Меню

Не шпигуйте школьников теорией!

26.12.2014 09:59 99 (11810)


Накануне Нового года за круглым столом собрались лидеры образования — призеры и победители региональных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства, чтобы обсудить итоги и перспективы регионального образования вместе с представителями государственной власти, а заодно поговорить о насущных проблемах.

«ТЕМП» набирает обороты
Уходящий год в Челябинской области оказался богатым на значимые события и обновления. Избран новый губернатор, назначен новый сити-менеджер, вступил в силу новый закон об образовании, который во многом уже сегодня меняет подходы к содержанию и управлению образованием.
По словам главы регионального минобра Александра Кузнецова, закон об образовании внедряется у нас с 2012 года. Как следствие, потребовалось менять нормативно-правовое регулирование возникших новых отношений в сфере образования.
— Думаю, что мы комфортно вошли в новую правовую ситуацию, — отметил Александр Игоревич, — приняли большое количество нормативных актов. Принятие нового закона у нас растянуто на несколько лет, вплоть до 2016-го. По-другому просто не получается.
В этом году запущен в реализацию региональный проект «ТЕМП». Напомним, региональным министерством образования в рамках Стратегии развития области разработан проект «ТЕМП», который предусматривает открытие кружков детского технического творчества и интерактивных центров профориентации. Первый такой центр — «Формула успеха» — уже действует на базе ДК «Смена» Челябинска. В уходящем году для школьников впервые прошла многопрофильная инженерная олимпиада «Будущее России». Ее организатором стал ЮУрГУ. В 2014 году область получила федеральную субсидию в размере 32 миллионов рублей по направлению «Машиностроение». Деньги направлены на приобретение нового оборудования для системы профтехобразования. Однако, как отмечал губернатор Борис Дубровский, несмотря на успехи, остается ряд нерешенных проблем. Например, требуется активное участие работодателей в разработке профессиональных стандартов и формировании образовательного заказа.

Что такое образование?
На встрече победителей конкурсов профессионального мастерства с правительством пошел открытый разговор. Заместитель губернатора Евгений Редин заявил, что в такой сложной сфере, как образование, нужно быть осторожными со словами «инновация», «эффективность».
— Однако к чему стремится вся система? — спросил педагогов чиновник. — Дайте формулу — я посчитаю. Мы попробовали в этом году обозначить общую задачу образования для Стратегии-2020. Куда двигаться области? Мы будем предлагать конкретные задачи по отраслям на 2015 год, в том числе и по образованию. И сегодня ясно одно: ключевым фактором для реализации любой стратегии является система образования. А что такое образование? Умения и навыки?
Абсолютный победитель областного конкурса «Учитель года — 2014», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года — 2014» Алла Стельмахович заметила:
— Образование — это бесконечный процесс, который должен длиться всю жизнь. Сейчас уже невозможно не говорить о практикоориентированном образовании. Проблемы, о которых сегодня говорят учителя, — это отсутствие механизмов претворения в жизнь закона об образовании. Закон есть, обязанности есть. А как это делать? Не всем понятно. Также всех волнуют проблемы отношений школы и родительского сообщества, государственно-общественного управления. Мы все почувствовали, что недостаточна практика сегодняшних студентов, будущих педагогов.

Учить профессии
Чувствуется ли сегодня приток абитуриентов в профтехобразовании? Об этом тоже говорили на круглом столе. Интересно, что по последним данным выпускники ссузов трудо-
устраиваются лучше, чем выпускники вузов.
Директор года Сафуат Курманов, директор челябинского дорожно-строительного техникума:
— Мы 40 лет готовили всегда востребованные кадры. К нам хорошо поступают ребята со всего Северо-Запада. Мы привлекаем компанию «Регинас». Там организована практика на самом высоком уровне. Ребята действительно стали больше поступать в техникумы и колледжи. Потому что поняли: 11 классов без профессии ничего не значат. А здесь они крепко стоят на ногах, всегда себе заработают на кусок хлеба.
— Дело в том, — вступил в беседу завкафедрой воспитания и дошкольного образования ЧИППКРО Вячеслав Кисляков, — что практика допобразования наиболее эффективна. Но лучшая практика та, у которой есть обратная связь.
А начальник управления образования Чебаркульского муниципального района Лариса Затоковенко рассказала о темах, поднятых на съезде сельских учителей:
— Школа на селе — это культурный центр, где и библиотека, и центр дополнительного образования. Полдня занимаются дети, вечером приходят взрослые, используют помещения — спортзал или стадион. Но очень важно проводить профилизацию детей, учить их сельским специальностям, воспитывать хозяина земли. В Чебаркульском районе мы попытались найти свой профиль, мотивировать детей оставаться на селе. Например, проходит конкурс дояров. Родители работают — дети помогают. Создаем кабинеты с информацией о профессиях села. В школе вместе с аттестатом дают права тракториста. Нужно создание агрошкол. Детей мало, загруженность у учителей небольшая. Сложно закрывать маленькие школы. Будет школа — будет жить село. Но мы понимаем, что в больших школах качество образования выше.
— Нам в наследство от плановой системы досталось огромное количество населенных пунктов, — заметил Евгений Редин. — Не все они жизнеспособны.
Образование должно готовить к жизни и труду в любых условиях. Вот сейчас, в первой половине 2015 года, мы четко проверим «весовую категорию» нашей системы образования, когда надо будет высвобождаемых людей (а их будет очень много: экономика валится) переучивать, дать им возможность попробовать где-то адаптироваться.

Как подтянуть область по математике
Сегодня область берет новое направление. Первейшая задача — усиление математического и физического образования в школе и создание системы дополнительного образования научно-технической направленности. А то результаты ЕГЭ по русскому языку — просто супер. По математике — скромно, хоть и лучше, чем остальные на федеральном уровне. А ведь образование — ресурсоемкая сфера. Сегодня там вращается под 80 миллиардов рублей, что сопоставимо с бюджетом всей Челябинской области.
— Проект «ТЕМП» направлен на изменение поведения людей, — сказал министр образования Александр Кузнецов, — на производстве, в быту, в личной жизни. Сейчас образование воспринимается как некий процесс, выстроенный на протяжении всей жизни. Если нам не удастся изменить сознание, то нам ничего не удастся сделать. Основной упор делается на мотивацию: нужно заинтересовать педагогов, мальчиков, девочек.
Директора школ в недоумении. На какие меры можно пойти для усиления математического образования? А где взять дополнительные часы? Разгорелась дискуссия. И тогда Александр Кузнецов взял слово:
— Вопрос не в том, сколько мы часов тратим на ту или иную деятельность, а в том, как мы их тратим. У нас, к сожалению, технология преподавания носит экстенсивный характер. И когда мы говорим, что математики надо больше, педагоги всегда имеют в виду, что надо больше часов дать. А как их дают? И какой результат от этих часов? Почему-то думают, что если вместо трех часов давать шесть часов математики, то будет выше качество знаний. Не будет, однозначно. Чтобы преодолеть это, и придумали федеральные образовательные стандарты второго поколения, которые предусматривают внеурочную составляющую. Изменение качества обучения по предметам естественного и математического циклов, которые должны дополняться не урочными часами, а соответствующей профильной внеурочной деятельностью, связанной с биологией, химией, физикой, математикой и так далее. Теперь, с приходом ФГОС второго поколения в среднее звено, нужно организовать деятельность таким образом, чтобы мотивация у детей к изучению физики или математики была как можно выше. Вы за это денег будете больше получать по областной субвенции.
По словам министра, нельзя уповать только на увеличение часов. Действительно, можно давать и 6 — 8 часов математики, но если у детей, педагогов, администраторов не будет интереса, то и смысла нет никакого.
— Это наша недоработка, — признался Александр Кузнецов, — потому что мы до конца не «разжевываем» каждому директору суть сегодняшнего момента. Почему мы считаем, что внеурочная деятельность должна быть внутришкольной? Почему мы должны выстраивать дополнительное физико-математическое образование в стенах школы? Вы придите в техникум, в колледж, в «Регинас» — там проведите занятия. Замотивируйте на самостоятельное, домашнее изучение математики, физики. Когда вы им покажете все физические процессы, которые используются в практике людей, в реальном секторе экономики, у ребят будет интерес. Как выращивают коров, как собирают трактора, как ремонтируют двигатель автомобиля — пусть увидят. А когда мы чистой теорией шпигуем ребенка, то у него, кроме отвращения, ничего не вызываем. Мы даже в рамках внеурочной деятельности не выпускаем школьников из того же кабинета, где та же доска, те же парты. Эффекта не будет!

Других у нас нет
Участники дискуссии договорились: нужна интенсификация педагогического процесса. А когда одни говорили, что надо вести глобальное просвещение родителей, другие настаивали, что болевая точка системы образования — невысокая квалификация педагогических работников.
— У нас царствует урокодательство, — отметили лучшие педагоги. А учитель с большой буквы — это специалист широкого профиля, он многое должен уметь.
— Но мы к этому идем, — примирил всех министр образования. — Я понимаю, что процесс этот не быстрый. У нас в системе работает 25 тысяч педагогов в школах, 23 — в детских садах. И других не будет. А вопрос мотивации — самый главный хоть для учителя, хоть для ученика.