Меню

Челябинские психологи советуют принимать себя таким, как есть

30.01.2015 11:45 8 (11819)


Мы продолжаем цикл бесед с практикующими психологами. Наши сегодняшние собеседницы — Светлана Ковалева и Людмила Дейнеко. Тема разговора — о том, как важно быть не таким, как все…

Как это — как все?
— Есть такой термин — «принятие себя», — говорит С.Ковалева. — Но не всякий человек готов к такому принятию. Ощущать себя индивидуальностью, которая чем-то отличается от остальных, не слишком комфортно. Гораздо удобнее установка «я такой, как все», то есть ничем не отличаюсь от остальных людей. С одной стороны, для таких людей становится легче процесс принятия решений: если большинство считает, что надо поступать так, то и я буду поступать аналогично. Меньше давит груз ответственности, можно спрятаться за спину коллективного «мы»… Да и наше российское общество в целом всегда настороженно относится к тем, кто идет против коллектива. Как это — все пошли, а ты нет? Все «за», а ты «воздержался»? Однако тут есть и определенные подводные камни.
— Сегодня общество неоднородно, оно разделяется на группы, — продолжает Л.Дейнеко. — Потому и сложно ответить на вопрос — можно ли быть, как все? Возникает вопрос: а кто эти «все»? Все пенсионеры? Или все собаководы? Каждая группа обладает своими особенностями и иногда становится очень многочисленной. Иногда складывается ситуация, когда человеку уютнее быть вместе с какой-либо группой (например, новой политической партией), а не с абстрактным большинством. Однако никакие группы все же не позволяют личности в полной мере проявлять свою индивидуальность.

Один на один с собой
— Мы все разные, — говорит Л.Дейнеко. — Каждая личность формируется под воздействием таких факторов, как воспитание в семье, впечатления детства.. Даже пища может повлиять на психологию. И потом вдруг человек осознает — а ведь я один такой…
— Такое ощущение может испугать, — предупреждает С.Ковалева. — А страх одиночества — подтолкнуть к тому, чтобы скрывать, нивелировать свою индивидуальность, как можно меньше проявлять себя. Однако бояться не надо: в сущности, человек, при всей своей социальности, в самые важные моменты остается один и решает сам. Он может посоветоваться с кем-то, посмотреть вокруг, но все равно решение принимает самостоятельно. Если же не понять и не принять это, возникает другое ощущение — подавленности, внутреннего напряжения. Это напряжение все нарастает, как будто надетая человеком маска становится тесной. Я, например, знала одного человека, который строго следовал «аксиоме» о том, что мужчины не плачут. И это привело не просто к психологическому угнетению — физическим болям: у него непонятно по какой причине стали рваться мышцы. Впрочем, объяснить это все же было можно: внутреннее напряжение необходимо было «сбросить», а оно накапливалось, накапливалось. И при этом подкреплялось как бы «железным» аргументом — все так делают, так принято, иначе просто нельзя…

Очаровательная странность
— Свою индивидуальность можно предъявлять как странность, — продолжает С.Ковалева. — Отношения к неким странностям и причудам человека в обществе гораздо мягче, чем к прямому противостоянию общественным табу. Так человек может быть мягко подготовлен к принятию себя как уникальной личности, а того, кто уверенно принял себя, уже спокойнее встречает и окружение.
— Однако делать это лучше в сопровождении психолога, в группе, — считает Л.Дейнеко. — Иначе появится соблазн вместо одной маски надеть на себя другую, а вовсе не жить со своим собственным лицом. Такое желание возникает при противопоставлении себя другим, но мы считаем, что противопоставлять свою индивидуальность обществу не надо. Надо научиться уважать свою индивидуальность, а также индивидуальность каждого человека и жить в согласии, а не вечной борьбе.