Меню

ШЕСТЬ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПОЕЗДОК

07.01.2015 11:20 2 (11813)

На Урале множество мест, связанных с пребыванием и деяниями православных подвижников, — монастырей, храмов, святых источников… Среди них особо выделяются Верхотурье, Ганина Яма, Далматово, Чимеево, Табынское, Троицк… Туда и следует совершить паломничество в дни празднования светлого православного праздника.

1. Свято-Николаевский монастырь. Верхотурье
Основан в 1604 году иеромонахом Ионой из Пошехонья, который был ранее священником. В 1704-м с позволения митрополита Филофея (Лещинского) мощи св. Симеона были перенесены из Меркушино в Николаевский монастырь. В придельном храме Николаевской церкви почивают нетленные мощи праведного Симеона Верхотурского, в серебряной раке, устроенной в 1864 году.
В 1716 году весь монастырь, со всеми храмами, был истреблен пожаром, но мощи праведного Симеона остались невредимы.
Территория монастыря огромна, гораздо больше московского Кремля. Монастырь стоит на холме между ручьями Калачик и Свияга, один из которых также отделяет его от верхотурского кремля.
В 1924 году монастырь был закрыт, его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних. В 1990 году обитель возвратили в лоно РПЦ, началось восстановление монастырских построек.
Главная церковь монастыря — Николаевская — не пережила эти времена, но в монастыре сохранились еще три храма, все они ныне действующие. Особый интерес у туристов вызывает монастырская ограда с башнями, возведенная во второй половине XIX века. Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря (1905 — 1913 годы постройки, архитектор А.Б. Турчевич) — третья по объему церковь в России, уступающая только храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге.

2. Ганина Яма. Храм-на-Крови
Так называют заброшенный Исетский рудник, расположенный вблизи урочища Четыре Брата неподалеку от поселка Шувакиш (Свердловская область).
В 1918 году на это место после расстрела были привезены останки императора Николая Второго, членов его семьи и приближенных. В советское время Ганина Яма являлась для уральцев неким «зловещим местом». Несмотря на то что «царская тема» была под строжайшим запретом, в 1970-е годы в урочище Четыре Брата стали появляться первые тайные богомольцы, приходившие поклониться «святой земле», сокрывшей в себе частицы «царственных мучеников».
В 2000 году, когда на Архиерейском соборе РПЦ были прославлены в лике страстотерпцев Николай II и его семья, приняли решение основать мужской монастырь на Ганиной Яме. Сейчас в обители действует семь храмов — по количеству убитых членов царской семьи.
По дороге на Ганину Яму можно заехать в Храм-на-Крови в самом Екатеринбурге. Собор этот построен на месте дома Ипатьева, в подвале которого были расстреляны Николай II и члены его семьи. При проектировании план будущего храма был наложен на план снесенного дома Ипатьева таким образом, чтобы создать аналог помещения, где была расстреляна царская семья. На нижнем уровне храма преду-
сматривалось символическое место этого расстрела.
Храм-на-Крови представляет собой пятикупольное сооружение высотой 60 метров и общей площадью 3000 квадратных метров. Архитектура сооружения выдержана в русско-византийском стиле. Из 14 колоколов на звоннице храма самый низкий голос у пятитонного «Андрея Первозванного».


3. Успенский мужской монастырь. Далматово
От Челябинска до этой обители ровно 200 километров.
Монастырь был основан в 1644 году иноком Далматом (в миру — Дмитрий Иванович Мокринский). Он родился в 1594 году в городе Березове, где и служил. А в 1642 году удалился в один из монастырей Верхотурского уезда (Невьянский Спасо-Богоявленский), где постригся в монахи. Через некоторое время ушел за Урал, где на берегу Исети вырыл себе землянку, в которой поселился. На этом месте позднее и был основан монастырь.
После революции обитель закрыли. Сначала в монастыре располагался краеведческий музей, затем — колхозно-совхозный драматический театр. В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре размещался госпиталь и курсы усовершенствования командного состава, а после расположились рабочие цеха завода «Молмашстрой».
В настоящее время монастырь является действующим. Многие постройки монастыря находятся в неудовлетворительном состоянии. Ведутся восстановительные и реставрационные работы. Ансамбль монастыря и входящие в него строения: Успенский собор, церковь Всех Скорбящих Радость, крепостные стены, монастырские кельи — признаны объектами культурного наследия федерального значения.


 
4. Свято-Казанский мужской монастырь. Чимеево
В первой половине XVII века (точный год неизвестен) дети из Чимеевской слободы (ныне село Чимеево Белозерского района Курганской области), игравшие на берегу реки Нияп, увидели, как по ней вверх по течению плывет большая икона Богородицы с младенцем. С благоговением и молитвами икону достали из реки и торжественно перенесли в храм в честь Константина и Елены.
Икона эта большого размера — 108 х 89 сантиметров. Написана на трех досках, скрепленных сквозными шпонками. На полях иконы изображены Иерусалимский патриарх Модест и пророк Илия. Чимеевская икона относится к иконографическому типу богородичной иконы «Казанская».
Ныне в Чимеево действует и принимает паломников Свято-Казанский мужской монастырь.


 
5. Табынская икона Божией матери
Эта икона может быть датирована X—XII веками по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма. Ее размеры — 74 х 106 сантиметров или чуть более. Иконографический тип близок к Казанскому образу с некоторыми отличиями: дополнительные детали апостольника, голова наклонена к Спасителю и почти касается его волос.
Первое явление иконы произошло на Соленом ключе при Вознесенской пустыни (с. Курорта, Башкортостан) в 1570-х годах. В 1579-м икону поместили в один из соборов Уфы, она была названа Казанской. В 1593 году собор сгорел, а икона вновь явилась на Соленом ключе. С 1597 года находилась в Пречистенском монастыре, с 1692-го — в Солеварном городке, с 1741-го — в крепости Табынской (впоследствии село Табынское в Гафурийском районе Башкортостана). Отсюда происходит и название иконы.
Во время Гражданской войны бойцами отступавших войск атамана Дутова икона была вывезена за границу. Ныне о том, где находится святыня, ничего не известно. Высказываются невероятные предположения, что она хранится в сокровищницах Папы Римского или в сейфах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы или в частных коллекциях австралийцев.


 
6. Троицк. Свято-Казанский женский монастырь
Он расположен прямо в центре города. В 1951 году во время проезда Преосвященного Иосифа по епархии сестры, жившие в Чебаркульской крепости, обратились к нему с просьбой оказать им покровительство и содействие к устроению помещения (дом, в котором они проживали, пришел со временем в крайнюю ветхость). Женщины получили совет переселиться в Троицк и там устроиться при кладбищенской часовне. 28 сестер переселились в Троицк, это и послужило зарождением монастыря.
К концу XIX века совместными усилиями населения монастырь приобрел красивейший вид и стал одним из богатейших и почетнейших. В 1891 году будущий император Николай Александрович путешествовал по России и посетил этот великолепный город. После недолгого приклонения в храме Преображенском к нему поднесли икону Божией Матери от Казанского монастыря. В монастыре находились три церкви из камня. Старейшей является именно та, которую назвали в честь Казанской иконы Божией Матери.
Это что касается жизни монастыря до революции. В советские годы обитель была закрыта, а ныне снова восстановлена.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»