Меню

В Челябинском театре кукол проходит выставка раритетных экземпляров

04.02.2015 12:10 9 (11820)


О том, что где-то там, в старых сундуках хранятся самые первые, старинные куклы из кукольного театра, мне поведала журналист Людмила Федорова. Еще в конце прошлого года Людмила Анатольевна сокрушалась, что такие раритеты никто не видит и ничего толком не знает об основателях театра — актерской чете Гаряновых.

В юбилейный для театра год справедливость восторжествовала,и в фойе театра раритетные куклы заняли свои места.
 
Святое дело в день святой
На вернисаж пригласили друзей и коллег, чтобы потихоньку, но сердечно вспомнить о прошлом, не тревожа души ушедших бравурными возгласами и фанфарами.
— Удивительное совпадение: 27 января открылась наша выставка — в день святой Нины, просветительницы Грузии, а мы как раз вспоминаем Нину Адамовну Гарянову — основательницу этого театра, — удивлялась нынешняя владелица кукольной коллекции и личных архивов Гаряновых Мария Лукина.
— Это те самые куклы, с которых начинался наш театр. Прежде, когда мы приезжали на гастроли в другие театры и видели у них в витринах таких старинных кукол, все время восхищались: «Ах, как здорово! Надо бы и у нас сделать так же». И вот теперь это случилось и в нашем театре. Я всех нас поздравляю! — радовался главный режиссер театра Александр Борок.
— Эта выставка — первая ласточка в цикле юбилейных мероприятий, посвященных 80-летию театра, — обещала директор Ирина Левченко, а гости с любопытством разглядывали экспонаты за стеклом.
Выставка получилась не слишком большой (кукол около 20), но зато интересной. К тому же старые вещи обладают собственной аурой, хранят отпечатки времени и хозяев. Пьеро, Русалочка, Кот в сапогах, Царевна-несмеяна — можно часами разглядывать, как они сделаны, замечать отличия от современных и фантазировать, как они блистали на сцене 80 лет назад…
 
Куклы в «Октябре»
По соседству, рядом с буфетом, организовали нечто среднее между актерским клубом и ликбезом. Кто-то делился воспоминаниями, а кто-то открывал для себя новую страничку истории.
Нина и Павел Гаряновы не сразу стали кукольниками, были драматическими артистами. Павел Абрамович по молодости даже состоял в бродячей труппе, позже получил профессиональное образование в театре Синельникова.
— В те времена постоянного места работы у актеров не было, и они были вынуждены постоянно переезжать, вели кочевую жизнь, — рассказала заслуженный работник культуры, историк Татьяна Палагина. — А как раз в 30-е годы начали формироваться постоянные труппы, и Гаряновы осели в Челябинске, служили актерами в драмтеатре. И, кстати, Павел Абрамович был одним из ведущих актеров.
В то время Челябинск считался весьма перспективным городом, где происходили грандиозные перемены в связи со строительством крупных промышленных предприятий, ну а самое главное — здесь был свой областной театр, которым руководил актер Малого театра Сергей Головин, он собрал превосходную труппу. Но уже тогда, в свою драматическую бытность, Нина и Павел Гаряновы занимались куклами.
— Был в Челябинске областной центр по работе с детьми, где у них была студия, и там же стали показывать первые кукольные спектакли. Это было в 1930 — 1932 годах. А с 1935 года театр уже официально получил отдельное здание на улице Кирова. Старшее поколение помнит: там потом был кинотеатр «Октябрь».
В общем-то, вот так, благодаря инициативе двух замечательных людей город получил кукольный театр, да еще какой! Спектакли гремели по всей стране, благодаря стараниям Нины Адамовны в Челябинске открылась первая в стране студия для кукольников.
— Они были очень скромные люди, а ведь в свое время о них говорила буквально вся страна, — немножко грустит Мария Лукина.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Загадка Петрушки
Это благодаря Марии Васильевне архив Гаряновых со всеми куклами, документами, фотографиями не канул в небытие. Мария Васильевна — племянница второй жены Павла Гарянова, которая, пока была жива, тщательно и трепетно хранила эти бесценные вещи.
— Коллекция перешла ко мне весной 2014 года, — рассказывает нынешняя хозяйка. — Позвонили внучатые племянники Гаряновой (они сейчас живут за границей) и сказали: «Забирайте все, что нужно». Мне пришлось все перевезти в свою квартиру. Тетушка очень дорожила коллекцией. Как-то она увидела старые фотографии одной замечательной актрисы, которые валялись на помойке, и очень боялась, что ее коллекцию постигнет та же участь.
Мария Васильевна и стала нашим экскурсоводом.
— Эти куклы гораздо старше всех собравшихся здесь, — улыбается Мария Лукина. — Есть персонажи одного из первых спектаклей — «Гусенок». Есть марионетки — это Кот в сапогах и Аладдин.
— Ваша любимая кукла?
— Пьяретта, — Мария Васильевна с восхищением поднимает глаза на свою любимицу. — Это уже тростевые куклы, они появились в России позднее Петрушки, в XVIII веке. Мне почему-то кажется, что Пьяретту делали сами Гаряновы.
— А Петрушка? Где тот самый, первый Петрушка, которого Гаряновы привезли из Москвы?
— А вы знаете, он странным образом исчез. Возможно, его увезли с собой внучатые племянники Нины Адамовны. Но я получила коллекцию уже без него, увы.
 
 
Выставка раритетных кукол и архивов Павла и Нины Гаряновых стала первой ласточкой в юбилейный для челябинского театра кукол год. Нынешней осенью коллектив готовится отметить свое 80-летие. Павел и Нина Гаряновы оставили яркий след в истории театрального искусства Челябинска, организовав в городе в 1935 году профессиональный театр кукол.

Быть или не быть?
Как сообщила Мария Васильевна, дружная семейка старинных кукол обосновалась в витрине театра до конца года. А что же будет дальше?
— Есть вариант переехать в краеведческий музей, но мне кажется все-таки, что город может себе позволить иметь отдельный театральный музей, — считает владелица коллекции. — У нас был пример музея в отдельном театре — в театре драмы. Но понимаете, какое дело: пришел новый руководитель и сказал: «А будет здесь репетиционный зал». Теперь этого режиссера нет, но ведь и музея тоже нет. Осталась одна фотография Гарянова, которая почему-то висит в бухгалтерии, больше ее некуда пристроить… Пока эта коллекция хранится у меня, но вопрос надо решать.
— Идея с музеем, я считаю, замечательная, — подхватывает тему Татьяна Палагина. — Сейчас это кажется обычными, бытовыми предметами, а через какие-то полвека значимость увеличивается многократно. Вообще, я считаю, что в театре необходимо собирать историю, восстанавливать хронологию о великих людях, о том же Вольховском, пока еще есть возможность, пока живы очевидцы, те, кто с ним работал.
В общем и целом вопрос повис в воздухе, и когда решится — неизвестно. А пока у челябинцев есть прекрасная возможность познакомиться с уникальными экспонатами.
— Мы думаем, что это мы пришли на них посмотреть, но обратите внимание — они ведь тоже на нас смотрят, улыбаются, потому что ужасно рады видеть людей. Они столько лет пролежали в старых чемоданах и коробках и вот, наконец, проснулись, — с теплотой говорит о своих подопечных хозяйка. А проснувшиеся куклы с надеждой смотрят сквозь витрину и приглашают публику: «Приходите на нас посмотреть».