Меню

Контроль цен в Челябинске

13.02.2015 10:10 12 (11823)


Руководители территориального управления Федеральной антимонопольной службы отчитались о работе за год, сделав особый акцент на работе по мониторингу цен на продукты

О чем пишут антимонопольщикам
Как сообщила руководитель УФАС Анна Козлова, в 2014 году челябинским УФАС России рассмотрено 5250 обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления.

Из них 1115 заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства; 351 заявление по признакам нарушения законодательства о рекламе; 3285 заявлений и обращений по законодательству о закупках для государственных и муниципальных нужд; 214 жалоб на заказчиков при проведении различных торгов, рассматриваемых в порядке ст. 18.1 закона о защите конкуренции; 35 ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной преференций.
Таким образом, количество обращений возросло почти наполовину и изменилось по направлениям деятельности антимонопольных органов, в том числе в связи с изменением действующего законодательства и изменившейся экономической ситуацией. Так, обращений по навязыванию дополнительных услуг по ОСАГО составило около 187, на рост цен на продукты питания — 97.
Больше всего жалоб поступило на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов (злоупотребление доминирующим положением, особенно в сфере электроэнергетики, и антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов). Однако количество возбужденных дел не выросло в связи с активным применением антимонопольным органом института предупреждений и предостережений, большинство которых исполнено. Так, в 2014 году было выдано 110 предупреждений и предостережений, из них не исполнено всего 8.

— Территориальное управление выявляло и так называемые картельные сговоры, — отметила А.Козлова. — Признаки такого сговора наблюдались, например, на рынке ОСАГО. Сейчас страховщики обжалуют наши действия в суде…
Немало обращений связано с действиями властей, которые своими постановлениями или решениями ограничивают конкуренцию. Правда, количество обращений со стороны предпринимательского сообщества на действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию, стабилизировалось. При этом предприниматели продолжают отмечать на различных конференциях, опросах, что имеет место значительное количество административных барьеров, но редко обращаются в антимонопольный орган, что затрудняет выявление и пресечение такого рода нарушений. Так, в 2014 году на нарушения со стороны органов власти, не считая закупки для государственных и муниципальных нужд, поступило 212 обращений (в 2013 году — 216), по которым возбуждено 131 дело (в 2013 году — 151), выдано 66 предписаний (в 2013 году — 95). Таким образом, более половины обращений на органы власти заканчивается возбуждением дела, из них половина — вынесением предписаний, чего не наблюдается по обращениям по другим статьям закона о защите конкуренции.
Следует отметить, что в 2014 году почти наполовину сократилось количество жалоб на органы власти по нарушениям процедур торгов. В 2014 году поступило 47 жалоб, в прошлом году рассмотрено 80 жалоб.
Вместе с тем наблюдается рост более чем в два раза количества жалоб на закупки, проводимые отдельными юридическими лицами, и торги по продаже арестованного имущества, а также торги по банкротству предприятий. Так, в 2014 году рассмотрено 167 жалоб, выдано 73 предписания, в том числе и об аннулировании торгов (в 2013 году рассмотрено 77 жалоб, по итогам рассмотрения которых выдано 37 предписаний).
Такая активность предпринимателей объясняется тем, что в 2012 году вступила в силу статья 18.1 закона о защите конкуренции, которая дала право антимонопольному органу в укороченной процедуре (всего 7 дней) рассматривать жалобы на различные торги, организатором которых выступает любой заказчик, и принимать меры реагирования вплоть до аннулирования торгов. И здесь немало интересных и прецедентных решений, связанных с продажей и передачей в аренду без торгов государственного и муниципального имущества, земельных участков, выбора управляющих компаний и т. д.

Почти наполовину выросло количество обращений и жалоб в антимонопольный орган на нарушения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд. Так, в 2014 году всего обращений поступило 3285 (в 2013 году — 2176), из них жалоб участников закупки — 799 (в 2013 году — 618), 597 (в 2013 году — 504) жалоб рассмотрены, их них 285 (244) жалоб признаны обоснованными. Таким образом, процент обоснованных жалоб со дня вступления в силу
(1 января 2006 года) специального законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд не снижается и составляет от 48 до 51%.
— К сожалению, многие обращения по признакам нарушений антимонопольного законодательства завершаются отказом в возбуждении дела, — констатировала А.Козлова. — Это связано с незнанием гражданами (не предпринимателями) законодательства и полномочий антимонопольного органа, а также дублированием некоторых полномочий между антимонопольным органом, Роспотребнадзором Челябинской области, Жилищной инспекцией по Челябинской области и министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. В связи с этим в «четвертом антимонопольном пакете» предусматривается исключение из полномочий антимонопольных органов рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Цены — наша боль
К сожалению, по вопросу о мониторинге цен на рынке продовольствия представители УФАС не смогли сказать ничего утешительного. Рынок этот явно является конкурентным, торговые сети как бы борются за покупателя… Потому факт существенного повышения цен на товары, которые мы видим каждый день, приходя в магазины, оказывается чем-то вроде необъяснимого стихийного бедствия.
Как рассказала Анна Козлова, УФАС может воздействовать только на продавцов-монополистов, нарушающих антимонопольное законодательство. В отдельных муниципалитетах Южного Урала монопольное положение на рынке было у хлебозаводов и молочных комбинатов, но они не злоупотребляли им. Так, Первый челябинский хлебокомбинат практически весь 2014 год не повышал цены на социально значимые виды своей продукции (однако в начале 2015-го все-таки повысил). А многие крупные торговые сети продавали хлебобулочные изделия даже ниже оптовых закупочных цен, что негативно отражалось на мелких продавцах. Был досконально отслежен порядок ценообразования на мясо птицы, говядину, свинину — существенных нарушений не выявлено. Эти продукты в Челябинской области сегодня дешевле, чем во многих других регионах. Отмечено также падение цен на гречневую крупу: с 80 — 60-ти до 45 рублей за 800-граммовую упаковку.
При этом куриные яйца и сахар на Южном Урале дороже, чем в соседних регионах. Так, килограмм сахара-песка в Челябинске стоит в среднем 60 рублей, а в Омске и Екатеринбурге — менее 50-ти. Куриные яйца второй категории при отпускной цене птицефабрик в 37 рублей за десяток на розничных прилавках дорожают до 50 рублей и выше. С причиной этого УФАС будет разбираться. При таком количестве птицефабрик куриные яйца в регионе не должны стоить так дорого.
Автомобильный бензин в Челябинской области сегодня значительно дешевле, чем в соседнем Казахстане, что вызывает даже некоторые опасения у наших соседей, которые не хотят завоза более дешевой продукции…

Стандарт конкуренции
Как известно, антимонопольное законодательство совершенствуется постоянно. Сегодня, по сообщению руководителя УФАС, в области уже создана рабочая группа, которой предстоит определить приоритетные направления развития конкуренции и выработать стратегию формирования рынков на ближайшие три года. Основными сферами первоочередного внедрения единых стандартов развития конкуренции на Южном Урале станут оптовая и розничная торговля продуктами питания и медикаментами, строительство, коммунальные, транспортные и ритуальные услуги. От развития конкуренции в этих сферах выиграют все жители области.
Одновременно в целях поддержки предпринимателей в условиях экономического кризиса существенно смягчена ответственность за нарушения антимонопольного законодательства. Сумма ущерба, при превышении которой против предпринимателя или организации может быть начато административное производство, увеличена, соответственно, с одного до пяти миллионов рублей и с пяти до 25 миллионов рублей. В большинстве случаев нарушитель может быть просто предупрежден, без выдачи предписания и возбуждения дела.