Меню

Австралийский диджериду на ночном гала в Челябинске

13.02.2015 10:27 12 (11823)


Челябинский орган наверстывает упущенное. Вслед за современной органной музыкой в новом зале зазвучал джаз. Шесть лет поклонники импровизаций ждали этой встречи, фестиваль «Джаз на большом органе» оправдал их надежды — собрал под своим крылом признанных и молодых, классических и джазовых, традиционных и авангардных исполнителей.

Редкая возможность
— Как будто вчера расстались,— признался журналистам инициатор и вдохновитель фестиваля Владимир Хомяков. Сам Владимир Викторович весь светился от счастья: как бы то ни было, орган жив, гости приезжают, а зрители приходят — это главное. Гости дружно удивлялись, как вообще кому-то пришло в голову перенести орган в концертный зал, с наименьшими потерями провести такую огромную работу.
— Поначалу я был просто шокирован самой идеей, что орган хотят перенести в другое помещение, — признается шведский органист Йоханнес Ландгрен. — Но сейчас вижу, что работы проведены великолепно. И еще спасибо вам большое за этот фестиваль, это редкая возможность нам, музыкантам, встретиться, пообщаться.
— А разве в мире нет подобных фестивалей? — наивно интересуются журналисты.
— В мире достаточно много фестивалей, где исполняется органная музыка, но чтобы играли на нем джаз... Такого нет.
— На самом деле музыкантов, которые играют джаз на органе, не так уж мало, — вступает в разговор Владимир Хомяков. — Другое дело, что инструмент сопротивляется этому жанру, поэтому тех исполнителей, которые делают это действительно интересно, достаточно мало.
— Когда я начинаю импровизировать у себя в Лейпциге, мой напарник этого не может выносить! — рассказал Дэвид Тимм из Германии под общий хохот, а потом уже серьезно добавил: — Если люди открыты для впечатлений, им эта музыка понравится. Я знаю двух-трех человек, которые не согласны, а остальные настроены доброжелательно.
К слову, для слушателей провинциального города подобный фестиваль не менее редкая возможность. Радостно, что в этот раз все удалось. Спасибо федеральному гранту правительства РФ. Вовремя подоспел.

Импровизация до пяти утра
Германия, Швеция, Франция, Голландия — большинство участников европейцы. Из прямых наследников «черной музыки», пожалуй, только Рода Скотт (США).
— Я была дочерью священника и училась играть на органе в церкви, где служил мой отец, — рассказывает органистка. Первый раз она села за орган, когда ей было всего семь лет. Больше всего девочку привлекли педали, которых в органе множество.
— Первое, что я сделала, — сняла обувь и стала нажимать педали, — вспоминает Рода.
За что, собственно, она и получила свое детское прозвище Босоногая Леди. К джазу она пришла постепенно, путем поисков и экспериментов.
— Со временем я осознала, насколько это интересно и необычно — исполнять джаз на органе, это как будто заставлять слона танцевать, — смеется Рода.
— А ваш папа не возражал, когда вы не совсем по назначению обращались с церковным инструментом?
— Нет. Папа был открытым человеком. К тому же Бах в свое время обожал импровизировать на органе, прежде чем фиксировать музыку нотами.
— А я вот не американец, мне просто нравится импровизировать, — подхватил тему коллега из Голландии Яспер Ван'т Хоф. — И для меня Владимир — настоящий образец музыканта, импровизирующего на очень высоком уровне.
— А я… я просто наслаждался, — молодой музыкант Тимур Халиуллин даже зажмурился от удовольствия. — Играл до пяти утра, не мог оторваться. И знаете, у меня даже родилась одна композиция, которую я назвал «Ночь в Челябинском органном зале». Я ее обязательно исполню на концерте, — пообещал гость из Белгорода.

Соло... ногами
Свое слово Тимур сдержал и представил свои музыкальные впечатления от ночных бдений в нашей «Родине». Зал встретил пьесу восторженно. Выступление Тимура прошло после уже признанных авторитетов — Йоханнеса Ландгрена (орган) и Хокана Левина (саксофон), но ничуть не проиграло, благодаря разнообразию представленных авторов и жанров. К тому же дуэт с королем инструментов столь же притягателен, сколь и опасен: если какие-то регистры типа Brustwerk, Aeoline без труда перекрываются объемом одной звучащей трубы, то Organo Pleno или Tutti практически не оставляет шансов одиночке. В общем, совсем не даром этот инструмент во все времена считался самодостаточным. Впрочем, спиричуэл прозвучал весьма неплохо.
Тимур же сразу поразил публику соло на ножной, а правильнее — педальной клавиатуре. «Рондо в кельтском стиле» Тимур практически станцевал. Рок-пьеска на библейскую тему, челеста в опусе Лео Соммера, наконец, парочка импровизаций собственного приготовления порадовали публику и хозяина фестиваля Владимира Хомякова. Было видно, как он рад успехам молодого исполнителя.
 
 
Заключительный аккорд
Последние пара фестивальных дней также обещают быть интересными. Сегодня немецкая органистка Барбара Даннерляйн, авторитетный джазовый музыкант и композитор, разделит сцену с этнооркестром Alpha&Co из Екатеринбурга — коллективом, не придерживающимся какого-то одного стиля и собравшим воедино поющие тибетские чаши, австралийский диджериду и русскую калюку.
А завтра, на закрытии, в Челябинске состоится первый ночной концерт, в котором объединятся все участники фестиваля.
— Нет, это не джем-сейшен, в котором музыканты импровизируют на какую-то определенную тему. Здесь будет череда самых разных номеров, я даже сам еще не знаю каких, но очень надеюсь, что будут неожиданности и сюрпризы, — обещает Хомяков. — Возможно, это будет свободный джаз. Впрочем, все будет зависеть от вдохновения — доля импровизации либо увеличивается, либо уменьшается.
Ночной гала-концерт начнется в 21.00
14 февраля.