Меню

Двуглавие в Челябинске отменяется?

24.02.2015 17:56 15 (11826)


В прошлую пятницу состоялось очередное заседание «Дискуссионного клуба», посвященное реформе МСУ (местного самоуправления). Причем это уже второе вторжение в тему. Журналисты, блогеры, эксперты, люди, обличенные властью, уже второй год рассказывают об этом эксперименте — придвинуть власть ближе к народу. Однако создается впечатление, что население и сегодня не вполне понимает, в чем суть этого пилотного проекта. И почему, не успев принять закон о двуглавой власти на местах, в стране вдруг начинают ратовать за одноглавую модель?

Чтобы разобраться в этом, к разговору пригласили первого заместителя руководителя регионального исполкома партии «Единая Россия» Василия Зорина и депутата областного Законодательного собрания, председателя регионального отделения «Деловой России» Константина Захарова.
Корреспондент «Вечерки» проследил за ходом дискуссии.
 
Выборы или назначение?
Куда ведет нас реформа муниципальной системы управления? Этот вопрос в последнее время задается довольно часто. Слишком много перемен, слишком часто меняется их вектор. Судите сами. Вот только в прошлом году приняли закон, в связи с которым во всех городах вводилась двуглавая система. Теперь же — разворот в противоположную сторону: глава муниципалитета должен быть один. Никто ничего не понимает, особенно когда говорят о пяти (!) моделях управления. В нашем случае, похоже, от выборов перешли к назначениям.

— Это хорошо или плохо? — сразу спросил модератор клуба Сергей Шумаков. — Недавно узнали об этом. Теперь главы районов не будут выбираться. Их назначат конкурсные комиссии.

— Выборы никто не отменяет, — не согласился Константин Захаров. — Новая схема имеет пусть не прямые, но все-таки выборы. Конкурсная комиссия в этой схеме никого не назначает, она предлагает варианты из нескольких кандидатур. Дальше список кандидатур поступает для рассмотрения на совет депутатов. И уже он выбирает из предложенных кандидатур ту, которая, по мнению депутатов, наиболее соответствует званию главы муниципального района. Все-таки это выборы.

Федеральный закон, который вступает в силу 7 марта 2015 года (по сути, это поправки в 131-й закон), предполагает два ключевых варианта. Первый — комиссия предлагает, а депутаты выбирают из предложенных кандидатур главу муниципалитета. Второй — выборы главы из состава самих депутатов. Здесь получается двойная система выборов. В Челябинской области рассматривают первый вариант, считая его оптимальным.

По словам Захарова, чтобы понять смысл реформы, все-таки начинать нужно не с этого. История выборности в России насчитывает более 20 лет. За это время мы прошли массу вариантов выборов. Все варианты можно представить в виде плоской шкалы, где есть крайние точки. Одна — от выборов всего и вся (депутатов, глав поселков, городов и глав ТСЖ, директоров заводов). Другая точка — кого-то одного выбираем, а всех остальных назначаем. Между ними возможно множество вариантов.

Возьмем крупные муниципалитеты. У нас в Челябинске был опыт выборов отдельно для депутатского корпуса, отдельно для исполнительной власти.
 
 
 
 
Плюсы и минусы «двух начальников»
Однажды в Челябинске появилась «двуглавая» система выборов, когда выбирается глава города (он же председатель совета депутатов городского собрания) и параллельно с ним — глава администрации города, которого часто называют сити-менеджером.

— Такая система была шагом вперед, — считает Захаров. — Но когда работала система прямых выборов, получалось так, что в 90 процентах случаев главой муниципального образования становился человек, который не имел опыта, знаний и не соответствовал мало-мальским квалификационным требованиям. У нас избираться может любой человек: учитель, врач, предприниматель. Да кто угодно. В принципе, достаточно было иметь хорошую команду, чтобы в итоге стать главой. На мой взгляд, главы — профессиональные управленцы, которые должны иметь соответствующее профильное образование, опыт. И только в этом случае люди могут рассчитывать на качественное управление. Вот «двуглавая система» отчасти эту проблему решала. Сити-менеджер избирался комиссионно. И уже из предложенных комиссией собрание депутатов избирало того, кто подходит для этой работы.

Но и недостатки есть! Людям не понятно, к кому обратиться, к кому прийти с жалобой. Глава города, глава администрации, сити-менеджер. Игра слов! К тому же такая система внутри самой себя конфликтна.

— Но ведь это неплохо?— возразил Шумаков.
— До разумных пределов это хорошо. Предполагает некий плюрализм мнений, открытость проблем. Но когда эта конфликтность переходит рамки разумного, превращается в борьбу не мнений, но людей — это плохо.
— В Челябинске есть конфликт людей или мнений? — члены клуба.

— В эпоху «сити-менеджерства» все вопросы решались губернатором. Работала своеобразная неназывная централизация власти. Но для населения эта схема была неудобной.
— Конечно, — вступил в беседу известный политолог Андрей Лавров, — команды Давыдова и Мошарова грызлись между собой, и сдерживало их то, что сверху сидел хозяин, который за них все решал. Сейчас такой ситуации нет, потому что понятно, кто есть чей.
 
 
Домохозяйка и власть

— Произойдет ли синхронизация выборов? Во многих муниципалитетах выборы депутатов в 2015 году, выборы главы — в 2016 году. Будут ли совмещены эти выборы? — Сергей Шумаков.
— Думаю, что все будет зависеть от изменения устава уже в текущем году, — ответил Захаров. — И те главы, у которых сроки заканчиваются в 2016 году, соответственно, доработают. А дальше вступит в действие новая схема. Досрочных отставок глав мы не ожидаем.
— Значит, крайних искать в кризис не будут? — съязвил Лавров.
В клубе вспомнили про Чебаркульский опыт работы властей.

— Чебаркульцы реализовали свое право на эффективное управление, — отметил Василий Зорин и попытался развернуть беседу: — Вопрос на самом деле в профессионализме. Может ли пекарь управлять городом?

— Мы с вами Святослава Федорова вспомним, — ответил Лавров, — который отличным врачом был и прекрасным управленцем.
Василий Зорин напомнил, что во власти бывает две роли. Одна роль называется «политик», другая — «чиновник-бюрократ». Первый должен обладать видением, обозначать перспективы, воодушевлять людей. Такой человек должен быть лидером. Ему, разумеется, должны вручить мандат на управление. А кто в это время должен заниматься текущей организационно-хозяйственной работой? Не у нас придумали, что бюрократа и политика надо разводить на разные этажи. Идеальной системы местного самоуправления нет! У каждой есть баланс плюсов и минусов. Какая система будет лучше работать в нашей сегодняшней ситуации в Челябинске? Законодательство пластично. Если мы посмотрим на федеральный закон, он дает нам возможность выбрать варианты.

— Что будет работать в Челябинской области? — сказал Лавров. — Мы видели выборы губернатора. Мы знаем, какой рейтинг у Дубровского. Реально сейчас в области люди свои надежды связывают с ним. Они надеются выйти из кризиса без потерь. Та модель, о которой мы говорим, для Дубровского вызов, потому что на него возлагается ответственность за то, что будет происходить в муниципалитетах.

Местное самоуправление не становится в зависимость от государственной власти. Депутаты избираются, источником власти остается народ. Люди сегодня понимают, что депутат, которого они изберут, будет решать насущные вопросы.

— Впервые в истории у населения появляется возможность отзыва главы муниципалитета в связи с новой системой выборов, — отметил Захаров. — Если глава в течение двух сроков получит неудовлетворительную оценку своей работы от депутатов, то он будет отозван. Контракта не будет, это выборная должность.
Конфликт и показуха
— Ведь зачастую отзыв главы связан с конфликтами, — заметил Шумаков.
— Главное, что это публичная площадка, — ответил Захаров, — где могут быть споры и предложения. Если нет такой площадки — советов депутатов, то такой площадкой становится улица.

— Мне кажется, что все немножко лукавят, — взял слово Лавров. — Ребята, эта модель — назначение. Стесняться этого не надо. Это нормально. Никакие это не выборы, никакого местного самоуправления в реальности нет и еще лет этак 50 (в лучшем случае!) не будет. Это показуха! Комиссия предлагает, а депутаты выбирают. Я не сказал, что это плохо. В период жесточайшего кризиса и почти войны (духовной — так точно) не до демократии. Вот это избрание депутатами глав — это Сейм. А чем это закончилось для Польши? Это назначение по согласованию. И это совершенно нормально.

Путин предложил нам Дубровского. Мы согласились с этим выбором. Я лично голосовал за него. А все главы городов — это бюрократы-исполнители чужой воли. У большинства своего реального бюджета нет.

Область у нас получается разноуровневой, попытался снизить накал разговора Зорин. Он обратил внимание, что в Троицке, Каслинском районе, где прошли выборы полгода назад, будут работать с напрямую избранным главою. В ЗАТО закон предписывает иметь «разведенную» систему. Здесь будет двуглавая система. Поэтому не нужно торопиться подводить итоги эксперимента.

— У нас местное самоуправление всегда навязывалось сверху, — сказал Захаров. — А если взять опыт Запада, то там столетиями самоуправление вырастало снизу. В нашем случае самоуправление нужно начинать не с системы выборов, а с системы ответственности за собственные дома. Самоуправление должно вырастать от подъезда, дома, улицы, района, города. В это надо вкладывать ресурсы. Теперь, когда у нас появились вследствие реформы внутригородские районы, депутаты от них помогут создать почву для самоуправления. Раньше такой возможности не было. Финансирование — ключевая проблема независимо от системы выборов. Теперь депутат в районе всех знает в лицо, знаком с проблемами. Но чтобы их решать, нужны ресурсы. В этом возникают разрывы. Забегая вперед, скажу, об этом власть четко знает. Проблема эта решается.

Подводя итоги, эксперты согласились в том, что двуглава система себя исчерпала, даже несмотря явные плюсы. А минусы ее в том, что она непонятна. А еще — «у двух нянек дитя без глазу». Поэтому происходит возвращение к одноглавой системе, но на новых принципах непрямой выборности. В данной экономической ситуации это наилучшее решение, поскольку дает прямое, оперативное и эффективное управление.
Поиск оптимальной формулы власти продолжится.