Меню

*****

ОТКУДА ПОШЛИ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ИСТОРИИ?

07.01.2015 11:47 2 (11813)

Традиция рассказывать трогательные истории под Рождество насчитывает много веков. На вопрос о том, кто является родоначальником жанра, каждый исследователь отвечает по-своему.

Племянник Дроссельмайера
Кто-то уверен, что пионером был Эрнст Теодор Амадей Гофман, классик немецкого романтизма, который придумал сказку «Щелкунчик и Мышиный король». Эта история тесно связана с Рождеством, ведь игрушка Щелкунчик — это подарок под елку. Присутствует в сказке и волшебство, местами даже страшное — когда появляются злая колдунья Мышиная Королева и ее многоголовый сынок. Есть и традиционный Добрый поступок: девочка Мари спасает от мышей Щелкунчика, и тот превращается в прекрасного принца... Правда, в финале вся эта история объявляется лишь сном Мари, а принц оказывается просто племянником часовщика Дроссельмайера... Однако сказка живет своей жизнью, на ее основе создан и балет, и множество мультфильмов, и даже художественные фильмы
(один из них снял известный режиссер А.Михалков-Кончаловский).
Про дядю Скруджа
Наиболее вероятный кандидат на звание «отца-основателя» жанра — Чарльз Диккенс. Именно он так и назвал сборник своих рассказов — «Рождественские истории». Под одной обложкой писатель собрал произведения, которые появлялись в английских журналах накануне Рождества. Самый известный из этих рассказов — «Рождественская песнь», в которой повествуется о жадном человеке по фамилии Скрудж. В жизни он никогда не помогал беднякам, а праздники презирал за то, что никто не работает, не «кует деньги»... Но тут в его жизни происходит Страшное Чудо: накануне Рождества он начинает видеть призраков. Сначала Скрудж встречает по дороге домой дух своего компаньона Джейкоба Марли, умершего в Сочельник семь лет тому назад. Дух Марли рассказывает Скруджу о том, что был наказан за то, что при жизни не стремился творить добро и помогать нуждающимся, и теперь он хочет, чтобы Скрудж изменился, поэтому к нему будут посланы три духа, которые помогут ему исправиться.
И вот духи Рождества по очереди приходят к жадному старику. Первый, Дух прошлого, переносит его к тем картинам детства, которые Скрудж давно забыл, но сейчас, глядя на себя маленького со стороны, он немного смягчается. Второй, Дух нынешних Святок, ведет Скруджа к дому его работника Боба Крэтчита, у которого тяжело болен сын. И показывает ему ту жизнь, которую Скрудж давно уже отверг, в которой есть место невзгодам, радостям, испытаниям и надеждам. Старый скряга давно не испытывал таких эмоций, он жил в мире, в котором была лишь жажда наживы и злоба.
Третий дух переносит старика в будущее: на улицах все говорят о чьей-то смерти, и этого человека никому не жаль. Трое воров обокрали дом умершего и продали вещи скупщику в трущобах, рассуждая о том, что «наверное, он специально всех нас отваживал при жизни, чтобы мы могли нажиться на нем после его смерти». Скрудж понимает, что видит собственный конец, и ему становится страшно. Он решает измениться, идет в дом своего племянника, помогает сыну Боба, жертвует деньги на благотворительные цели. Он полностью меняется.
Фильмы по «Рождественской песни» снимались часто, а в последней по времени экранизации режиссер Роберт Земекис с помощью мультэффектов сделал Скруджа из Джима Кэрри.
 
 
Гоголь Рождественский
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег…»
Так начинается «Ночь перед Рождеством» Гоголя — по всем признакам рождественская история. В ней есть и любовь Вакулы к Оксане, и волшебство (не слишком страшное, так как кузнец поразительно легко одолевает черта), и финальное чудо с полетом в Петербург и черевичками царицы, которую запорожские казаки трогательно называют «Мамо»... Примечательно, что пока никто не решился сделать новый фильм на этот сюжет. Классическая экранизация Александра Роу (вышедшая под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки», так как про Рождество упоминать тогда было нельзя) почти затмила все мультипликационные версии, и гораздо лучше, чем телевизионный «капустник», где в роли Черта выступал сам Филипп Киркоров.

Спички и девочка
Иногда истории возникают странным образом. Например, никто сегодня не помнит художника Иоганна Лундбю. Однако, вдохновившись именно его гравюрой, Ганс Христиан Андерсен создал одно из своих пронзительных творений — рассказ «Девочка со спичками». Его героиня — маленькая продавщица спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться домой из страха перед жестоким отцом. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед ее глазами встают светлые видения: жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идет к ней навстречу, новогодняя елка с игрушками, покойная бабушка… Примечательно, что никакого рождественского хеппи-энда у рассказа нет. Поутру девочку находят замерзшей с коробком сожженных спичек.
По мотивам этой истории было снято несколько мультфильмов. Немую экранизацию в кино сделал сам Жак Ренуар.

Подарки любимым
Рассказ О'Генри «Дары волхвов» — одна из самых трогательных рождественских историй. В ней говорится о молодой паре, которая живет в Нью-Йорке. Молодые люди бедны. Но они любят друг друга и хотят преподнести подарки на рождество. И вот Делия продает свои роскошные волосы, чтобы купить цепочку для часов Джима. Она еще не знает, что часы проданы Джимом — для того, чтобы купить коллекцию гребней для волос. И хотя, на первый взгляд, дары были бесполезны, автор заканчивает рассказ так: «Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».
Примечательно, что история была экранизирована удивительным образом: действие перенеслось в довоенную Польшу, а в ролях молодой пары выступили любимец отечественной публики Януш Гайос (Янек из «Четырех танкистов») и Марта Липиньская.
Сегодня жанр живет, продолжается и даже обзавелся несколькими литературными конкурсами (один из них, кстати, носит имя О'Генри).

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other