Меню

Доброму и бережному отношению к окружающей среде учат юных челябинцев в детском экологическом центре — уникальном для города учреждении

31.12.2014 00:10 1 (11812)


Без любви они зачахнут

За окном — снег, а здесь цветет китайская роза, зеленеют экзотические для нашего региона растения. За дверью со скромной табличкой «Кабинет цветоводства» — настоящий зимний сад. Воздух в помещении теплый и влажный, как в экваториальных лесах. Неудивительно, ведь многие его обитатели приехали из тропиков. Например, лианы, банановая пальма.

— А вот это растение знаете, как называется? — интригует заместитель директора детского экологического центра Наталья Парфенова и указывает на невысокое дерево с изогнутым колючим стволом и узкими листьями.

— Пальма, наверное… — неуверенно предполагаю я.

— Пахиподиум! — торжественно произносит моя собеседница. — Смотрите, его верхняя часть раскидистая, как у пальмы, а внизу — иголки, как у кактуса. А вы когда-нибудь видели растение, которое размножается верхушкой стебля?

И Наталья Петровна ведет меня к мини-бассейну, на водной глади которого красуется растение с тростниковидными стеблями, увенчанными остроконечными листьями. Они расходятся в разные стороны, как спицы у раскрытого зонта.

— Это циперус папирус. Он растет по берегам Нила, древние египтяне использовали его для изготовления папируса. Размножается макушкой. Достаточно срезать зонтик, опустить его в воду и буквально через три-четыре дня вы увидите маленькие корешки, — рассказывает Наталья Парфенова.

Продолжая импровизированную экскурсию, она останавливается возле роскошного цветка с темно-зелеными блестящими листьями и розовыми бутонами. Он обладает какой-то магической силой — оторвать глаз от него невозможно.

— По легенде, этим удивительным растением владел только китайский император. Ни один простолюдин не имел права выращивать его у себя. Это гибискус, или китайская роза, из которой делали императорский чай. Он придавал силы и долголетие, — у Натальи Петровны, похоже, приготовлена увлекательная история о каждом зеленом питомце.
Кстати, все они требуют любви и заботы. Растения очень капризные. Боятся сквозняков, в летний зной требуют много воды, а зимой их лучше «подсушить». Без профессионального ухода они могут заболеть и погибнуть.
 


Уроки доброты

Одно из любимых мест воспитанников центра — живой уголок. Его населяют хомяки, морские свинки, красноухие черепашки, маленькие африканские мышата и другие зверушки. Под руководством взрослых дети учатся ухаживать за нашими меньшими братьями. Особой любовью у ребят пользуются кролики.

— Держите Клепу бережно, не пораньте, — педагог аккуратно передает пушистый комочек в руки юных натуралистов из школы № 61.

Пятиклассники приехали на экскурсию в центр впервые, а старшие чувствуют себя в его стенах старожилами.

— Кроликам нравится свежая морковка, капуста, яблоки, летом клубнику едят, — рассказывают дети. — А самая большая лакомка — курица.

Пеструшка невозмутимо вышагивала по клетке, не обращая внимания на внезапный интерес к ней. А вот попугай корелла (нимфа) с хохолком и розовыми щечками явно кокетничал и поглядывал в зеркальце.

— Символом мудрости традиционно считается сова. Но настоящие пернатые интеллектуалы — это попугаи, — заметила Наталья Парфенова. — Посмотрите, как их привлекают зеркала, колокольчики. А большинство птиц игнорирует такие приспособления.

Мир растений и животных с интересом изучают третьеклассники из объединения «Друзья природы» под руководством Елены Нагорной. Дети настолько поглощены работой, что даже не обращают внимания на гостей, заглянувших к ним на занятия. Флору и фауну проходят на школьных уроках по окружающему миру. Но живой диалог с преподавателем, да и сама обстановка (занятия проходят в музее минералов, которые юные экологи привезли из экспедиций) создают особую атмосферу.
 
 

Творческая экология


В кружке декоративно-прикладного творчества происходит чудесное превращение использованных вещей в новые изделия. Маленькие мастерицы уверенно работают ножницами, слесарным инструментом — из алюминиевых банок из-под колы делают трафарет для аппликаций. Их используют для выжигания по ткани. Юные рукодельницы старательно осваивают модную технику. В ход идут шелковые лоскуты. Их кладут на стекло с подсветкой, нитки заменяет горячая игла. 


— Сейчас девочки выжигают цветы, а после каникул будут делать валентинки, — поясняет руководитель детского объединения «Рябинка» Галина Замятина. — А еще наши дети учатся вышивать, мастерить поделки из природного материала и многое другое. 


Для старшеклассников работают естественно-научные кружки. Здесь ребята занимаются наукой: экобиофизикой, геологией, химией. В объединении «Экологический аспект в энергетике» юные исследователи под руководством педагога Елены Варнавской выполняют интересные лабораторные работы, проводят увлекательные опыты. Не забывают о родном объединении его выпускники — заходят в гости. Как, например, первокурсник факультета клинической психологии ЮУГМУ Михаил Якишев.
Ребята работают на результат. Только в прошлом году 64 воспитанника экоцентра стали призерами всероссийских конкурсов. Многие поступают в медицинский университет, в ЧГПУ на естественно-технологический факультет, в ЧелГУ на специальность «экология и природопользование», продолжают исследовательскую работу в вузах.

Варварам закон не писан

Еще одно популярное направление — туристско-краеведческое. Подростки очень любят ходить в походы. Весь учебный год готовятся к сложным маршрутам, учатся пользоваться туристским снаряжением, ставить палатки, разводить костер, получают навыки по спортивному ориентированию. А летом их ждет экологическая экспедиция. Где только не побывали ребята! И на Зюраткуле, и на Таганае, и на Киалимском кордоне. В последние годы выезжают на озеро Малый Сунукль.

— Где бы мы ни бывали, обязательно устраиваем акции по уборке окружающей территории. Всегда собираем полные мешки мусора, который взрослые бросают после пикников на природе. У берегов озер, на лесных опушках оставляем пакеты для мусора. Но каждый год, возвращаясь, видим одну и ту же картину — банок и бутылок становится все больше, — голос Натальи Парфеновой срывается от возмущения. — Мне стыдно за такое варварское отношение к природе. Например, ходили мы на Сугомак. Пещера безжалостно разрисована красками. Народ едет туда на квадроциклах. Тут же автомобили, возле которых разводят костры, жарят шашлыки. И все это на фоне большого щита с надписью «Особо охраняемая природная территория». Варварам закон не писан…

— А Белый дом в Кыштыме? Памятник федерального значения. А в каком запустении он находится, — продолжает Наталья Петровна. — В детстве с родителями мы ездили в Белый дом на экскурсию. Помню уникальные книги, которые там хранились. Где они сейчас? Теперь к памятнику архитектуры даже близко подойти страшно. Он закрыт на так называемую реконструкцию. Мы учим детей любви к родному краю. И у нас действительно есть чем гордиться. Южный Урал — край несметных богатств. Но почему взрослые так жестоко относятся к своей истории, к тому, что подарила нам природа? Об этом стоит задуматься.

 

 


 

Детский экологический центр работает в Челябинске больше десяти лет. В 2001 году он был создан на базе городской станции юных натуралистов.
Центр работает по четырем основным направлениям: эколого-биологическое, естественно-научное, туристско-краеведческое и художественно-эстетическое. В 26 детских объединения занимается 720 детей от 5 до 18 лет.

Центр располагается в здании школы № 53, на улице Овчинникова, 4 (в районе железнодорожного вокзала). Кроме того, работает 19 площадок во всех районах города, в том числе на базе школы № 107, лицея № 120, школы «Лидер». Для самых маленьких открыты площадки в детских садах № 5 и 442. Дошкольники занимаются по программам «Разноцветная планета» и «Азбука экологии».

Набор в детский экологический центр начинается в мае. Приглашаются все желающие. Занятия бесплатные.


Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other