Меню

ВЦИОМ опросили граждан: нужны ли мегаполису печатные издания?

14.01.2015 09:34 3 (11814)

Казалось, с развитием компьютерной техники, Всемирной паутины и интернет-изданий на информационном рынке совсем скоро не останется места для бумажной прессы.

Дошло дело до того, что общественность всерьез начала обсуждать вопрос: как скоро «загнутся» газеты и журналы?
Но время идет, а «жив курилка» назло всяким экономическим целесообразностям.
Почему?

Накануне Дня российской печати на своем сайте ВЦИОМ опубликовал данные опроса о том, как часто россияне читают печатные и электронные СМИ, где предпочтут прочесть интересную статью и готовы ли совсем отказаться от бумажной прессы в пользу онлайн-версий.
И вот какой результат получился у исследователей общественного мнения.
Три четверти граждан страны с разной периодичностью обращаются к печатным СМИ (77%). В том числе 12% — ежедневно, 31% — два-три дня в неделю, 26% — пару раз в месяц, 8% — хотя бы несколько раз в год.

Можно доверять или не очень приведенным цифрам. Однако нельзя не сказать о глубокой традиции доверять больше печатному слову, которое можно «подержать в руке» в любой обстановке и во всякое время и, разумеется, без применения технических средств. Из личных наблюдений: на критику в газете чиновники ведомств реагируют быстрее, чем на публикацию на сайте. Сайт на стол начальству не положишь.

Вот и ВЦИОМ приводит примечательный факт. Интернет-версии печатных изданий пользуются меньшей популярностью! Хотя к ним обращаются 58% опрошенных (однако доля ежедневной аудитории выше, чем у бумажных аналогов, — 18%). То, что печатную прессу чаще читают люди пенсионного возраста — 84% (против 61% от 18 до 24 лет), не содержит никакого «открытия Америки». Традиция — вещь сильная, притом культурообразующая. Естественно, что онлайн-пользователей СМИ скорее составляет молодежь — 80% 18 — 24-летних (против 29% старше 60 лет). Это-то как раз понятно. Продвинутая часть населения, увешанная гаджетами, имеет возможность читать новости «не отходя от кассы», то есть от социальных сетей или сидя возле компьютера на работе. Но обратите внимание: почти треть онлайнщиков — пенсионеры.
По данным ВЦИОМ, каждый второй россиянин (51%) предпочтет прочесть заинтересовавшую его статью в печатном, нежели в электронном издании. Однако таких читателей пару лет назад было больше. В 2013 году насчитывалось 58%.

Социологи ВЦИОМ уверяют, что за печатные СМИ готовы голосовать сторонники КПРФ (77%) и малообразованные (65%). Не знаю, можно ли верить этой политической «шпильке», когда в пару ставят коммунистов и малообразованных. Возможно, все так и есть. Но, опять же руководствуясь личным опытом, выбор формы СМИ не может строго коррелировать с политическими предпочтениями.

В свою очередь, уверяет ВЦИОМ, 34% скорее сделают выбор в пользу публикации в Сети (среди активных интернет-пользователей — 54%, среди москвичей и петербуржцев — 43%).
Невольно задаешься мыслью, что традиционалисты, консерваторы и не очень интеллектуальное население в стране выбирают печатные СМИ. А столичная публика и другое «прогрессивное человечество» — электронные.

Но вот оно, торжество Печати: большинство наших сограждан (73%) признались, что не готовы совсем отказаться от бумажных СМИ! И только 17% заявили, что смогут полностью перейти на чтение электронных версий изданий в Интернете. При этом, согласно опросу, представители молодежи выражают подобную решимость в два раза чаще, чем в среднем по выборке (36%), тогда как люди пенсионного возраста, напротив, крайне редко (4%).
Несложно сделать вывод, что пресса, в буквальном значении слова, не собирается помирать хотя бы потому, что большая часть страны хочет ее читать. А уж про предпочтение газет и журналов у рекламодателей и говорить нечего, хотя это совсем другая тема исследования.
Добавим, что инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 20 — 21 декабря 2014 года. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»