Меню

Челябинский картофель маленький, зато свой

04.02.2015 09:33 9 (11820)


Тюменское молоко, татарстанские пельмени, масло из Башкирии... почему мы покупаем товары из других областей? Разве та же продукция не производится у нас? На прошлой неделе эту проблему обсуждали и в кабинете губернатора, и в пресс-центре «Гранада Пресс».

 
 
Действительно, виды продуктов, которыми Челябинская область не может себя обеспечить (например, морская рыба, цитрусовые), можно пересчитать по пальцам. Так почему бы не
покупать местные продукты, в цену которых не будут закладываться транспортные расходы и наценки нескольких посредников? Ответ парадоксальный — потому что купить их практически негде.
Конечно, региональные предприниматели были бы рады поставлять свою продукцию в торговые сети, чтобы она могла дойти до покупателя. Но при первой же попытке это сделать их ждут многочисленные трудности.

— При поиске диалога нас сразу перенаправляют, причем не к живому человеку, а на электронный адрес, куда требуется прислать коммерческое предложение, фотографии нашей продукции, заполненные документы. Затем просят предоставить дегустационный материал, — рассказывает частный предприниматель Дина Муратова. Она представляет кооператив «Буренка», который производит пельмени, вареники, полуфабрикаты и выпечку. Все это выполняется, однако вскоре возникают новые проблемы. Например, сети требуют скидок и бонусов — а эти уступки, допустимые для масштабных организаций, маленькие производства режут без ножа.
Возможны и другие требования, например, сеть может не устроить упаковка товара. Предприятия в этих случаях склонны проявлять покладистость, например, «Буренка» по желанию перепродавца сменила упаковку на более дорогую. Правда, к успеху не привело и это: с момента начала диалога изменилась экономическая ситуация и перепродавец оказался заинтересован в других качествах товара.

Впрочем, обвинять торговые сети во всех грехах тоже рано. Они обязаны по закону требовать определенный список документов. Бонусы также являются обычной частью их работы. Правда, сейчас их просят отказаться от такой системы, чтобы региональные предприниматели не встречали излишних препон. Внимание торговой сети к внешнему виду товара тоже вполне обоснованно.

— Ни одной жалобы на дискриминацию со стороны сетей в антимонопольную службу не поступало, — уверенно заявила Анна Козлова, руководитель Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области. — Челябинские производители смогут продвинуться в торговые сети, когда станут более конкурентоспособными.
Это не значит, что по качеству челябинские товары уступают продукции из других областей. Однако местные производства в основном невелики и в силах поставлять лишь небольшое количество продукции, а торговые сети ищут тех, кто сможет обеспечить своими товарами сразу всю область. К тому же торговые сети справедливо опасаются, что при небольшом разладе на производстве маленькое предприятие может нарушить свои обязательства и не поставить необходимое количество продукции в должный срок, а для магазинов это — уход покупателей и потеря доверия.

Для того чтобы преодолеть эти проблемы, заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский предложил предпринимателям объединиться в продкорпорацию. Совместно несколько предприятий смогут обеспечить необходимый объем поставок, повысить надежность своих обязательств, сократить затраты на логистику. На это у Дины Муратовой свой ответ, тоже вполне закономерный: предприятия не могут ручаться за качество товаров друг друга и боятся связать себя с ненадежными партнерами.
Предложили и иной выход. Как заметила Анна Козлова, у нас сложилось ошибочное впечатление, будто торговые сети всегда огромны. Между тем существуют и сети из нескольких магазинов. Для тех из них, которые не имеют больших собственных складов, прием маленьких поставок будет вполне удобен. Также предприниматели могут договориться с владельцами магазинов шаговой доступности.
Как оказалось, этот совет поступил д
аже с некоторым запозданием. По крайней мере, компания Дины Муратовой уже имеет договор с магазином «Едоша» на Каширинском рынке в Челябинске. Строится и собственный магазин в Чебаркуле. Существенно помогают ярмарки, особенно те, которые устраивает министерство экономического развития.
В общем, даже если сети не идут навстречу производителю, производитель все равно старается пробиться к покупателю. Нам только нужно быть внимательнее, чтобы его стук и возгласы не оказались безрезультатными.

Впрочем, можно надеяться, что сложившаяся ситуация все же изменится в лучшую сторону. В Законодательном собрании области рассматриваются различные меры для помощи южноуральскому производителю в продвижении на рынке.