Меню

Челябинск на краю экологической катастрофы

24.02.2015 16:51 15 (11826)


Ни один челябинец не цитирует известные строки Грибоедова «И дым Отечества нам сладок приятен...» без характерной гримасы при воспоминании о воздухе, которым нам приходится дышать. Этой зимой неблагоприятные погодные условия снова собрали над городом видимые облака смога и невидимые пары вредных примесей, запах которых тем не менее ощущался повсюду. Проблема стала настолько серьезной, что привлекла внимание губернатора области.

 

Пора переходить к делу

19 февраля Борис Дубровский провел внеочередное заседание Общественного совета по формированию экологической политики. Глава региона высказал ряд серьезных претензий как к работе промышленных предприятий Челябинска в части экологической составляющей, так и к надзорным органам, призванным следить за ситуацией.
На совещание к главе региона были приглашены руководители управлений федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека, федеральной службы по надзору в сфере природопользования, федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; Челябинского центра гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; крупнейших предприятий области (ММК, Златоустовского электрометаллургического завода, ЧЭМК, Челябинского цинкового завода, Русской медной компании), а также ученые, представители общественных экологических организаций.

Внеочередное заседание Общественного совета губернатор Борис Дубровский созвал в связи с экологической обстановкой, сложившейся в Челябинске в последнее время.
— Уже говорят: болеем не от вирусов, а от выбросов. У людей складывается ощущение, что власть живет где-то далеко, не в городе, и не замечает происходящего. А если замечает, то почему не реагирует? Каждый раз возникают вопросы: откуда дует, почему; вокруг этого постоянно идут разговоры. И всех интересует, что мы конкретно делаем, чтобы ситуация улучшилась, — отметил Дубровский. — Мы приняли Стратегию развития региона до 2020 года, в которой указали, что средняя продолжительность жизни должна вырасти с 69 лет до 74. Сейчас стало модным вести здоровый образ жизни, мы постоянно инвестируем средства в развитие медицины и массового спорта. Но все это будет бессмысленно, если люди будут дышать тем, чем дышат сейчас. Так получается, что весь негатив я принимаю на себя как высшее политическое лицо области. И я понимаю, что не могу подвести людей, которые голосовали за меня, поверили мне. Я на их стороне. У меня четкое ощущение, что все вы (промышленники и надзорные органы) двигаетесь в неправильном направлении, а что касается Челябинска — то это просто путь в никуда.

Борис Дубровский заявил, что если в ближайшее время всеми заинтересованными сторонами не будут выработаны и применены конкретные механизмы стабилизации ситуации, то он вынужден будет задействовать меры политического и административного воздействия.

— Мы тут все сидим и созерцаем, что происходит. А я привык делать, а не созерцать. Одни говорят: ну как их проверять, это же такое большое предприятие, основное, нельзя его трогать, оно же белое и пушистое. А ведь в нашей стране есть целый ряд примеров реального воздействия, где не стали чего-то ждать, а пошли путем при-остановки производства, — продолжил губернатор. — Предприятия тоже ведут бесконечные разговоры о том, кто виноват. Но на самих-то заводах всегда знают, что в действительности происходит. К сожалению, экологические мероприятия там финансируются в последнюю очередь, и все живут по принципу: ну сломалась система очистки, можно и без нее плавить. Такая игра — а ты попробуй меня поймай. Ведь нет рисков, в том числе экономических. А мы должны их создать. И мы можем кого-то остановить на 90 дней, чтоб другие встрепенулись. Это вам не штрафы в 250 тысяч, которые для предприятия являются не финансовыми потерями, а небольшим репутационным пятном.

Безусловно, в таком промышленном центре, как Челябинск, порой определить источник выброса, а тем более «поймать за руку» предприятие, не соблюдающее требования работы в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), практически невозможно. Слишком высока концентрация производств на территории мегаполиса. Однако губернатор уверен: промышленникам пора «выглянуть из-за своих заборов», переходить на честный и открытый диалог с обществом.

— Люди не наивны и понимают, что нельзя изменить ситуацию по щелчку пальцев. Но людей надо уважать, уважать свой коллектив. И самого себя уважать тоже надо! А такое ощущение, что никому ничего не надо: ни производственникам, ни надзорным органам. Вот нельзя по ГОСТу проверять соблюдение требований в период НМУ в праздничные и выходные дни. Это что такое? Что, в праздники НМУ какие-то праздничные? Как-то воняет по-особенному? Только я точно уверен, что никому не надо, чтоб люди работали до 40 лет и умирали. Этой дорогой перемен нам надо пройти вместе. Повторюсь — я на стороне людей. Их некому защитить. Это вы все — большие, умные птицы, подготовленные юридически. Так давайте уже махать крыльями в одном направлении, — заявил Дубровский.

Продолжая тему открытости, Борис Дубровский потребовал от крупных промышленных предприятий принимать самое активное участие в осуществлении мониторинга состояния атмосферы:
— Не думайте, что мы тут поговорили, посмеялись и разошлись, дескать, губернатор чудит. Не переживайте — дооснастимся технологически, будем делать замеры, возьмем на себя дополнительные полномочия. Так как получается, что все нормативов выбросов достигли, а дышать нечем. Три предприятия выбрасывают по норме, которые скапливаются в одной точке, — вот вам уже троекратное превышение. При этом у всех всё хорошо.
Далее совещание перешло в формат свободного микрофона: приглашенные общественники и экологи получили возможность высказать свою точку зрения на происходящее. Все они сошлись во мнении, что даже несмотря на существующие проблемы в законодательстве в сфере экологического контроля, уже сейчас существуют механизмы, которые могут повлиять на ситуацию.

С этой позицией согласился и губернатор:
— Ссылаться на отсутствие возможностей можно сколько угодно. Я просто хочу, чтобы мы добились результата, чтобы люди почувствовали улучшение. Пусть заводские лаборатории работают не на соблюдение политеса, а больше времени тратят на результат. Предприятия, будьте более открытыми, докажите, что это не вы дымите! Ставьте системы контроля, причем не на самые современные, а на самые грязные трубы. Практически ни у кого из вас нет системы поощрения менеджмента за соблюдение экологических требований. За выполнение плана есть, за продажи есть, а за экологию — нет. Мотивируйте свой персонал, это важно. Не знаю, как вы позволили себе так жить и работать, но пора переходить от «базара» к делу.
Будем надеяться, что решимость губернатора воплотится в конкретные действия, потому что до сих пор ни одного примера серьезного наказания загрязнителей воздуха в Челябинске не было.

Для справки
Аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» в 2014 году исследовано 22 728 проб атмосферного воздуха населенных мест для определения более чем 50 загрязняющих веществ в зоне влияния промышленных предприятий, вблизи автомагистралей и на стационарном посту в Челябинске.
Оценивая результаты лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в 2014 году в Челябинской области в целом, отмечено ухудшение качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов промпредприятий с 2% проб из числа исследованных до 5,3% в 2014 году.
При этом в Челябинске удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, составил 6,44%, в Магнитогорске — 11,69%, в Карабаше — 7,4%.
В соответствии с законодательством все промышленные предприятия, имеющие источники выбросов, должны осуществлять контроль атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия.

В соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» (п. 3.6.) в периоды НМУ проводят наблюдения через каждые три часа, но этим же ГОСТом, пунктом 3.8., допускается возможность не проводить наблюдения в воскресные и праздничные дни.
Число зарегистрированных в Управлении федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучии человека обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, в основном в выходные и праздничные дни, в 2014 году — 181, в 2013-м — 238. Из этого числа в Челябинске: в 2014 г. — 96, в 2013 г. — 175.

А тем временем в Братске…

Снова набирает силу общественное движение, требующее объявить город Братск и прилегающий район, страдающие от выбросов целлюлозно-бумажного комбината, зоной экологического бедствия.

Это понятие впервые было введено ст. 58 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., определившей зоны чрезвычайной экологической ситуации как участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем — генетических фондов растений и животных. ФЗ «Об охране окружающей среды» сохранил отсылочную норму ст. 57 «Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций», правда, выделив для нее целую главу — VIII. Здесь говорится: «Порядок объявления режима зон экологического бедствия определяется законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Среди «кандидатов» на этот статус — Кузбасс, Норильск... Может быть, в этот список пора внести и Челябинск?