Меню

Эксперты в Челябинской области обсудили перспективы прессы

16.01.2015 10:14 4 (11815)

Журналистов часто называют четвертой властью, имея в виду влияние СМИ на социум.
В День печати, который отмечали на днях, об этом приятно думать. Если на минуту забыть о требованиях, предъявляемых обществом к СМИ, рисках профессии работников пера и экономических трудностях, которые приходится переживать СМИ вместе со всей страной. Но как об этом забудешь? Естественно, что в пресс-центре ИД «Гранада Пресс» эксперты и журналисты собрались поговорить о состоянии рынка СМИ в Челябинской области и обсудить перспективы прессы.

Мы по-прежнему печатная цивилизация

По словам начальника инфор-мационно-аналитического центра областного правительства Рифата Абдрашитова, в настоящее время в Челябинской области зарегистрировано более 920 СМИ. Это большая армия сотрудников редакций, а не только журналистов. Есть те, кто добывает рекламу, занимается распространением, техническими аспектами производства СМИ. И это не считая большого количества смежных сфер, от которых зависят СМИ: типографии, сети распространения, кабельные операторы.
— Можно сказать, — отметил Рифат Рафкатович, — что медиарынок в определенном смысле имеет индустриальный масштаб, предоставляет рабочие места, развивается. Но есть и проблемы. Они проступили в 2014 году, думаю и в 2015-м их меньше не станет. Уже сейчас понятно, что будут расти издержки, связанные с производством СМИ. По очевидным причинам возрастут типографские расходы: с ростом курса доллара связаны расходные материалы, которые приобретаются на валюту. Серьезные проблемы поджидают и в сфере распространения. «Почта России», лишившись дотаций на распространение печатных СМИ, резко подняла свои расценки. Для многих газет это стало неприятным сюрпризом. Ряд изданий в своих тиражах упали во время подписной кампании на вторую половину года. Но большинство из них к концу года сумели вернуть своих читателей разными способами.

Рифат Абдрашитов добавил, что развитие цифрового вещания, кабельных сетей сказалось на традиционном ТВ. Но самые динамичные изменения наблюдались в том, что касается Интернета. Его проникновение в нашей области уже превысило 60 процентов. Люди меньше тратят времени на приобщение к массовой информации.
Две трети зарегистрированных СМИ в области — газеты и другие печатные СМИ (журналы, бюллетени и т. п.).
Мы по-прежнему печатная цивилизация, ищем в газетах не только информацию, но и достоверные сведения. Кому можно доверять? Это ключевой вопрос на рынке, и он определяет развитие СМИ.

Чтобы издавать СМИ, которым люди доверяют, нужно быть оперативными, точными, интересными, многоголосыми. Кто справится с такими задачами, тот и удержит профессию на плаву.

А Интернет отдельно?
Проблемы печатных СМИ действительно существуют. От них люди все больше отказываются в пользу электронных. Директор ИД «Гранада Пресс» Сергей Филичкин привел свежие данные ВЦИОМ. Действительно, только 12 процентов россиян ежедневно читают периодические издания. Однако, и это главное, у газет остается по-прежнему преданная аудитория, готовая покупать, получать бесплатно и по подписке. Таких людей в действительности очень много. Половина россиян готова прочитать интересную статью в газете, нежели в электронном издании.
— Надо сказать, — подчеркнул Сергей Филичкин, — что сегодня уже нет чистого формата. Практически у каждого серьезного печатного издания есть свое интернет-предста-вительство. Как правило, есть добротная мобильная версия. Современные газеты создают свои электронные приложения. У каждого издания есть группы поклонников в социальных сетях. Сами журналисты ведут свои блоги с привязкой на газету. Это такая своеобразная группа поддержки из штатных журналистов, колумнистов. Нельзя сказать, что ситуация наполнилась роковым разделением: газеты ушли направо, а Интернет — налево.
— Однако, — сказал Абдрашитов, сегодня медиакартина не совсем понятна. С чем будут в ближайшие годы сталкиваться издатели, как будут капитализировать новые форматы?
Количество СМИ в Челябинской области год от года уменьшается на 30 — 40 изданий. В прошлом году 100 изданий покинуло рынок по решению издателей или суда. На смену им пришло более 70 СМИ. Это постоянная тенденция.

Потребители информации
— Мне кажется, — взял слово зампредседателя Общественной палаты Челябинской области Валерий Шагиев, — нужно учитывать основные вызовы, с которыми мы столкнемся. Сейчас очень сильно меняется манера потребления информации. Мы как бы держимся за такие понятия: «Интернет», «газета», «телевидение». Но мы в какой-то степени здесь уже опаздываем. Людям в связи с развитием технического прогресса по большому счету сейчас все равно, откуда они эту информацию добывают. Главное, чтобы она была оперативной и удобной. Сейчас аудитория распадается на пристрастия. Кому нравится газета, кому-то этого не хватает. Способ доставки информации не важен. На первое место будет выходить вопрос контента.
По словам Шагиева, у людей сейчас больший интерес вызывают социальные сети. А это серьезный инструмент манипулирования и общественным мнением, и читательским интересом. Вместо «читателей» у нас появляются «потребители информации». Уже успело вырасти целое поколение, которое доверяет только социальным сетям. Причем в этих медиа идет дискредитация традиционных СМИ.

В Общественной палате проанализировали законодательные инициативы, которые принимались в отношении СМИ. Их было около 20, и все они носили ограничительный характер и касались способов подачи информации или сокращали доступ к рекламному рынку. Это сказалось на отрасли. Сейчас государство вынуждено поддерживать СМИ. Сегодня практически не осталось изданий, не аффилированных с органами власти. Но, по общему мнению, легче снизить порог на рекламный рынок, нежели без конца поддерживать СМИ.
Культурный шок
Профессор, заведующая кафедрой теории массовых коммуникаций ЧелГУ Марина Загидуллина высказалась пессимистически:
— Я здесь вижу важный цивилизационный момент — уход бумаги как носителя информации. Так же когда-то ушли глиняные таблички и папирус на тех же основаниях: дороговизна производства. Когда-то бумага вытеснила своих предшественников. Наверняка читатель, который всю жизнь читал свитки, увидев книгу, испытал культурный шок. Газета, журнал, книга не вечны. На мой взгляд, цивилизационная смена должна произойти. И смена информационного пространства зависит от этого. Здесь дело не в том, чтобы найти интересные варианты сохранения бумажного формата. Хотя есть хорошие примеры. Их коммерческий успех связан с тем, что сильна привязанность поколений к бумажному формату.
По мнению ученого, ничего не изменится с контентом, который был размещен на привычной бумаге. Потребность в качественной, серьезной информации, извлеченной из аморфной действительности, была, есть и будет. Это один из моментов безопасности человеческой личности. Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Слово «пресса» должно превратиться в метафору.

— Я очень хорошо знаю доходы и расходы печатных изданий, — заметил Сергей Филчкин. — И хочу отметить, что стоимость бумаги и типографских расходов не основная проблема. Она вполне сопоставима со стоимостью качественного программирования и серьезного интернет-продвижения. В противном случае сайт не достигнет нужного эффекта. Основные расходы идут на содержание большого штата профессиональных журналистов, которые стоят достаточно дорого, за которыми приходится охотиться, перекупать, переманивать. Проблема профессионалов есть. Но соглашусь, что в Интернете и на бумаге — везде востребована качественная, глубокая, интересная авторская журналистика, которая будет представлять мнения разных людей. Но всегда журналист будет центральным элементом медийной индустрии.

О качестве журналистики
По мнению экспертов, наша область производит в достаточном количестве качественный продукт. Ландшафт качественной журналистики есть, от него можно оттолкнуться и в частном проекте.
— На мой взгляд, — сказала Марина Загидуллина, — челябинская журналистика представляет собой добротный фрагмент российской журналистики. Любой человек найдет, что почитать. Кому-то интересно смотреть это в культуре, кому-то — в политике. Другое дело — существует в нашем регионе проблема клонирования контента нашими СМИ. Одна новость моментально «пересвистывается» на 20 разных источниках. Время от первого «свиста» до последнего составляет считаные секунды. Это реальный аналог засорения, «белого шума» в информационном пространстве, когда ты как рядовой читатель пытаешься что-то найти и натыкаешься на эти горы мусора, создается ощущение, что все либо «желтое», либо спам, либо пропаганда. Просто находишься в навигационной растерянности. На мой взгляд, на региональном уровне надо заняться чисткой полей, влиять на уменьшение пустого информационного потока. И тогда наши «жемчужины» станут очевидны.
Вторичность продукта, который производят в редакциях, — большая проблема медиаиндустрии. Есть данные, что уникальный контент составляет 20 процентов. В основном это переделанные пресс-релизы, что-то взятое с лент новостей.
— Искать надо в людях, в историях, а не в релизах, — откликнулся Абдрашитов. — В малых городах этот показатель уникального контента значительно выше, поскольку конкуренция СМИ ниже.
— Всеобщее перемещение информации в релизы понятно, — заступилась Загидуллина за журналистов. — Если само событие о себе не произвело информацию, оно не существует. Это сейчас понимают все. Так или иначе производство новостей будет перемещаться из журналистской сферы в более размытое пространство. А качественная журналистика все равно будет сохранять свои позиции в сфере аналитики и концептирования этих событий. Ты фильтр, ты отбираешь главное. По степени самостоятельности этого отбора и уровня персон, которые это делают, будет определяться качество издания.


Не первые ласточки


Пока верстался номер, появилось сообщение, что все московские районные газеты, издававшиеся в бумажном варианте, будут переведены в электронный формат. Это делается в связи с высокими затратами (десятки миллионов рублей!) мэрии на подготовку и выпуск изданий, а также с их низким качеством. В то же время эксперты считают, что до 20% москвичей лишатся источника информации о жизни района.

По словам главы столичного департамента СМИ и рекламы Владимира Черникова, сроки перехода в электронный вид будут определять префектуры. Часть округов используют уже имеющиеся отдельные сайты газет и с нового года начали радикально менять контент. Другим только предстоит создать индивидуальные веб-странички, но работы планируется завершить до конца января. В основном это относится к тем префектурам, где ранее бумажные версии газет дублировались в PDF-формате на сайтах районных управ. Посещаемость таких сайтов была крайне низкой: районную газету в PDF-формате могли открыть два-три десятка человек за год.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»