Меню

Сергей Карандашов: Герман научил нас главному — отношению к профессии

20.02.2015 12:46 14 (11825)


Как-то так получилось, что на фестивале «Полный артхаус» это направление в большей степени присутствовало во внеконкурсной программе. Хотя по большому счету спорить с кинокритиком и киноведом из Москвы Вячеславом Шмыровым трудно, да и не нужно, но все-таки хотелось выудить пару-тройку поводов для оправдания названия. Они нашлись, небезусловные, но тем не менее. Выходя после просмотра фильма «Дар», непрофессиональная, но подготовленная публика об этом вспомнила. Журналистов же, подготовленных и не очень, в первую очередь интересовал автор сего кинодейства Сергей Карандашов, бывший ассистент Германа, а еще раньше — бывший челябинец.

Сергей Карандашов, родился в Челябинске. Как актер и режиссер работал в самодеятельном театре, снимал короткометражные фильмы на челябинской студии «Мотив». С 1991 года учился в режиссерской мастерской Алексея Германа (Студия первого и экспериментального фильма, «Ленфильм»). В 1993 — 97 гг. — режиссер-стажер на фильме «Хрусталев, машину!» Алексея Германа. С 2000-го работает на многосерийном документальном телепроекте «Обратная сторона Земли» (первые фильмы: «Прибежище» — премия «Лавровая ветвь» за изобразительное решение фильма, 2001; «Поп и приход» — 2003). Участник проекта «Петербург-300» (СДФ), в рамках которого снял фильм «Дар».

Атмосфера челябинского детства
На показе Сергей появился в толпе родственников и друзей, своего провинциального происхождения не стеснялся, напротив, с большой теплотой вспоминал свои детские годы.
— Я жил тут неподалеку в районе улиц Евтеева и Свободы, — улыбнулся режиссер. — И вот как-то мы со Славкой, начитавшись Майна Рида, собрались удрать в Америку. Готовились к этому весьма серьезно: охотились на кошек, ели сырое мясо. Помню, как доставал из холодильника ужасного вида кусок, отрезал, мы садились друг напротив друга, чтобы никто не отвертелся, давились, но ели.

Фильм Карандашова, помимо всего прочего, создает потрясающую, с одной стороны, очень личную, а с другой — обобщенную атмосферу детства.

— А это я пытался исходить из некоторого своего пространства, которое я еще помню из челябинской жизни, — признался Сергей.
Для непосвященных сообщаю: в основе фильма одноименная повесть известного сценариста знаменитого «Ералаша» Александра Курляндского. Вася Новиков, школьник 12 лет, живет на окраине провинциального города и мечтает найти в себе хоть какой-то талант. И вот однажды из глухой деревни приезжает его бабушка. Она оказывается настоящей ведьмой. Умирая, она передает свой дар Ваське, завещая использовать его только на благо людям.
Фильм Сергея Карандашова на фестивале стоял особняком, ну хотя бы потому, что в нем снимались дети. Правда, в чистом виде назвать его детским не получается, хотя автор настаивает:
— Это кино для детей от 4 до 85 лет.
 
 
 
Умка из зоопарка, бабушка из «Отелло»
Судьба картины складывалась драматично, впрочем, как у любого авторского кино. Ее снимали несколько лет, в несколько приемов.
— Начали работать в 2010-м благодаря Герману, потом еще «Госкино» подбросило денег, — рассказывает о рабочих перипетиях режиссер. — Снимали в Ростовской, Таганрогской областях, что-то снимали в Шлиссельбурге, что-то — под Питером. Все затянулось на долгих четыре года. Можно было бы, конечно, снять и за пару недель, был такой вариант — всю картину отснять в Таганрогской области. Я отказался, в результате получилось даже лучше. А сейчас думаю: если бы мы согласились, потратили все деньги, вернулись пешком домой, а кино точно бы не было. Так что иногда продюсеры бывают правы.
Главного героя Васю Новикова сыграл тоже Вася, но Иванов.
— Искали долго по городам и весям, а нашли в Петербурге. У нас была консультантом директор зоопарка, а у нее оказалось четверо чудесных сынишек. Хотя претендентов было трое или четверо, выбрали Васю, а вот с Борькой были проблемы. Линия зла чрезвычайно важна. Когда увидели Ефима, сразу поняли: это он и никто другой.
 

 
— А бабушка у вас откуда?
— Бабушка вообще из Братска. Анна Овсянникова была актрисой театра кукол. Когда-то давно, наверное еще в 70-х, они с театром приезжали на какой-то фестиваль, она играла Отелло, представьте себе. Там-то ее и увидел Аристов (режиссер Виктор Аристов, на некоторых картинах работал вместе с Алексеем Германом. — Авт.). Мы познакомились на съемках фильма «Хрусталев, машину!», кстати, Анна Георгиевна и в последнем фильме Германа «Трудно быть богом» тоже снималась.
 
 
— Ну и еще одна ваша героиня, медведица Умка, — это что-то потрясающее: ходит на задних лапах, двери открывает, позирует — настоящая актриса.
— Медведицу как раз нашли в таганрогском зоопарке, — улыбается автор. — И вот этот Гаврилыч, который в фильме за ней ухаживает, он действительно ее воспитывал. На самом деле он оказался бывшим военным летчиком.
Место встречи
В большое кино Сергея, можно сказать, привел Алексей Герман. Еще будучи в Челябинске, Карандашов снимал короткометражки, работал на местной ГТРК, а затем отправился в поисках счастья в северную столицу.
— Это долгая история, — преду-преждает Сергей и начинает рассказывать: — Я поехал поступать в киношколу к Сокурову. Иду по Невскому, подхожу к переходу, на светофоре стоит машина. Лето, окно открыто, а в машине — Герман! Я подошел: «Здравствуйте, я с Урала». Светлана Кармалита (жена Германа. — Авт.) буквально бросилась на его защиту и всем своим хрупким телом умудрилась закрыть его большую фигуру от меня. Но Герман любил с народом разговаривать, любил, когда его узнавали. Я, правда, его расстроил, брякнул, что приехал учиться к Сокурову, но он оставил мне свой телефон, которым я не воспользовался. А потом я пришел к Сокурову, он говорит: «Я курс набрал, давай-ка ты поступай к Герману».
— Подождите, а когда вы кровельщиком успели поработать?
— Как раз тогда. Алексей Юрьевич года два ездил по загранкомандировкам, и я эти два года, чтобы как-то жить, работал кровельщиком. Через два года на том же Невском я стоял в очереди за мороженым и увидел знакомую фигуру. Я к нему подскочил: «Здравствуйте, Алексей Юрьевич! Вы меня помните? А я буду к вам поступать. Вы будете в этом году набирать?» Он чуть мороженое от неожиданности не выронил, сказал, что вспомнил, хотя вряд ли. Так я попал к нему на курс.
— Самое главное, чему он вас научил?
— Отношению к профессии. Если бы Герман сделал плохое кино, он бы покончил с собой. Да, у него был сложный характер, он мало кого любил, говорил: «Все мои друзья в прошлом», но мы ему были нужны: «У вас огонь в глазах». Хотя у него на съемках мы получали меньше всех.

Метод Германа
Вместе с другими стажерами Карандашов учился в процессе съемок фильма «Хрусталев, машину!».
— Алексей Юрьевич шутил по этому поводу: «У меня четыре стажера: художник, оператор, артист и кровельщик». Когда он собрал нас первый раз, сразу предупредил: «Я не учитель. Смотрите, учитесь». Для начала дал задание собрать фотографии того времени, картина ведь была посвящена сталинской эпохе. Мы собрали несколько тысяч старых фото. Потом нас отправили искать типажи. Мы ходили по самым людным местам, спускались в метро и высматривали лица. Помню, Вовку Чутко замели в милицию. Ему дали задание мальчишку для съемок найти, а у Вовки зрение, наверное, аж минус 13! Ну вот он ходил, приглядывался к пацанам. Нам звонят из отделения: «Есть такой? Говорит, что режиссер, а мы так решили — педофил». Мы его поехали вызволять. Следующий этап был, когда мы статистов одевали и сравнивали с людьми на фотографиях. Потом с ними делали этюды, снимали сценки, некоторые даже потом в фильм вошли. В общем, были в полном смысле подмастерьями на подхвате у мастера. И мне кажется, что это была точная и правильная методика обучения.
После боевого крещения у Германа Сергей Карандашов снял свою самостоятельную работу. Первая его картина «Странник» вышла одновременно с фильмом Лунгина «Остров». Но в отличие от последнего «Странник» широкого проката не имел.

— А что с вашей новой картиной — «Дар»?
— Увы, и она не имеет приложения. Поскольку картина считается детской, на телевидение ее не берут, потому что нельзя рекламу во время фильма показывать. Так что я очень рад, что фильм показали на фестивале.