Златоустовский «Омнибус» — старейший театр Южного Урала. В октябре 2015 года театр отметит 95-летний юбилей, он даже старше Челябинского театра драмы
Не часто корреспонденту городской газеты удается вырваться за пределы областного центра, а потому жизнь периферийных коллективов представляется неким пунктиром. Впрочем, возможно, это неплохо, поскольку перемены лучше заметны на расстоянии.
Три года назад златоустовский театр «Омнибус» покинул его художественный лидер, возглавлявший труппу полтора десятка лет. Явление, надо сказать, неприятное, но неизбежное, тем более в творческой среде. Как правило, подобное событие становится для труппы драмой, преодолеть которую и выйти на новый уровень удается не сразу и не всем. Обстоятельства, конечно, бывают разные, но войти дважды в одну реку не удалось никому.
Впрочем, «Омнибус» и не пытался, в отличие от челябинской драмы, которая до сих пор периодически вздыхает о безвозвратно ушедшем прошлом. Года два «Омнибус» находился в свободном плавании, сохранив труппу, репертуар и позитивное отношение к жизни. А затем блудный сын вернулся в родные пенаты, и театр его принял, забыв обиды и амбиции, что было совсем непросто, но, как оказалось, весьма мудро. В результате, несмотря на самые разные прогнозы, в том числе и пессимистичные, «Омнибус» не только выровнял курс, но и расправил паруса и обрел свежее дыхание.
— Все, как известно, познается в сравнении, — улыбается в усы директор «Омнибуса» Александр Романов. — Если человек захотел попробовать себя, испытать свои силы на стороне, пусть он это сделает, иначе будет мучиться и переживать, что не использовал свой шанс.
Словом, принцип «всё, что нас не убивает, делает нас сильнее» сработал на все 100, и ставка старого кормчего с 30-летним директорским стажем оправдалась. Подтверждение тому — спектакль «Диоген» — одна из лучших театральных работ минувшего года.
Секция челябинских критиков всю долгую дорогу до Златоуста дружно недоумевала, чем Горбачевскому (главному режиссеру «Омнибуса») приглянулся «Диоген» — полузабытая пьеска советских времен? Ну ладно, в прежние времена все знали, что деньги — это зло, бедность — не порок, а главное — быть Человеком. Нынче приоритеты повернулись ровно на 180 градусов, разве может усовестить современного зрителя нищенская философия Диогена? «Довольствуясь малым, человек обретает все», «богат не тот, у кого больше вещей, которыми он дорожит, а тот, кто может от них отказаться» — подобные сентенции сейчас вызывают у большинства лишь брезгливую усмешку. Какой «крючок» нашел для зрителя режиссер?
Если честно, первые минут 20 для пристрастного зрителя прошли с большим напряжением. Как будто машина времени перенесла в театр времен Горбачева и Рыжкова, а может, даже и пораньше: поставленные голоса, неторопливые мизансцены и реплики, мхатовские паузы — явные признаки классического русского театра, от которых уже отходят даже в челябинской драме, поначалу раздражали, как-то все хотелось промотать пленку чуть быстрее. Однако происходящее на сцене было настолько внятно и занятно изложено, что понемногу заданные условия игры были приняты.
Авторы пьесы, популярные в советское время Владимир Константинов и Борис Рацер, писали историю про Древнюю Грецию, при этом имели в виду сатиру на советскую империю, а получилась весьма современная история на тему «кому война, а кому и мать родная».
Да, Диоген решил отказаться от всех благ земных и залез в бочку, чтобы своим примером показать людям, что без благ можно прекрасно обойтись. Он принципиален и даже ради свадьбы дочери не покинул свое убежище. Зато покинул богатый дом отца благородный жених Креонт, который перебрался в полуразрушенную хижину к своей милой. Впрочем, благородство его имело-таки свою цену: он брал деньги с прохожих, показывая им знаменитого на всю Грецию отшельника-философа. «Вы проповедуете отказ от всего лишнего, почему бы им не отказаться от десятка лишних монет?» — объясняет он свой проступок тестю.
Отец Креонта, политик, презиравший плебс, во время предвыборной кампании не погнушался приобщиться к подвигу Диогена, правда лишь на короткое время, чтобы быть вновь всенародно избранным и любимым. И покупает место в бочке у Диогеновой дочки, которая тоже покупает своему будущему сыну уважение и расположение, предавая и продавая отцовские принципы. И богатые, и бедные — люди все одинаковы: хотят жить хорошо. А Диоген все пытается спасти человечество, которое во все руки хапает денежные знаки.
Единственный человек, который рискнул последовать за мудрецом, — городская гетера. Она продала дом, раздала все бедным, но и ее порыв не совсем бескорыстен, поскольку делает она это не по глубокому убеждению, а по не менее глубокой любви к философу.
Говорят, в советское время пьеску даже запрещали: углядели поклеп на политическую элиту. Сейчас подобными перипетиями никого не удивишь — горбатого, как известно, не исправить. Режиссер смещает акценты: не только богатых и власть имущих прельщает золотой телец — не очень богатые и даже совсем неимущие после отмены светлого будущего и в ожидании конца света тоже активно преследуют свои цели. И между прочим, не всегда они преступные. Креонт хочет построить дом для семьи, Милена мечтает, чтобы сын вырос уважаемым человеком, а бедная Флорамия просит лишь об одном — быть рядом со своим кумиром. Чего же хочет Диоген? Сделать людей лучше, чище. Но как? Возможно, именно за решением этого вопроса отправляется он в финале спектакля, прихватив с собой фонарь.
Режиссер Борис Горбачевский расширяет границы жанра: из первоначального фарса, сатиры, он делает философскую притчу, и он же дает своему герою еще один шанс — в отличие от авторов, у которых Диоген гибнет в морской пучине с мешком денег, разуверившись в себе и в людях. Шаг вполне логичный: три десятка лет назад авторы хотели отрезвить зрителя, утверждая, что в обществе идеал недостижим и светлого будущего не будет, нам же, живущим в этом совсем не светлом будущем, нужно иметь хотя бы маленькую надежду найти в себе Человека. Спасибо за надежду.
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»