Меню

Евразийский союз: проблемы единения

06.03.2015 09:45 18 (11829)


Еще недавно у всех на устах был только Таможенный союз — несколько стран постсоветского пространства открыли границы с целью свободного перемещения товаров. Однако недавно была анонсирована новая идея — создание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). И хотя это объединение замышлялось как сугубо хозяйственное, в современных условиях оно обретает и большое политическое значение. Об этом говорили на круглом столе в Южно-Уральской торгово-промышленной палате.

Нужны эффективные управленцы
Как отметили присутствующие на круглом столе эксперты, необходимость экономической интеграции диктует время. Экономика глобализуется все больше и больше. Мировое разделение труда приводит к тому, что в сборке одного автомобиля «участвуют» несколько стран. Борьба за сферы влияния становится острее — набирающий силы Китай, вышедший на первое место в мире по развитию экономики, все экспансивнее осваивает пространство Евразийского континента.
— Стремление стран бывшего Советского Союза объединиться на новой основе во многом и обусловлено тем, что противостоять китайской экспансии в одиночку не получится, — считает профессор Дипломатической академии Петр Толмачев.
Однако само по себе экономическое развитие ничего не решает. Несмотря на в целом положительную тенденцию: рост ВВП, доходов населения, экспорта несырьевых продуктов, — Россия так и не вышла в число лидеров.
— Нашей стране не хватает эффективных менеджеров, — отметил модератор круглого стола Денис Девяткин. — Тех, что способны построить работающие интеграционные схемы, подобные тем, что мы видим в Евросоюзе.

Институты, где вы?
— В Европе активно работают наднациональные институты, действуют нормы, обязательные для всех членов союза, — напомнил вице-президент ЮУТПП Игорь Аристов. — Мы же еще находимся в состоянии, когда никаких общих «правил игры» не выработано. Даже в рамках Таможенного союза Белоруссия и Казахстан иногда скорее защищают свои интересы, чем способствуют развитию единого рынка. Так, например, на собранные в Казахстане тракторы Челябинского тракторного завода в обязательном порядке оформляется сертификат происхождения СТ-KZ. Нам необходимо настойчиво формировать у власти понимание того, что без института экспертизы страны происхождения товаров реализовать программу импортозамещения России в рамках ЕврАзЭС практически невозможно.
Для эффективного действия союза нужна также скоординированная политика и реализация совместных мероприятий по развитию экспорта, единые условия в налоговой политике и привлечении инвестиций, защите интеллектуальной собственности, выработка общей позиции в отношении параллельного импорта, совершенствование института внесудебного решения споров между предпринимателями стран ЕврАзЭС.

Не забывать о безопасности
Заместитель начальника Управления пограничной службы ФСБ по Челябинской области Владимир Долгов обратил особое внимание участников круглого стола на проблему безопасности границ будущего союза.
— Сегодня мы наблюдаем усиление активности разведывательных служб НАТО, направленных против России, — отметил он. — Кроме того, не иссякает поток мигрантов, которые не всегда приезжают к нам с добрыми намерениями. Иногда они выступают в роли наркокурьеров, везут в Россию литературу экстремистского толка. Кстати, многие организации, которые в России запрещены за пропаганду радикального исламизма, в Казахстане и Киргизии продолжают работать. Нужны ли нам такие потоки? Как упорядочить процесс миграции? Этими вопросами пора озадачиться странам — участникам союза.

Мир словно сошел с ума
— Евразийский союз формируется в очень сложной обстановке, — сказала заместитель директора Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова. — Никогда прежде мы не видели такого обострения борьбы за мировую гегемонию. Накал таков, что в жертву интересам одной страны легко приносятся другие страны и народы. В погоне за сиюминутной выгодой совершенно не учитывается перспектива, завтрашний день… Потому стремление к объединению понятно, однако пока неясно, каким мы видим будущее объединения. Каждая из стран-участниц представляет его по-своему, с позиции своих приоритетов. Потому мы и собираем круглые столы экспертов в регионах, чтобы собрать все предложения и представить их рабочей группе по формированию органов ЕврАзЭС. Коллективный разум способен выработать очень конструктивные рекомендации.



Историческая справка

10 октября 2000 г. в Астане Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан в лице глав государств подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), являющегося основой для перевода сотрудничества пяти указанных государств на качественно новый уровень, формой правовой и организационной институциализации их объединения. Главы стран — участниц ЕврАзЭС выступили с заявлением, в котором сформулированы приоритеты сообщества, связанные с формированием в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза и единого экономического пространства.

Начало истории ЕврАзЭС как экономического объединения пяти стран было положено заключением 6 января 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Беларусью. 20 января 1995 г. к ним присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. — Киргизия. 29 марта 1996 г. четыре государства заключили Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Его целью провозглашено создание Сообщества интегрированных государств «путем поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета Сторон».