Меню

Неэффективные стили воспитания

24.12.2014 00:51 98 (11809)


От «свободного выпаса» до «ежовых рукавиц»

Стоит только выйти с ребенком на детский праздник, сразу сталкиваешься с широким спектром стилей родительского воспитания! Одна мамаша кричит, вторая подбивает своего ребенка дать сдачи, третья вообще отвернулась и по телефону говорит, четвертая активно помогает ребенку в решении самых элементарных задач.
В прошлый раз мы говорили о гиперопеке — часто встречающемся стиле воспитания у современных родителей. Однако есть и другие неэффективные стили — от банального попустительства до чрезмерной авторитарности. О родительских ошибках рассказывает наш постоянный эксперт психолог Елена ЗОЛОТОВА.

Сплошные запреты
«Ежовые рукавицы» — такой стиль нередко можно встретить среди родителей. «Вычислить» его довольно легко. Взрослые постоянно ограничивают своего ребенка и находят все новые поводы для запрета, создают все новые правила. Эти правила могут быть как постоянно действующими, так и рождаться внезапно в ходе развития ребенка.
В такой семье в течение короткого времени можно наблюдать огромное количество одергиваний, запретов. Особенно легко это отследить, когда ребенку полтора года и он в силу своей любознательности пытается познать мир, старается все потрогать, исследовать или по-другому познакомиться с различными объектами этого мира. Установка матери — запрещать.
Прежде всего такой стиль воспитания может появиться у тревожных родителей, кто переживает либо за свое дитя (лишь бы ничего не натворил), либо за собственную репутацию (лишь бы другие не подумали ничего пло-хого про меня и моего ребенка). Также этот метод воспитания приживается у авторитарных родителей, которые считают, что ограничение — самый разумный метод воспитания. Они видят свою воспитательную миссию в бесконечных одергиваниях, показывая тем самым ребенку, что нельзя делать. Но при этом они не дают альтернативы, не показывают ему то, что делать можно и нужно, не учитывают возрастные особенности, в том числе и возросшую активность и любознательность, не предоставляют простор для творчества.

Подрастающий малыш должен пробовать все «на зуб», на ощупь. Активный познавательный интерес свидетельствует о нормальном психическом развитии ребенка, а если его в это время давить запретами и ограничениями, то ничего хорошего не выйдет. Детство на то и есть детство, чтобы исследовать, творить, познавать, впитывать знания и впечатления, задавать вопросы, трогать, рассматривать, получать опыт… Тревожно-авторитарные родители не учитывают познавательную потребность и, запрещая, не дают альтернативы, не показывают ребенку других вариантов для действий.

На консультации мама, бабушка и полуторагодовалый малыш. В зале, специально оборудованном для детей, есть игрушки, которые призваны отвлечь малыша и дают возможность понаблюдать за ним и побеседовать со взрослыми. Ребенок, естественно, пошел исследовать новое пространство. Однако к чему бы он не прикасался: к игрушкам или мебели, карандашам или карточкам, тут же следовало одергивание со стороны матери. Ее словам вторила бабушка…

У малыша была двоякая реакция. Поначалу он нервничал на замечания, а потом просто стал игнорировать их. Обилие запретов снижает их значимость, особенно если не предложить альтернативу. На мой резонный вопрос: «А чем, на ваш взгляд, должен во время консультации заниматься ребенок?» — мать не смогла дать ответ. Ни один ребенок, если он не флегматик по темпераменту, разумеется, не станет сидеть спокойно на табуретке, положив руки на колени.

Задерганный постоянными окриками, замечаниями, ограничениями ребенок не сможет выразить себя в творчестве, он будет чувствовать себя неуверенно, это отразится на его самооценке. Обилие запретов нарушает контакт ребенка с матерью, и со временем он перестает доверять родителям, могут появляться сюжеты мести от банального показа языка до привычки воровать. Такое родительство вряд ли принесет положительные эмоции.

Вариант для действий здесь один — успокоится и понять, что ограничения необходимы, но они не есть весь смысл воспитания. Их должно быть немного, они должны быть постоянными и понятными ребенку. Относитесь уважительно к его развитию, предлагайте подходящие альтернативы нежелательным действиям, научитесь толерантности в ситуациях, когда ребенок что-то делает немного не так, как вам хотелось бы. Вырабатывайте собственные коммуникативные навыки и договаривайтесь с другими взрослыми на чужой территории о том, что ваш ребенок может себе позволить. Если мать будет знать, что никто не против такого поведения ее ребенка, то и вопрос снимется сам собой.
Дети улиц
Мы можем иметь дело и с другой крайностью в воспитании — воспитание без каких-либо ограничений. В стиле «свободный выпас» родители не ставят никаких ограничений, не сочиняют правил, все разрешают, предоставляют право выбора и возможность получать собственный опыт в жизни, совершая ошибки, самостоятельно исследуя мир. Приверженцы такого стиля бывают разными. Есть те, кто попросту не вникает в вопросы воспитания и занимается собственной жизнью. Это могут быть родители, уставшие в силу большой загруженности или большого количества детей. Или те, кто не представляет, как организовать воспитательный процесс. Слишком молодые родители, пытающиеся оставить ребенка бабушкам. Есть и отдельная категория взрослых, которые, начитавшись различной современной гуманистической литературы и духовных практик, предоставляют ребенку возможность самому познавать мир без каких-либо пояснений, комментариев с их стороны, сводя свою воспитательную роль к минимуму.

Что мы можем получить в результате такого воспитания? Лишь небольшая часть детей могжет обойтись и без родителей, черпая знания из социума: улица, детский сад и так далее. Большинству же детей необходимо участие родителей, чтобы перенимать и перерабатывать опыт. Оставаясь на «свободном выпасе», такие ребята становятся «детьми улиц». Они учатся выживать в социальном пространстве согласно тем учениям, которые успели откуда-то бессистемно перенять: у старшего брата, более сильного подростка и так далее.
У родителя, который не знает, что запретить или ограничить, дети часто испытывают большую тревогу. Они не получают информацию о границах дозволенного и поэтому позволяют себе смелые эксперименты.

На консультации родители трехлетней девочки, которые жаловались в том числе и на то, что трехлетняя малышка снимает с себя дома нижнее белье. Любящий папа абсолютно уверен, что если ребенка ограничить и заставить дома носить нижнее белье, то она в какой-то момент не сможет сдержаться и снимет трусы в общественном месте. Взрослый человек не верит, что можно просто ограничить, объяснив границы и правила, привести в качестве поддержки в пример других девочек…
Ребенок на «свободном выпасе» постоянно испытывает тревогу: ведь другие подчиняются каким-то правилам. Его поведение может становиться асоциальным, эпатажным, переходить в какие-то крайности, в том числе криминальные. Кроме того, у таких детей, скорее всего, не сильно развиты социальные навыки, не выработаны нормы поведения, поэтому общество может их не принимать или сторониться.

Что делать? Очевидно, что в первую очередь нужно брать воспитательный процесс в свои руки. Родительство — это работа, причем работа серьезная. Здесь нельзя халтурить, пропускать смену или идти на больничный. Адаптируйте ребенка к жизни в социуме. Если вы не знаете, как поступить, займитесь собственным образованием. Почитайте соответствующую литературу, спросите совет у более опытных родителей, стиль воспитания которых вас устраивает, сходите на семинар и так далее. Если в силу каких-то причин вы устали и нересурсны, найдите возможности для отдыха! Выставляйте ребенку границы, не он должен решать, идти ему в детский сад или остаться сегодня дома. Включайтесь в родительскую работу.
Ребенок-«Золушка»
Это история о том, как у маленького ребенка появляется большое количество обязанностей. Чаще всего «Золушкой» становится старший ребенок, который по указанию матери начинает заботиться о младшем или же выполняет множество бытовых обязанностей.
Мне вспоминается история одной 30-летней женщины, которая пришла на консультацию с проблемой бесплодия. Медицинское обследование показало, что у нее все в порядке, тем не менее зачать она не могла.

Стали искать психосоматическую причину. Выяснилось, что в возрасте девяти лет девочка была вынуждена ухаживать за новорожденной сестрой. У отца случился инфаркт, и мать большую часть времени проводила в больнице. Девочке было поручено заботиться о малышке. Она вспоминала, как пыталась успокаивать плачущую сестренку, когда шла на прогулку, спускала коляску по лестничным пролетам, стояла в очереди в молочную кухню, пыталась накормить... Женщина вспоминала, как чувствовала беспомощность и растерянность при решении этих взрослых задач.

«Золушку» можно встретить и среди совсем маленьких детей, когда малыша семь дней в неделю водят в различные центры развития и нагружают таким количеством информации, что у него не остается времени на то, чтобы отдохнуть и поиграть в то, что он хочет, а не в то, что предлагает очередной преподаватель.
Маленькие спортсмены, которые тренируются с утра до вечера, также не имеют возможности побыть самим собой, не имеют свободного времени на отдых, на обыкновенную лень.
Как следствие, такие дети, а потом взрослые могут испытывать бесконечную нелюбовь к себе, они запрещают себе любые желания, отказываются от собственных приоритетов. Так, на консультациях нередко появляются женщины, которые, образно выражаясь, любят томатный сок, но никогда его не покупают.
Какими бы ни были обстоятельства, не загружайте ребенка чрезмерно! Пусть у него остается время на то, чтобы побыть в одиночестве, в тишине, полежать, полениться или, наоборот, побегать.

Ребенок должен жить по законам детства, а не взрослой жизни. Он не маленький взрослый, а растущий и познающий мир человечек.
Ребенок должен прожить свое уникальное детство, получая защиту, радость, игры и достойное воспитание!