Меню

Зрители «Артхауса» лучшей картиной назвали фильм про любовь

24.02.2015 18:01 15 (11826)

«Зритель возвращается», — все уверенней констатируют кинокритики. Эту тенденцию, судя по всему, подхватила и провинция, а III фестиваль авторского кино «Полный артхаус» подтвердил. Конечно, не все показы прошли при переполненных залах, как тот же «Левиафан», но прибавка в 15 процентов к прошлогодним показателям тоже неплохо.

Хорошее кино должно быть разным
Увы, финал фестиваля был подпорчен эпидемией гриппа, из-за которой звездный список гостей заметно поредел: не приехала парочка конкурсантов, а также Вера Глаголева, которую публика ждала на закрытие. Впрочем, на церемонии актриса и режиссер все-таки присутствовала — слушала по телефону добрые слова в свой адрес и радовалась почетному призу, который вручили ей «за удивительно прекрасную жизнь в кинематографе».
— В прошлом году мы честно пытались сделать артхаусную программу, — признался журналистам художественный руководитель фестиваля Вячеслав Шмыров. — Но потом решили, что это большая роскошь. И почему бы вот такие хорошие фильмы, как «Две женщины» Веры Глаголевой или «Испытание» Александра Котта, не показать в Челябинске, где они еще не вышли в широкий прокат.
По этому принципу и формировалась фестивальная программа, и в этом году она получилась весьма разной: разноплановой, разножанровой и даже неоднозначной, что вызывало вопросы, споры после просмотра.
 
«Белый ягель»

— Замечательно прошло обсуждение, вопросы были неожиданные. Но в общем у меня сложилось ощущение, что здесь, в Челябинске, на фестиваль пришли люди, которые любят кино, — поделился впечатлениями режиссер Александр Котт.
— Да, на обсуждение остался почти весь зал, и вопросов была масса, — удивлялась его коллега Вера Сторожева. — На фестивале для нас это самое главное — зрители, ради них мы приезжаем в первую очередь. У каждого фестиваля своя атмосфера, здесь она удивительно теплая, почти домашняя.
— Для нас, продюсеров, это ответ на вопрос «для кого вы снимаете свое кино?». И если раньше фестивальные фильмы показывали бесплатно, то теперь за деньги. И когда вы, зрители, покупаете билеты на фестиваль, знайте, что вы нам очень помогаете, вы нас держите на своих плечах, — отметила Наталья Иванова, которая привезла в Челябинск фильм «Две женщины».
Победила любовь
В общем и целом третий фестиваль получил заметный резонанс. В первую очередь, конечно, благодаря приезду в наш город автора «Левиафана» Андрея Звягинцева. Желающих получить ответы или высказать свое мнение оказалось больше, чем их смог вместить театральный зал кинотеатра имени Пушкина. Говорят, что в кинотеатре «Знамя» даже сделали дополнительный сеанс. Впрочем, на закрытии зал вновь был полон.
— 70 процентов билетов было реализовано через кассы, это на 15 процентов больше, чем в прошлом году, и говорит о том, что интерес к авторскому кино растет, — прокомментировал начальник управления культуры города Дмитрий Назаров.
— Основной площадкой в этот раз стал зал кинотеатра «Знамя», конечно, он меньше, чем в кинотеатре Пушкина, но зато имеет необходимое техническое оборудование для показа. Чтобы уравновесить, мы сделали по два показа фестивальных фильмов и не ошиблись: в общей сложности гораздо большее число зрителей посетило фестиваль, — рассказала арт-директор Тамара Мордасова.

32 сеанса и 45 фильмов всего за одну неделю — таков результат работы фестиваля. А результат работы зрительского жюри — это тройка лучших фильмов, которую выбирали путем простого голосования. Лучшим фильмом фестиваля зрители назвали картину Владимира Тумаева «Белый ягель». Поэтическая и романтическая история любви на фоне этнических традиций и особенностей северных народов привлекла зрителей в гораздо большей степени, чем острая социальная проблематика и психологические этюды в духе Фрейда. И на второе место зрители опять поставили историю про любовь, происходящую на не менее живописном фоне ядерного полигона, — фильм «Испытание».
 
 

Словом, зрители оказались верны себе, хотя обе картины мелодрамами никак не назовешь, но настоящие, искренние чувства по-прежнему вызывают интерес.
Институтская заначка для фестиваля
Победитель конкурса Владимир Тумаев в Челябинск не приехал, приз в Москву повез Вячеслав Шмыров, а вот с автором картины «Испытание» зрители встречались. Александр Котт уже заработал себе громкое имя нашумевшим в свое время фильмом «Брестская крепость».
— От масштабных батальных сцен к камерной истории. Что вас заставило резко поменять курс?
— На самом деле у каждого режиссера есть кармашек, в котором до поры до времени лежит тот сценарий, который он мечтает снять. На самом деле эта идея появилась очень давно, еще когда я учился во ВГИКе, — признался автор.
Оказалось, что с Южным Уралом у молодого режиссера уже давние отношения. На заре туманной юности свой первый полнометражный фильм «Ехали два шофера» Александр снимал не где-нибудь, а в Карабаше.

— А вы знаете, что Карабаш официально признан самым грязным местом на планете, в смысле экологии?
— Нет, я этого не знал, — удивился режиссер. — Могу только сказать, что ничего красивее тамошних пейзажей я не видел, эти потрясающие красные горы. Очень красивое место.
— Это после фильма про шоферов вы всегда и везде передвигаетесь пешком?
— На самом деле, в машине я себя чувствую неуютно, как будто взаперти. К тому же в машине не всегда можно курить, это тоже неудобно.
— По Челябинску удалось погулять?
— Безусловно, вот, кстати, на церемонию закрытия тоже шел пешком от кинотеатра «Знамя». Я с удовольствием гулял по городу, можно сказать, что центр практически освоил. Город удивительно преобразился, похорошел. Я был здесь в 2000-х, и тогда он произвел на меня удручающее впечатление: серый, хмурый, с ужасными дорогами. Сейчас все иначе. Ну, а от кинотеатра «Знамя» просто в восторге: не в каждом городе есть кинотеатр, которому исполнилось 105 лет, это здорово!
 
Знакомый незнакомец
В отличие от простых зрителей зрители подготовленные, то бишь жюри прессы и творческих союзов, предпочли лирико-романтической линии интеллектуально-историческую. Спецприз жюри получила картина Михаила Угарова и Елены Греминой «Братья Ч».
Фильм живописует будни семейства Чеховых в их имении. О том, что Антон Павлович содержал практически все большое семейство, о его отношении к женщинам, о проклятии семьи — чахотке, факты в принципе известные, но не слишком широкому кругу. Все это довольно подробно изложено в нашумевшей книге Дональда Рейфилда «Жизнь Чехова», впрочем, читали ее далеко не все.

— В сценарий вошли воспоминания Александра, в том числе про чай с мусором, дневник отца Павла Егоровича. Благодаря этому мы лучше понимаем тот путь, который прошел Чехов и откуда его известная фраза про раба, — рассказала сценарист Елена Гремина.
Режиссер фильма Михаил Угаров и сценарист Елена Гремина в театральных кругах личности известные, они создали тот самый «Театр.doc», давно и успешно существуют в среде театральной. Поэтому ничего удивительного, что отправной точкой послужила театральная пьеса.
— Спектакль был поставлен в нескольких городах, в том числе в театре Станиславского, где его ставил Александр Галибин. Мы хотели, чтобы историю узнали как можно больше людей. Многие нам признавались, что не знали, что Чехов болел чахоткой и у него были братья, так что я считаю себя неким просветителем, — улыбается Елена Анатольевна.
Действие происходит перед помолвкой Чехова и Дуни Эфрос, девушки из богатой еврейской семьи. Родственники строят догадки: что больше прельщает Антона — девушка или ее приданное?

— На самом деле 85 процентов фильма — документальные вещи. Чехов действительно был сильно ею увлечен, и когда она вышла замуж, жила с мужем рядом с Мелиховым. Говорят, что он даже участвовал в каких-то мужских разборках из-за нее. И это при всем том отношении, которое он испытывал к женщинам.
Взаимоотношения с женщинами — линия, которая поддерживается сюжетом. Не менее важна линия отношений с отцом и братьями. Отец всю жизнь считал Антона заурядным писакой, а гением — его старшего брата Александра. А тот на пару с младшим братом, Николкой, талантливым художником, дружно пропивали деньги, которые зарабатывал Антон. Один ударился в запой от того, что жизнь не удалось, а другой — от того, что неизлечимо болен. Оба ноют и жалуются, но ни тот, ни другой не пытаются сделать ничего, чтобы хоть как-то изменить ход вещей. Оба готовы продаться за пол-литра водки. И тем не менее Антон ради своей семьи отказывается от единственной женщины, которую по-настоящему любил.
Второй этап — по осени
Аплодисменты затихли, призы вручены, гости разлетелись. Будет ли следующий фестиваль, не берется ответить пока никто. Кризис набирает обороты, и набирать средства на культуру становится все трудней.
— Это самая большая проблема, — со вздохом констатирует Вячеслав Шмыров. — В этот раз мы хотели привезти фильм «Мандарины», который вместе с «Левиафаном» номинировался на «Оскар», но столкнулись с тем, что расценки выросли, а бюджет не меняется. Очень не хочется, чтобы следующий фестиваль был хуже…

— И все-таки, если на минуту забыть о финансах, каким вы видите следующий шаг?
— Мне кажется, сейчас становится важной тема краеведческая. Посмотрите, сколько всего, связанного с кинематографом, находится в области. В Златоусте Андрей Прошкин снимал картину «Игры мотыльков», Александр Котт работал в Карабаше, я уже не говорю про музей Герасимова в Кундравах, интересно, как сейчас там обстоят дела? Очень бы хотелось, чтобы здесь были по-настоящему громкие имена. Каждый край должен формировать свои культурные мифы, как Челябинский метеорит. Тем более что поводов для этого достаточно.
Что ж, пока определенно можно сказать, что в этом году киноманов ждет еще один марафон. Он будет приурочен ко Дню города и пройдет также в кинотеатре «Знамя». По осени Челябинск ждет в гости еще одного земляка — кинодокументалиста Сергея Мирошниченко и его команду.


 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»