Меню

Под Челябинском вскоре откроется уникальный «Музей еды»

24.12.2014 00:07 98 (11809)


Хорошая идея, как и хорошая рыба, никогда не плавает на поверхности. Где-то глубоко в мутных ямах, под корягой эта рыба-идея ждет своего ловца

Два года назад одно из рабочих совещаний в небольшом фермерском хозяйстве в Еткульском районе неожиданно окончилось удивительной резолюцией: «Будем строить музей!» Участники моментально разделились на два лагеря: одни предлагали сосредоточиться на истории сельскохозяйственного производства, другие — на традициях жизни на селе, крестьянского быта, искусстве изготовления хлеба, масла, сыра, выращивания овощей и т. д. Каждый доказывал преимущества своих предложений о том, где, как и почему будет строиться небывалый фермерский музей. Все мнения были выслушаны, и работа закипела!

Вот так бы хотелось написать начало истории этого музея. Но, к сожалению или к счастью, все было не так. Толчком к созданию уникального музея стало стремление решить проблему нехватки рабочих рук, сделать сельский труд интересным и привлекательным.

Это фермерское хозяйство появилось пять лет назад стараниями людей, хоть и слабо разбирающихся в сельском хозяйстве, но чертовски уверенных в успехе своего проекта. Ниша, в которой планировалось развитие новой фермы, казалась свободной, не слишком сложной и вполне понятной адекватному горожанину. Но тут начались проблемы…

Фермеры на распутье
Несмотря на традиционные жалобы производителей сельскохозяйственной продукции о бедах и сложностях, поджидающих всякое агропредприятие, на самом деле здесь не все так однозначно. Наиболее сложно решаемой проблемой для любого фермерского хозяйства сегодня стали… рабочие руки. В противовес наличию отличной техники, лучшим семенам и удобрениям мы имеем почти тотальное отсутствие квалифицированных работников всех востребованных специальностей. Купить по лизинговой программе картофелеуборочный суперкомбайн мы можем, заказать семена первой репродукции класса «Элита» — тоже, применить средства защиты урожая и удобрения от лучших производителей вовсе не составляет сейчас труда!
При этом найти перспективных людей, способных научиться работать на сложной технике в рамках определенной технологии, подчас архисложно! И все же постепенно, с трудом, но собралась команда энтузиастов и специалистов, способных получить качественный урожай, успешно продать его и развиваться дальше.
Проблема отсутствия профессиональных кадров сегодня так или иначе предстает перед каждым фермерским хозяйством. Это проблема многих. И вариантов выхода из этого вовсе не пикантного положения всего два.
Первый: укрупниться, перейти на «злую» химию и получать много-много красивых «пластиковых» овощей а-ля продукты из китайских теплиц и «генномодифицированной» Европы! Путь этот старый и накатанный.
Второй: привлечь внимание к себе. К своему качественному натуральному продукту. Рассказать не о бедах и горестях, а о быте и труде крестьянина. И об очень важной составляющей нашей жизни — о здоровой еде!

Не хотим, чтоб здоровая еда осталась только в музеях
Рассказывает руководитель проекта Вадим Хохлов:
— Мы замахнулись на самый сложный и тернистый второй вариант. Попрали устои, удивили соседей и начали строить «Музей истории сельского хозяйства Южного Урала», который, по сути, превращается в оригинальный «Музей еды».
Сейчас разговоры о здоровом питании, здоровом образе жизни занимают внушительную часть выливаемой на наши головы ежедневной информации. Гуру от скалки и дуршлага учат, с какой стороны надо мазать масло на бутерброд, какие виды кипятка надо использовать при заваривании модного чая. Много печатается красивых книг и журналов. Про телевидение и Интернет просто умолчим. А что в итоге? В итоге мы можем часами обсуждать полутона послевкусия заморских яств, но совершенно не обращаем внимания на то, что оказывается на наших тарелках в повседневной жизни. Дежурное и незаметное картофельное пюре, тушеная капуста, салат из моркови и много чего такого простого и обыденного.
Мы решили рассказать в нашем музее не о кулинарных диковинках или экзотических рецептах, а об обычной еде. Нашей повседневной еде с привычным вкусом, о ее истории появления на нашем столе. С этого момента мы строили не памятник еде, а место, где можно будет увидеть традиционные овощи и забытые культуры, которые исторически не выдержали конкуренции в полях и на огородах. О хлебе — не в формате доброй русской сказки, а реально, на деле.
И ориентиром нашим стали дети. Те, кто в будущем, мы надеемся, станут смотреть на сельское хозяйство не через магазинные витрины, а увидят для себя потенциал для профессии и работы в аграрном комплексе.
Не противопоставляя себя другим музеям и различным похожим проектам, мы выбрали образовательный акцент наших экспозиций.
В «Овощной зоне» мы ретроспективно рассказываем о традиционных культурах, лежащих в основе нашего стола.
В «Хлебной зоне» мы вместе с детьми сделаем хлеб и научим отличать, к примеру, овес от пшеницы, раскроем тайну происхождения перловки.
В зоне, посвященной быту крестьянской семьи, мы расскажем, из чего состояла жизнь обычного земледельца.
В «Технопарке» наши юные гости увидят, что же предшествовало современному комбайну. Увидят образцы сельхозорудий древних времен. Узнают о невероятной ценности коровы, которая дает не только молоко, но и прекрасные «полуфабрикаты» для современных технологий удобрения почвы.
Наш музей не будет предлагать одну, пусть уникальную и интересную, историю. Мы пошли дальше и предложили детям самим выбирать, что им интересно узнать, а какую часть можно сократить или даже оставить до следующего раза.
У нас нет цели потешить или развеселить наших гостей. Мы хотим раскрыть всю ширину и бесконечную историческую глубину понятия «еда» в простых и понятных словах, на примере тех продуктов, которые есть в каждой семье.
 

Душа и плоть проекта
В основе проекта с момента его основания всегда находилась небольшая группа энтузиастов, опирающихся на поддержку профессионалов. У истоков идеи стояли два человека, каждый смотрел на общую задачу со своей стороны.
Вадим Хохлов — выпускник исторического факультета ЧелГУ. Являясь археологом по образованию, он начал развитие проекта с образовательной части и отвечал за смысловое значение каждого элемента будущего музея. Задачи, решаемые им, были простыми и одновременно сложными. Не вдаваясь в подробности строительства и экономики, необходимо было определить принципы деятельности и специфику представляемой на стендах информации. Причем каждая экспозиция должна была быть пусть и виртуально, но полностью проработанной в голове и на бумаге. В ход шли цветные карандаши, аппликация из бумаги, глина, металл и бесконечные часы кропотливой работы с книгами. Большим подспорьем был Интернет, причем не только русскоязычный. Важно было проверить каждую мысль на актуальность. Также оценивался чужой опыт организаторов новых музеев в разных странах.
Критиком и наполнителем идей цифрами и значением стал Алексей Кочнев, к тому времени имеющий мощный опыт практической деятельности и три красных диплома экономических вузов. Его знания опирались прежде всего на точное понимание каждой части проекта в общем и, самое важное, в деталях. Для того чтобы музей крепко стоял на ногах, важнейшее значение имела логически и финансово обоснованная платформа. Тут большую роль сыграл многолетний опыт развития различных производственных проектов и кристально чистое понимание, как необходимо предоставлять информацию заинтересованным структурам всех уровней.
— Наша совместная разносторонняя работа позволила не только создать идею проекта, но и вдохнуть в него душу, — говорит Алексей Кочнев. — Мы стали адекватно оценивать свои возможности и ресурсы. Наш проект стал привлекательным для сторонних экспертов и профессионалов музейного дела, мы начали широкое сотрудничество с ведущими специалистами вузов, научными сотрудниками РАН, школьными учителями. Обмен информацией позволил создать небывалую доселе модель музейного комплекса. Не статичный и рафинированный, вылизанный до идеала памятник истории! Наоборот, складываясь постепенно из обычных вещей, знакомых еще нашим бабушкам, простых дел и забот, предметов быта и труда, кусочек за кусочком пополнялись коллекции экспонатов, и рождалась своя история крестьянской повседневности. Сегодня к нам присоединилась еще и Татьяна Подкорытова — организатор контактного зоопарка домашних животных. Благодаря ей наш музей наполнился живыми свидетелями тысячелетнего труда земледельца и скотовода: лошадьми, козами, верблюдом, собаками и своенравной вислобрюхой свинкой. Музей приобрел свои очертания, и получающаяся картина нам понравилась. Понравилась она и инвесторам, и работа закипела. Но это уже совсем другая история!