Меню

«ТЕМП» в Челябинске набирает обороты

06.03.2015 10:55 18 (11829)


По большому счету, вся Стратегия развития Челябинской области держится на двух краеугольных камнях.
Во-первых, до 2020 года намечено увеличить в два раза валовой региональный продукт. Во-вторых — резко увеличить производительность труда. Понятно, что все это сделать без квалифицированных кадров, реально созидающих экономику, не получится.
Поэтому системе образования региона поставили конкретную, но трудную задачу — вырастить технарей. Как это сделать, если у нас чуть ли не каждого нерадивого ученика, не потянувшего математику с физикой, объявляют гуманитарием? И в самом деле, преобладание «лириков» над «физиками» — вроде бы признанный факт. Покорители биномов и «быстрые разумом Невтоны» с неба не падают. Тем не менее примерно год назад губернатору представили программу «ТЕМП», разработанную в недрах областного минобра. Проект в правительстве одобрили. Началось шествие «ТЕМПа» по школам области. Сегодня получены первые результаты.

 
 
 
 
Закон один, а школы разные
Почему не во всех школах единообразно и сразу у нас приживаются законы и распоряжения? Вопрос этот часто задают наблюдатели. В одних школах за версту видны яркость мысли и нестандартный подход, а в других — чопорная привязанность к традициям и скрытое сопротивление реформам. При всем понимании, что школа — институт консервативный, охраняющий свою суть от всевозможных поветрий. А тут новая напасть — «ТЕМП».
— Школа и вообще образование — это живой организм, — говорит первый заместитель министра образования Елена Коузова, — потому что в нем всегда есть дети. А дети не дают возможности успокаиваться. Законодательство регламентирует работу школы. А она в свою очередь применяет его в конкретной практике, в своих условиях. Образовательные организации Челябинской области очень разнообразные. У каждой из них, мы надеемся, есть свое лицо.
Елена Александровна легко перечисляет параметры, по которым отличаются школы. Место расположения, контингент обучающихся, педагогический коллектив и образовательные программы, по которым работает школа, технологии, которые используются в образовательном процессе. Важное требование времени — каким образом формируется образовательное пространство в каждой школе.

— На наш взгляд, самое главное, — это создание условий в школе, — отмечает Елена Коузова, — чтобы и педагог, и сотрудник школы, и обучающиеся чувствовали себя максимально комфортно. А как без этого создать современные компетенции у ребенка?
Как это ни парадоксально, но проект «ТЕМП» связан с разрушением школьных стен. Виртуально, конечно, но учиться в рамках расписания, от звонка до звонка, сегодня становится тесно. При этом старая, консервативная школа упирается. Она спрашивает: а где взять нам часы для дополнительных занятий по математике и физике? Учителям от традиционной практики обучения тоже трудно уходить. Они и так сидят на «углубленке», которая отличается от обычных уроков большим количеством материала и убойными домашними занятиями. И вдруг новость: старый школьный образ жизни никуда не годится. Школьнику трудно, скучно и страшно. Его пугают экзаменами. А вот «ТЕМП» и другие инновации образования не пугают, но требуют «уходить» из школы в поисках знаний.
Виртуальное понятие наполнили конкретикой
— По сути, в проекте «ТЕМП» нет ничего нового, — говорит Елена Коузова. — Просто, размышляя о будущем Челябинской области, мы четко сформулировали основные стратегические направления образования. Область наша большая, интересная в природном плане, в плане природных ресурсов. Промышленное производство, сельское хозяйство. Мы должны готовить наших учеников так, чтобы они выбирали те профессии, которые востребованы у нас в регионе. Быть успешным — значить вписаться в систему приоритетов.
Аббревиатура «ТЕМП» расшифровывается просто. Т — это технологии, причем не в прямолинейном понимании уроков труда. Есть технология преподавания, информационные технологии. Вся наша жизнь сегодня — это сплошные технологии. Е — естествознание. Науки, связанные с жизнью: биология, физика, химия, — сегодня становятся необычайно востребованными. М — математика. Понятно, что это основа всего. П — педагогика. Только настоящий специалист может формировать компетенции. Учителя сами говорят: «Мы должны давать не сумму знаний, а мы должны научить учиться».
Виртуальное понятие «ТЕМП» сначала наполнили концепцией естественно-математического образования. Разрабатывается методическое и информационное сопровождение проекта. Уже в каждой конкретной школе трансформируют основные направления, что называется, под себя, под свои возможности. В первом квартале 2015 года минобр планирует создать web-ориентирован-ную инфраструктуру для всего региона, чтобы продвигать «ТЕМП» дальше и глубже. Методическое, информационное сопровождение и техническая поддержка внедрения информационных технологий в сфере естественно-математического и технологического образования в 2015 году охватит половину всех школ. К 2016 году планируют достичь 70% от общего количества общеобразовательных учреждений. К 2017 году — все 100%. Напомним, всего школ в области 865.
— В мае прошлого года был дан старт программе, — говорит Елена Коузова. — И теперь можно говорить о предварительных результатах. Один из показателей проекта — процент выбора нашими выпускниками (9-х и 11-х классов) предметов естественно-научного цикла для сдачи экзамена в рамках итоговой аттестации. Он увеличился на 2,5 процента. А это уже несколько тысяч выпускников по области. Отметим, физика, химия, информатика, биология — это предметы по выбору, совсем не обязательные.

Вот какая получается штука. Еще не задействован «ТЕМП» во всей мощи, а детей удается практически уговаривать, чтобы они полюбили, допустим, физику. Тогда это очень хороший результат.
— Мы здесь действовали мотивационными технологиями, — говорит Елена Коузова, — объяснениями, разъяснениями, популяризацией этих наук, формированием положительного отношения к «такому» знанию.
Мотивировать учеников учиться, исследовать, изобретать, пожалуй, главная задача проекта «ТЕМП».

К атомщикам в гости
К усилению естественно-математических дисциплин в школах отнеслись по-разному. В 11-м лицее по давней традиции для «лириков» и «физиков» предоставлен широкий спектр возможностей развиваться. Но вот проект «ТЕМП», по словам директора лицея Елены Киприяновой, внимательно прочитали, посмотрели механизмы реализации, вычленили те, что связаны с финансированием, и сделали правильный вывод. Есть огромное количество технологий, которые можно реализовать, не привлекая дополнительные деньги.
— Например, — говорит Елена Владимировна, — в 11-м лицее есть программа «Развитие», в ней — подпрограмма «Наукоград». А это и особая инфраструктура, и создание технопарка, и система стажировок с договорами, и модель углубленного изучения предметов. Для лицея это не новая стратегия. Мы даем себе отчет, что полюбить физику могут те ребята, кто понимает ее. Поэтому у нас создана пропедевтика (введение в науку или искусство) физики, химии, математики. Мы заключили очень интересный договор в рамках всероссийского проекта «Бином Лего». Это издательство, которое работает с учебниками по информатике. Там же выпускают популярную «Лабораторию знаний». Это целый проект, в который лицей вступил и получил оборудование и комплекты учебников по новой программе для 3, 4, 5-х классов. Так началась новая интегрированная программа «Технология, информатика, физика».
 
Все в одном флаконе.
А сейчас в лицее учат учителей для работы с интегрированными программами. Это пример того, как вне школьных стен можно найти нечто новое, мотивирующее ребят. Им ведь что нужно? Чтобы было интересно. Кстати, один из важных элементов программы «ТЕМП» есть рекомендация по подключению к сети школ «Росатома».
Напомним, что там, где есть предприятия «Росатома» (особенно в закрытых территориальных образованиях — ЗАТО), давно появились уникальные муниципальные системы общего образования. И все потому, что там работают высококлассные педагоги, научные и инженерные кадры, пришедшие с предприятий атомной отрасли.
— Стоит позвонить в Госкорпорацию, — советует директорам школ Елена Киприянова. — Там предложат целый комплекс мероприятий. Мы уже подписали договор-соглашение и уже провели ряд интереснейших мероприятий. Например, встречи с учеными-ядерщика-ми из Снежинска. Мы организовали обучение своих педагогов в школе дивергентного мышления. Любая школа может этим воспользоваться.
 
Все дело в центрах
— Нестатусных школ гораздо больше, чем гимназий, лицеев, — считает директор школы № 58 Ольга Алексеева. — Там и условия, и учащиеся особенные. Многое зависит от того, насколько педагог сумеет развить. Есть старый педагогический способ: сначала надо влюбить в себя, и тогда ученик полюбит твой предмет. Новые ФГОСы позволяют учителям найти ту нишу, где ребенку интересно. Профильные классы существуют давно. И на математику с физикой ребята из старших классов идут чаще, чем в гуманитарные классы. Но вот теперь и четвероклассники защищают проекты по математике. Математика — системная наука, непростая, не каждый справится.
В 58-й школе сегодня делают упор на сетевое взаимодействие. Многие школы сотрудничают с ЮУрГУ. Не всегда общеобразовательные школы располагают хорошим лабораторным оборудованием. Но в ЮУрГУ готовы предоставлять и биологические, и физические, и химические лаборатории для заинтересованных детей.
— Важно взаимодействовать со всеми структурами в городе, — подчеркивает Ольга Юрьевна, — которые помогают учиться, развиваться.
Руководитель «Центра детского технического творчества» Татьяна Нейфельд рассказывает о своем подразделении:
— Наш «Центр» создали на базе лицея № 97. Его задача — создавать условия для формирования мотиваций. По сути, это пропедевтика инженерных кадров. Здесь реализуются дополнительные образовательные программы. На данный момент уже работают разные направления: «Начальное техническое моделирование», «Информационные технологии», «Основы теории решения изобретательских задач», «Микроэлектроника и робототехника». В основном все дополнительные образовательные программы реализуются в начальной школе. Дети получают навыки проектно-конструкторской деятельности.

Согласно проекту «ТЕМП» центры технического творчества будут широко создаваться в системе образования области. По словам Елены Коузовой, в рамках проекта «ТЕМП» прорабатываются программы с прицелом аж до 2030 года.