленного изучения предметов. Для лицея это не новая стратегия. Мы даем себе отчет, что полюбить физику могут те ребята, кто понимает ее. Поэтому у нас создана пропедевтика (введение в науку или искусство) физики, химии, математики. Мы заключили очень интересный договор в рамках всероссийского проекта «Бином Лего». Это издательство, которое работает с учебниками по информатике. Там же выпускают популярную «Лабораторию знаний». Это целый проект, в который лицей вступил и получил оборудование и комплекты учебников по новой программе для 3, 4, 5-х классов. Так началась новая интегрированная программа «Технология, информатика, физика».
Напомним, что там, где есть предприятия «Росатома» (особенно в закрытых территориальных образованиях — ЗАТО), давно появились уникальные муниципальные системы общего образования. И все потому, что там работают высококлассные педагоги, научные и инженерные кадры, пришедшие с предприятий атомной отрасли.
— Стоит позвонить в Госкорпорацию, — советует директорам школ Елена Киприянова. — Там предложат целый комплекс мероприятий. Мы уже подписали договор-соглашение и уже провели ряд интереснейших мероприятий. Например, встречи с учеными-ядерщика-ми из Снежинска. Мы организовали обучение своих педагогов в школе дивергентного мышления. Любая школа может этим воспользоваться.
— Нестатусных школ гораздо больше, чем гимназий, лицеев, — считает директор школы № 58 Ольга Алексеева. — Там и условия, и учащиеся особенные. Многое зависит от того, насколько педагог сумеет развить. Есть старый педагогический способ: сначала надо влюбить в себя, и тогда ученик полюбит твой предмет. Новые ФГОСы позволяют учителям найти ту нишу, где ребенку интересно. Профильные классы существуют давно. И на математику с физикой ребята из старших классов идут чаще, чем в гуманитарные классы. Но вот теперь и четвероклассники защищают проекты по математике. Математика — системная наука, непростая, не каждый справится.
В 58-й школе сегодня делают упор на сетевое взаимодействие. Многие школы сотрудничают с ЮУрГУ. Не всегда общеобразовательные школы располагают хорошим лабораторным оборудованием. Но в ЮУрГУ готовы предоставлять и биологические, и физические, и химические лаборатории для заинтересованных детей.
— Важно взаимодействовать со всеми структурами в городе, — подчеркивает Ольга Юрьевна, — которые помогают учиться, развиваться.
— Наш «Центр» создали на базе лицея № 97. Его задача — создавать условия для формирования мотиваций. По сути, это пропедевтика инженерных кадров. Здесь реализуются дополнительные образовательные программы. На данный момент уже работают разные направления: «Начальное техническое моделирование», «Информационные технологии», «Основы теории решения изобретательских задач», «Микроэлектроника и робототехника». В основном все дополнительные образовательные программы реализуются в начальной школе. Дети получают навыки проектно-конструкторской деятельности.
Согласно проекту «ТЕМП» центры технического творчества будут широко создаваться в системе образования области. По словам Елены Коузовой, в рамках проекта «ТЕМП» прорабатываются программы с прицелом аж до 2030 года.
Поделиться
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»